№ 2-316-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2014 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.А.
с участием прокурора Пермяковой Т.И.,
истца Сашко Е.В., представителей истца Решмид О.О., Онучикой А.В.,
представителя ответчика Епишкиной О.В.,
при секретаре Качалковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Сашко Е.В. к
ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод»
о возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Сашко Е.В. обратился в суд с иском о взыскании с ответчика ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» компенсации морального вреда в размере *** руб.
В судебном заседании истец и представители истца исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Суду пояснили, что с *** истец работал у ответчика в должности ***. *** с истцом произошел несчастный случай на производстве. *** Таким образом, установлена вина работодателя в произошедшем с истцом несчастном случае. В соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 оборудование, использование которого привело к несчастному случаю, относится к источнику повышенной опасности. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в претерпевании физических страданий. Истец испытывает нравственные страдания в связи с невозможностью полноценно жить и работать, ограничением в движении, отсутствием перспектив восстановления здоровья и ведения прежнего активного образа жизни.
Представитель ответчика исковые требования признала частично, указав на чрезмерно высокий размер требуемой суммы возмещения морального вреда.
Суду пояснила, что истец состоял в трудовых отношениях с ОАО «КУМЗ». Обязательства, установленные законодательством при несчастном случае на производстве, работодателем выполнены в полном объеме. *** Истцом нарушены пункты 1.7, 1.11, 1.12, 1.28, 1.29, 3.3, 3.4 Инструкции по охране труда 413.21.0450-09, пункты 1.3, 1.5, 3.3 Инструкции по охране труда для отжигальщиков цветных металлов на участке холодной прокатки 403.02.0289-08. Работодателем обеспечено проведение вводного и повторного инструктажа по охране труда, производилась проверка знаний по охране труда, работник обеспечен специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной защиты. Полагает, что при определении размера морального вреда суд должен в числе других обстоятельств, указанных в законе, учесть и нарушение истцом требований безопасности, что и привело к данному несчастному случаю.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (статья 37, часть 3; статья 41, часть 1).
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
Работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства (статья 163 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить в том числе безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
В случае причинения работнику вреда жизни или здоровью, работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами. Виды, объем и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральным законом (статья 184 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (пункт 3 статьи 8) предусмотрено, что возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
Ответственность работодателя наступает при наличии общих оснований наступления ответственности:
наличие ущерба (вреда здоровью); подтверждение факта трудового увечья;
причинно-следственная связь между повреждением здоровья и трудовым увечьем;
наличие вины (кроме случаев причинения вреда здоровью источником повышенной опасности).
В судебном заседании установлено наличие указанных оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению морального вреда истцу.
Из трудовой книжки (л.д. 4-5), трудового договора (л.д. 86-87), приказов (л.д. 82-85, 89) усматривается, что истец с *** по *** состоял в трудовых отношениях с ОАО «КУМЗ». По профессии ***. Трудовые отношения прекращены в связи с отсутствием у работодателя работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением.
Актом № о несчастном случае на производстве от *** (л.д. 6-12, 94-103), установлено, что ***.
В результате несчастного случая истцу причинена производственная травма, относящаяся к категории тяжелых, в виде ***.
Таким образом, суд усматривает в действиях ответчика виновное нарушение требований закона, повлекшее несчастный случай с истцом на производстве.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» предусматривает, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В связи с полученной травмой истец находился на стационарном лечении в МУЗ «Городская больница №» с *** по *** Проведены операции *** и *** (л.д. 22).
С *** по *** истец находился на излечении в ФГУ «Уральский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. В.Д. Чаклина Минздравсоцразвития», где ему проведены две операции (л.д. 26).
*** истцу установлена *** группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности ***% на срок до ***, что подтверждается справками серии МСЭ-№, № (л.д. 20).
Справками серии МСЭ-2011 № № от *** (л.д. 19, 21) подтверждается установление истцу *** группы инвалидности бессрочно с утратой профессиональной трудоспособности в размере ***%.
Из индивидуальной программы реабилитации инвалида от *** (л.д. 28-31) следует, что ***.
Истец нуждается ***, ему противопоказан труд с длительной ходьбой и стоянием, тяжелый физический труд, в неблагоприятных метеоусловиях, на высоте, с движущимися механизмами, на транспорте.
Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Истцу причинены физические и нравственные страдания, выразившиеся в испытании физической боли, невозможности жить полноценной жизнью, осуществлять трудовую деятельность по избранной специальности. Полученная травма оказала воздействие на эмоционально-психологическое состояние истца, истец переживает по поводу своего состояния здоровья, внешнего вида ноги.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что истцом при выполнении трудовых обязанностей допущена неосторожность.
Инструкция по охране труда для работающих на ОАО «КУМЗ» 413.21.0450-09 (л.д. 104-113) запрещает нахождение на рольганге без выполнения специальных дополнительных мер безопасности, вставать на движущиеся части оборудования (пункт 1.29).
Согласно Инструкции по охране труда *** 403.02.0289-08 (л.д. 114-116) *** запрещено ходить по роликам отводящего рольганга (пункт 3.3).
Истец пренебрег данными требованиями безопасности, что также способствовало наступлению вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер физических и нравственных страданий, связанный с индивидуальными особенностями истца, в том числе возраста, их тяжесть, фактические обстоятельства дела, вину ответчика. С учетом требований разумности и справедливости суд полагает справедливой денежную компенсацию в сумме *** руб.
На основании статей 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в сумме *** руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Сашко Е.В. к к ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» о возмещении морального вреда удовлетворить.
Взыскать с ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» в пользу Сашко Е.В. компенсацию морального вреда в сумме *** (четыреста тысяч) руб.
Взыскать в доход местного бюджета МО «город Каменск-Уральский» с ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» госпошлину в сумме *** (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд в течение одного со дня вынесения мотивированного решения
Мотивированное решение составлено 17 февраля 2014 г.
Председательствующий: