Дело №2- 192/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(В окончательной формулировке)
27 января 2017 года г. Каспийск
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джабраиловой А.Д.,
с участием представителя Алиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Яшиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асланова <данные изъяты> к Администрации городского округа «<адрес>», Муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа «<адрес>» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Асланов Ш.А. обратился в суд с иском о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 61857 рублей 81 копейка.
Требования обоснованны тем, что он является получателем субсидий, что подтверждается справкой МАУ «МФЦ».
Органом, уполномоченным на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, является МАУ «МФЦ» городского округа «<адрес>».
Согласно ч. 4 ст. 159 ЖК РФ субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного ч.1 ст.155 настоящего Кодекса, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Ответчики не выполняют возложенные на них обязательства, поэтому он просит удовлетворить его исковые требования в полном объёме.
В судебном заседании Истец поддержал свои исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
По инициативе суда, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, в качестве соответчиков по делу были привлечены Министерство транспорта, энергетики и связи и ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>».
Представитель Администрации городского округа «<адрес>», будучи извещенный надлежащим образом в зал судебного заседания не явился и суд о причинах своей неявки не известил. Данные о надлежащем извещении имеются.
Представитель Министерства транспорта энергетики и связи РД Алиев М.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и просил в иске отказать, так как выплата субсидий до марта 2016 года производила Администрация городского округа «<адрес>». Обязанность по выплате задолженности остаётся за Администрацией городского округа «<адрес>», которая и несет ответственность перед истцом.
Представитель муниципального автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», будучи извещенный надлежащим образом в зал судебного заседания не явился и суд о причинах своей неявки не известил.
Представитель ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>» направил в суд письменные возражения, в которых просит рассмотреть дело без участия их представителя.
Приказом Министерства транспорта, энергетики и связи по РД от ДД.ММ.ГГГГ за № государственное автономное учреждение РД «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РД» управомочено на исполнение от имени Республики Дагестан следующих публичных нормативных обязательств перед физическими лицами – Предоставление и обеспечение предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Тем же постановлением Правительства РД признано утратившим силу постановление Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об уполномоченных органах исполнительной власти РД, осуществляющих контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственных полномочий РД по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ следует, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, а в соответствии с ч.2 той же статьи следует, что действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до ведения его в действие в случаях прямо предусмотренных этим актом.
Учитывая, что факт образования задолженности РД по публично нормативному обязательству возник с ноября 2010 года, то есть до вступления в силу Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ и в отсутствии в Законе нормы устанавливающей его действие до его издания, считают необходимым руководствоваться нормативно-правовыми актами, действующими до ДД.ММ.ГГГГ.
Выше изложенное свидетельствует об отсутствии правоотношений между Истцом и Ответчиком и последний не нарушал прав Истца.
Получателем бюджетных средств является Министерство транспорта, энергетики и связи. ГАУ РД «МФЦ в РД» исполняет публичные обязательства Министерства транспорта, энергетики и связи РФ (не может распоряжаться денежными средствами от своего имени.
Они также считают, что внеочередное судебное взыскание субсидий на оплату ЖКУ в пользу Истца, ущемляет права остальных получателей субсидий, отодвигая их в общей очереди. В иске просили оказать.
В соответствии с ч.4 ст. 167 ГПК РФ дело рассматривалось без участия не явившихся участников процесса
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
Согласно ст.159 ЖК РФ Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
3. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
4. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 настоящего Кодекса.
5. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
7. Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
8. Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации».
Правила предоставления субсидий в Российской Федерации регламентируются Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. № «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Согласно п.66 Правил финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий получателям субсидий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. (п.71 Правил)
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" Правительством Республики Дагестан постановлением от 26.08.2011г. № утвержден Порядок перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес>. ( с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.2 вышеуказанного Порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в <адрес> «Субсидии предоставляются гражданам в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
Решения о предоставлении субсидий принимаются Министерством транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан или уполномоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган)».
Прием документов, представляемых для получения субсидий гражданами, осуществляется государственным автономным учреждением Республики Дагестан "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>" (п.6).
Согласно п.п.111, 112 Приказа Минрегиона РФ №, Минздравсоцразвития № от 26.05.2006г. финансирование расходов на обеспечение предоставления субсидий гражданам должно обеспечить ежемесячное перечисление бюджетных средств на банковские счета граждан или выплату (доставку) через организации связи или выплату из кассы уполномоченного органа в полном объеме начисленных субсидий до начала срока оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. С целью недопущения нарушения сроков предоставления гражданам субсидий из-за возможной задержки предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует предусмотреть использование механизма кредитования банком местного бюджета. Для этого органам государственной власти субъекта Российской Федерации следует заключить соответствующие договоры с кредитными организациями. Ответственным за погашение банковского кредита, включая проценты, должен признаваться орган исполнения регионального бюджета.
Суд не может согласиться с доводами Министерства транспорта, энергетики и связи РД, что задолженность по субсидиям Истцу должна выплатить администрация городского округа «<адрес>».
Выплата субсидий гражданам является бюджетным обязательством Правительства Республики Дагестан, а Администрация городского округа «<адрес>» в силу действующего на тот момент законодательства была уполномочена Правительством на принятие решений по начислению и выплате субсидий из средств, перечисляемых Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
В настоящее время Правительство Республики Дагестан изменило уполномоченный орган на принятие решений на выплату субсидий и при этом согласно п.1 ст.2 Закона Республики Дагестан за № от ДД.ММ.ГГГГ обязала органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан в установленном законом порядке перечислить в республиканский бюджет Республики Дагестан неиспользованные остатки межбюджетных трансферов, предоставленных в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан на осуществление государственных полномочий Республики Дагестан по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Следовательно, в данном случае речь идет о всех денежных средствах как полученных муниципальными образованиями, так и недополученных средств, которые и явились причиной образовавшейся задолженности по субсидиям. На момент рассмотрения дела в суде межбюджетные трансферты в виде субвенций больше не могут перечисляться в силу вышеуказанного закона администрациям муниципальных образований, а следовательно, и задолженности по субсидиям не могут быть выплачены гражданам органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан.
Исходя из смысла действующего законодательства, выплата субсидий являются обязательством субъекта Российской федерации в лице высшего исполнительного органа, в данном случае Правительства Республики Дагестан, которое обязано отвечать перед гражданами своей республики, а через какой уполномоченный орган будут выполняться эти обязательства, Правительство решает само.
На момент рассмотрения спора в суде таким уполномоченным органом Правительство Республики Дагестан определило Министерство транспорта, энергетики и связи РД и фактическим получателем субвенций на момент рассмотрения спора в суде является Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
Правительством Республики Дагестан было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № о ликвидации государственного казенного учреждения РД «Республиканский Центр субсидий», правопреемником которого указало Министерство транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 раздела 3 Положения о Министерстве транспорта, энергетики и связи РД, утвержденного постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ за № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета РД, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ( п.ДД.ММ.ГГГГ).
Пунктом 259 Свода перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти РД и подведомственными им государственными учреждениями, в рамках делегированных им полномочий органов исполнительной власти РД, за Министерством транспорта, энергетики и связи РД закреплена государственная услуга по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
То есть получателем бюджетных средств является Министерство транспорта, энергетики и связи РД.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должны быть взысканы с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, а не с Администрации городского округа «<адрес>».
В материалах дела имеется справка – расчет задолженности по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выданная МАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Асланова <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>. Согласно этой справке задолженность по субсидиям на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 61857, 81 руб. Вышеуказанная справка также подтверждает право Истца на получение субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (л.д. 3-5).
Суд считает, что исковые требования о взыскании задолженности по субсидиям должны быть удовлетворены, но взысканы ни с Администрации городского округа «<адрес>», а с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Асланова <данные изъяты> к Администрации городского округа «<адрес>», Муниципальному автономному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» городского округа «<адрес>», Министерству транспорта, энергетики и связи РД и ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>» о взыскании задолженности по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан в пользу Асланова <данные изъяты> задолженность по субсидиям на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 61857 (шестьдесят одна тысяча восемьсот пятьдесят семь) рублей 81 копейка из денежных средств, перечисленных Министерством финансов Республики Дагестан для финансирования расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Председательствующий:
Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ