Судья –Слука В.А. Дело № 33-36023/2017
Апелляционное определение
«14» ноября 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Агибаловой В.О.
судей Диденко И.А., Якубовской Е.В.,
по докладу судьи Диденко И.А.
при участии прокурора Стукова Д.Г.
при секретаре Дордуля Е.К.
рассмотрела в судебном заседании гражданским дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Сочи по доверенности – < Ф.И.О. >1 на решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 05 сентября 2017 года,
заслушав доклад судьи Диденко И.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор г.Сочи в интересах < Ф.И.О. >6 обратился в суд к администрации <...>, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края с иском о понуждении произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения, а также о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что на основании обращения < Ф.И.О. >6 о защите нарушенных жилищных прав в части непредоставления ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратурой г.Сочи проведена проверка, в ходе которой установлено, что < Ф.И.О. >6 до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с нею не заключен.
Вместе с тем, в соответствии со ст.1 Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» < Ф.И.О. >6, <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
С 2003 году < Ф.И.О. >6 зарегистрирована по месту жительства: <...> <...>, ни собственником, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма она не является, иные права на недвижимое имущество за ней не зарегистрированы.
Наличие права < Ф.И.О. >6 на обеспечение жильем помещением подтверждено заключениями уполномоченного органа по учету (заключениями департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от 09.11.2016 года) о необходимости включения < Ф.И.О. >6 в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относящихся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании заявления от 08.11.2016 года < Ф.И.О. >6 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ Министерства Социального развития и семейной политики Краснодарского края 15.12.2016 года №2145-жс).
На основании изложенного просил суд обязать Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма жилого помещения для < Ф.И.О. >6, а также обязать администрацию <...> предоставить < Ф.И.О. >6 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 05.09.2017 года удовлетворены требования прокурора г.Сочи в интересах < Ф.И.О. >6 к администрации г.Сочи, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о понуждении произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения, а также предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Суд обязал Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма жилого помещения для < Ф.И.О. >6
Вместе с тем, суд обязал администрацию г.Сочи предоставить < Ф.И.О. >6 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м.
В апелляционной жалобе от 19.09.2017 года представитель администрации г.Сочи по доверенности – < Ф.И.О. >1 просил отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также нарушения норм материального и процессуального права.
Согласно представленным письменным возражениям на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г.Сочи < Ф.И.О. >7 считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор < Ф.И.О. >8 в интересах < Ф.И.О. >6 возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в апелляционную инстанцию не явились, извещались надлежащим образом, о причинах не сообщили и об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное толкование закона.
Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращения < Ф.И.О. >6 о защите нарушенных жилищных прав в части непредоставления ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокуратурой г.Сочи проведена проверка, в ходе которой установлено, что < Ф.И.О. >6 до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с нею не заключен, чем нарушены ее жилищные права, гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечение родителей».
Вместе с тем, установлено, что в соответствии со ст.1 Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» < Ф.И.О. >6, <...> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Родители < Ф.И.О. >6 — < Ф.И.О. >9 и < Ф.И.О. >10 решением Адлерского районного суда <...> Краснодарского края от 11.06.2009 года лишены родительских прав.
Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации
<...> <...> от <...> < Ф.И.О. >6 определена в детское
государственное учреждение Краснодарского края, которое окончила в 2010 году.
С 2003 году < Ф.И.О. >6 зарегистрирована по месту жительства: <...> <...>, ни собственником, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма она не является, иные права на недвижимое имущество за ней не зарегистрированы.
Наличие права < Ф.И.О. >6 на обеспечение жильем помещением подтверждено заключениями уполномоченного органа по учету (заключениями департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от 09.11.2016 года) о необходимости включения <...>. в список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относящихся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании заявления от 08.11.2016 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сироп и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ Министерства Социального развития и семейной политики Краснодарского края 15.12.2016 года №2145-жс).
Так в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст.ст.99, 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так согласно ст.ст.2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года №1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанной категории уполномоченным органом местного самоуправления МО Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем МО Краснодарского края однократно предоставляется благоустроенное жилое помещение муниципального специализированого жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Согласно ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления МО город-курорт Сочи наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению вопросов предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
В силу ст.2 указанного Закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Согласно Положению о Министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 21.12.2015 года №1240, министерство труда и социального развития Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения на территории Краснодарского края, в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории Краснодарского края, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья в пределах своей компетенции, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в Краснодарском крае, содействия занятости населения, охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, альтернативной гражданской службы.
Оценив представленные в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора г.Сочи в интересах < Ф.И.О. >6 обоснованы и подлежат удовлетворению.
С выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, и, следовательно, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, проверил доказательства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, а выводы суда – мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Выводы суда – мотивированы и подтверждены, имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе, об отсутствии достаточного финансового обеспечения для реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несостоятелен, поскольку указанное обстоятельство не освобождает орган местного самоуправления от исполнения своих обязанностей в области обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.
Исходя из требований ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставиться законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от ненадлежащего осуществления органом местного самоуправления переданных государственных полномочий в указанной сфере, неосвоения администрацией г.Сочи выделенных на эти цели субвенций, от наличия или отсутствия денежных средств.
На основании изложенного, довод апелляционной жалобы не может быть принят судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, поскольку существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению вышеуказанного вопроса, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 05 сентября 2017 года следует признать законным, обоснованным.
Руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 05 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи