подлинник
Дело № 2-1660/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2014 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,
при секретаре Евсеевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тарских А.А. к Министерству образования и науки Красноярского края о восстановлении права на обеспечение жилым помещением, признании нуждающимся и обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тарских А.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Канска об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, мотивируя свои требования тем, что относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку отец ФИО11 в свидетельстве о рождении записан со слов матери, мать ФИО12 написала отказ. Истец ФИО9 находился в государственных учреждениях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в «Доме малютки» <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в КГКОУ «Минусинский детский дом»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в «Заозерновском детском доме»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в <адрес> в ПУ-39 по профессии столяр-станочник. На учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял и не состоит. Право собственности на жилое помещение за Тарских А.А. не зарегистрировано. На территории <адрес> жилья по договору социального найма истцу не предоставлялось. Тарских А.А. обращался с заявлением о предоставлении жилого помещения в администрацию г. Канска, где ему было рекомендовано обратиться в суд. В связи с чем, истец просит обязать администрацию г. Канска предоставить ему пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом, жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений не ниже установленной нормы.
В дальнейшем истец Тарских А.А. изменил предмет исковых требований, предъявив требования к Министерству образования и науки Красноярского края, просит восстановить ему право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, признать нуждающимся в жилье по категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и обязать ответчика Министерство образования и науки Красноярского края включить Тарских А.А. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилье на основании поданного им заявления о предоставлении жилого помещения. Замена ответчика администрации г. Канска на Министерство образования и науки Красноярского края произведена по ходатайству истца.
В судебном заседании истец Тарских А.А., его представители Ефтифьев В.А., Сомов В.В. исковые требования с учетом уточнений, предъявленные к Министерству образования и науки Красноярского края, поддержали в полном объеме по изложенным основаниям. Представитель Сомов В.В. также пояснил, что Тарских относится к категории детей-сирот, имеет заболевание, на основании которого был признан ограниченно годным к военной службе (л.д.57), обращался неоднократно в Министерство образования и администрацию с вопросом о предоставлении жилья, кроме того, Министерство образования и науки дало разъяснение Тарских о возможность восстановления нарушенного права по категории детей-сирот.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица администрации г. Канска Колмакова В.А. уточненные исковые требования поддержала, пояснив, что администрация г. Канска права и Тарских не нарушала.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства МКУ «Управление образования администрации г. Канска» Огонькова Т.В. пояснила, что не возражает против уточненных исковых требований, предъявленных к Министерству образования и науки Красноярского края.
Представитель привлеченного в качестве ответчика Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, возражений на предъявленные исковые требования не представил.
Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося представителя ответчика Министерства образования и науки Красноярского края.
Суд, заслушав истца Тарских А.А., представителей истца Ефтифьева В.А., Сомова В.В., представителей третьих лиц администрации г. Канска Колмакову В.А., МКУ «Управление образования администрации г. Канска» Огонькову Т.В., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования с учетом уточнений, предъявленные к Министерству образования и науки Красноярского края, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст. 8 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. <адрес> «О защите прав ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. ДД.ММ.ГГГГ г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-3 п. 4 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Включение в список лиц, указанных в п. 1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Статьей 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части обеспечения социально незащищенных граждан жилыми помещениями, основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Указанный учет свидетельствует о наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки (ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ).
Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Как установлено в судебном заседании, решением Зеленогорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, лишен родительских прав в отношении сына Тарских А.А., 1986 г. рождения. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23).
Согласно справке КГКОУ «Минусинский детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ № Тарских А.А. воспитывался в КГКОУ «Минусинский детский дом» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., как оставшийся без попечения родителей: мать написала отказ, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Тарских А.А. поступил в детский дом из Минусинского дома ребенка, а выбыл на учебу в Заозерновскую школу-интернат (л.д.16).
Тарских А.А. являлся воспитанником КГКОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Заозёрновский детский дом» и проживал по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается справкой КГКОУ «Заозёрновский детский дом» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.14).
Тарских А.А. обучался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по профессии «столяр-станочник», находился на полном государственном обеспечении (л.д.13).
Согласно справке администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма с Тарских А.А. не заключался (л.д.15), данные обстоятельства также подтверждаются справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.17).
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и по Красноярскому краю Канский отдел от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о зарегистрированных правах Тарских на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют (л.д.18).
Также по сведениям ФГУП «Ростехинвентаризация», Канское отделение филиал по <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности за Тарских А.А. на какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности или ином вещном праве в <адрес> и <адрес> не зарегистрированы (л.д. 20).
Согласно ответу Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Президента РФ поступила информация о том, что в Министерство документы Тарских А.А. для постановки на учет детей-сирот, нуждающихся в жилье, не поступали. С целью восстановления права на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот Тарских А.А. указано обратиться в судебные органы (л.д.11).
Как следует их письма Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № документы Тарских для постановки на учет детей-сирот, нуждающихся в жилье, до достижения заявителем 23 лет не поступали, то есть до достижения указанного возраста право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот не было установлено, при этом указано, что для восстановления своих прав на предоставление жилого помещения по категории детей-сирот Тарских имеет права на обращение в судебные органы (л.д. 9).
Судом установлено и не опровергнуто каким-либо доказательствами, что с 2007 г. Тарских А.А. проживает в <адрес>, в настоящее время проживает по адресу <адрес> (л.д. 32).
За весь период проживания Тарских в <адрес>, в <адрес>, в <адрес> жилье на праве собственности или по договору социального найма заявителю предоставлялось (л.д. 13, 15, 17).
Поскольку Тарских не имеет жилого помещения в собственности (в т.ч. доли в праве общей собственности на жилое помещение), в пользовании по договору социального найма (в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя), то должен быть признан нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения.
Суд учитывает, что у истца Тарских А.А. имелся ранее статус лица, оставшегося без попечения родителей. Право на обеспечение жилым помещением не было реализовано по независящим от истца Тарских А.А. обстоятельствам, поскольку Тарских не мог обратиться ни в органы местного самоуправления, ни в органы опеки и попечительства с соответствующим заявлением до достижения 23 лет ввиду отсутствия паспорта, об утере которого он сообщил только ДД.ММ.ГГГГ В период нахождения в детском доме, обучении в образовательных учреждениях, органы опеки и попечительства и должностные лица постановкой истца на учет также не занимались, не разъяснялась право на постановку на очередь.
Также суд принимает во внимание и факты неоднократных обращений с заявлениями по вопросу о предоставлении истцу жилья в администрацию г. Канска, в Министерство образования и науки Красноярского края, в Управление Президента РФ, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что причины пропуска срока для обращения с заявлением о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, являются уважительными.
В связи с чем, необходимо восстановить Тарских А.А. право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и признать Тарских А.А. подлежащим включению в указанный список, поскольку до настоящего времени право истца на предоставление жилого помещения не реализовано, чем нарушаются права и законные интересы Тарских А.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тарских А.А. к Министерству образования и науки Красноярского края о восстановлении права на обеспечение жилым помещением, признании нуждающимся, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье – удовлетворить.
Признать Тарских А.А. нуждающимся в жилом помещении.
Восстановить право Тарских А.А. на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Министерство образования и науки Красноярского края включить Тарских А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья К.Г. Теплякова