Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
секретаря ФИО4,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3, ФИО2 об оспаривании решения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, о предоставлении его в собственность,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным решение ДМИЗО администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, обязать ДМИЗО администрации <адрес> в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу утвердить схему расположения на кадастровом плане земельного участка площадью № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, а также обязать ДМИЗО администрации <адрес> в течение двух недель после предоставления кадастрового паспорта на указанный земельный участок площадью № кв.м предоставить его заявителям в общую долевую собственность по ? доли каждому путем заключения договора купли-продажи указанного участка за цену № руб.
Требования заявители мотивировали тем, что они являются собственником двух жилых домов по адресу: <адрес>. С целью оформления прав на земельный участок, расположенный под данным домовладением, они обратились в ДМИЗО администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения участка и предоставлении участка в собственность за плату, в чем им было отказано в связи с отсутствием кадастрового паспорта на земельный участок и наличием на нем объекта – одноэтажного здания торгового назначения. Полагают отказ незаконным, поскольку формирование и постановка земельного участка на кадастровый учет производится после утверждения схемы расположения земельного участка, в чем Департаментом было незаконно отказано. Какой-либо объект недвижимого имущества торгового назначения в границах домовладения отсутствует. Полагают, что границы земельного участка и его площадь соответствуют фактическим границам домовладения, в связи с чем приведенные Департаментом доводы не могут служить в данном случае основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и его предоставлении заявителям.
В судебное заседание заявители ФИО2, ФИО3 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; их представитель ФИО7 (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно представил соглашение, подписанное заявителями, об определении долей.
Представитель органа, чье решение оспаривается, - ДМИЗО администрации <адрес> ФИО5 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании заявленные требования не признала, суду в обоснование возражений пояснила, что Департаментом была допущена ошибка: рассматривались только требования заявителей о предоставлении земельного участка в собственность, в чем и было отказано, так как участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Полагает, что вопрос о предоставлении участка в собственность должен быть разрешен после рассмотрения заявления об утверждении схемы земельного участка и постановки его на кадастровый учет; кроме того, материалы формирования земельного участка кадастровым инженером, в том числе план границ земельного участка, точки координат, заявителями Департаменту представлены не были.
В силу ч. 1 ст. 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о судебном заседании надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Исходя из ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч.. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находится в частной собственности.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. То есть данные объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Исходя из ч. 1 ст. 35 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретет право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно ст. 29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений):
1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Основания отказа в предоставлении услуги по утверждению схемы предусмотрены п. 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, решения Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью № кв.м, лит. А7, А8, А9, расположенного по адресу: <адрес>, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и решением суда от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО3 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью № кв.м, лит. А 1, расположенного по адресу: <адрес>, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные жилые дома представляют собой единое домовладение, расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>, - площадью № кв.м, что подтверждается кадастровым паспортом на указанное домовладение, схемой расположения участка и планом расположения земельного участка.
С целью оформления прав на распложенный под указанным домовладением земельный участок кадастровым инженером были подготовлены документы по межеванию участка в существующих границах, находящихся в фактическом пользовании заявителей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3 обратились в ДМИЗО администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного под принадлежащим им домовладением (по адресу: <адрес>, площадью согласно схемы расположения земельного участка на КПТ № кв.м) и его предоставлении в собственность за плату после постановки на кадастровый учет.
По результатам рассмотрения заявления ДМИЗО администрации <адрес> было отказано в удовлетворении заявления (ответ от ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на то, что земельный участок не сформирован, на участке расположены два одноэтажных дома, одноэтажное нежилое здание торгового назначения, на которое правоустанавливающий документ не представлен, в связи с чем фактически расположенные на земельном участке объекты не соответствуют представленным документам.
Дав оценку оспариваемому решению, суд находит его незаконным, поскольку заявители, как собственник уже имеющегося на данном участке домовладения, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 35 и ст. 36 ЗК РФ имеют право на предоставление расположенного под ним земельного участка, необходимого для использования принадлежащего им домовладения по назначению.
При этом порядок предоставления земельного участка предусмотрен ч. 6 и ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, исходя из которых если испрашиваемый земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина утверждает и выдает схему расположения земельного участка на кадастровом плане, после постановки участка на кадастровый учет разрешает вопрос о его предоставлении заявителю.
Между тем из представленных документов усматривается, что заявление ФИО2 и ФИО3 об утверждении схемы расположения земельного участка Департаментом фактически не рассматривалось, решения по данному вопросу Департаментом не принято.
При таких обстоятельствах, отказ в предоставлении земельного участка в собственность без разрешения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка и постановки его на кадастровый учет, является незаконным.
Кроме того, суд находит несостоятельной ссылку Департамента на наличие на участке одноэтажного нежилого строения торгового назначения, поскольку из представленной заявителями копии кадастрового паспорта усматривается, что на участке расположено только два одноэтажных жилых строения (лит.А7, А8, А9 и лит. А1, имеющее холодный пристрой а10, а3), а также надворные постройки (лит. а, Г, 7, Г1).
Доказательств наличия на испрашиваемом участке иных капитальных строений, в том числе торгового назначения, Департамент суду не представил.
При таких обстоятельствах, поскольку решение ДМИЗО является незаконным, учитывая, что ДМИЗО не было рассмотрено по существу заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, то в порядке восстановления нарушенного права на Департамент следует возложить обязанность по рассмотрению в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, а также заявление о предоставлении земельного участка в собственность - в течение двух недель после представления кадастрового паспорта на указанный земельный участок.
Вместе с тем суд не находит оснований для возложения на ДМИЗО обязанности по предоставлению заявителям земельного участка в собственность путем заключения договора купли-продажи за цену № руб., поскольку данная восстановительная мера является преждевременной, выходит за рамки предмета судебного разбирательства и зависит от результатов как рассмотрения ДМИЗО заявления об утверждении схемы расположения участка и постановки его на кадастровый учет, так и от результатов рассмотрения заявления о предоставлении участка в собственность.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> рассмотреть в течение двух недель со дня вступления решения в законную силу заявление ФИО3, ФИО2 об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> - на кадастровом плане территории, а также заявление о предоставлении земельного участка в собственность в течение двух недель после представления кадастрового паспорта на указанный земельный участок.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева