Решение по делу № 2-1785/2015 ~ М-1420/2015 от 01.04.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Астрахань 24 июня 2015 года

Советский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Иноземцевой Э.В.,

при секретаре Кадеркиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ПАВ к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включении в данный список,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах ПАВ обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включении в данный список. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ПАВ, оставшегося без попечения родителей, о нарушении жилищных прав со стороны ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>», выразившемся в отказе во включении в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

ПАВ, <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Согласно письму отдела народного образования <адрес> совета народных депутатов от <дата> ПАВ направлен в детский приемник-распределитель УВД облисполкома. На основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних при исполкоме <адрес> совета народных депутатов от <дата> ПАВ определен в детское государственное учреждение до решения суда о лишении матери родительских прав.

Согласно путевке <адрес> отдела народного образования <номер> от <дата> ПАВ из Кировского детского приемника- распределителя направлен в детский <адрес>. <дата> ПАВ выбыл из детского дома-школы им. ЗСИ приказом директора от <дата> <номер> в связи с его устройством для дальнейшего обучения в Средне-профессиональное училище №3. Таким образом, ПАВ воспитывался в детском доме-школе им. ЗСИ непрерывно на протяжении 9,5 лет (с 5 до 14 лет), при этом находился на полном государственном обеспечении, то есть без родительского попечения.

Согласно информации СПУ <номер> ПАВ зачислен приказом №<номер> от <дата> года, отчислен приказом №17-К от <дата> в связи с окончанием обучения. То есть в данном образовательном учреждении ПАВ на протяжении двух лет (с 14 до 16 лет) также находился на полном государственном обеспечении.

За время нахождения в указанных государственных учреждениях вопрос о защите жилищных прав ПАВ не решался. Также за указанное время не решен вопрос и о лишении матери ПАВ родительских прав в отношении него. При этом с государственного обеспечения (11,5 лет) ПАВ никто не снимал. Данное обстоятельство подтверждает тот факт, что компетентными ведомствами было признано, что ПАВ остался без попечения родителей. Освободившись <дата> по отбытию наказания ПАВ стало известно, что он не включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В данной связи в июне 2014 года ПАВ обратился к ответчику с заявлением по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако ему было отказано по основанию достижения им 23 лет.

Просит суд признать отказ ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от <дата> <номер> во включении ПАВ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным. Восстановить ПАВ срок для подачи заявления о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения; обязать ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» включить ПАВ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ЕЕС, истец ПАВ заявленные требования поддержали в полном объеме и просили удовлетворить.

Представитель ответчика ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» ПАВ, действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме и не возражала против их удовлетворения.

Представители третьих лиц Жилищного управления администрации <адрес>, Министерства социального развития и труда <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от <дата> N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до <дата>) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда российской Федерации <дата>, несмотря на то, что с <дата> установлен новый порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, судам следует учитывать, что подходы к разрешению вопросов о круге лиц, на которых распространяется действие статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от <дата> N 15-ФЗ), о месте жительства этих лиц, о своевременности их обращения с требованием предоставить жилое помещение, а также о том, когда у органа исполнительной власти возникает обязанность предоставить жилое помещение и каким требованиям оно должно соответствовать, остаются прежними.

Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

В связи с приведенными изменениями в Законе, изменено содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от <дата> N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 1 Федерального закона РФ от <дата> N 159-ФЗ даны определения понятий "детей-сирот" и "лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в частности, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов дела, ПАВ,<дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте и направлен в детский приемник-распределитель УВД облисполкома, что подтверждается письмом зав.районо Отдела народного образования ХЛА от <дата> года, согласно которому ПАВ направлен в детский приемник-распределитель для несовершеннолетних УВД облисполкома для оформления его в детское учреждение. ПАВ нуждается в государственной помощи, его мать ПНЕ воспитанием сына не занимается, ведет аморальный образ жизни, употребляет спиртные напитки, не работает. Отец ПВП с семьей не проживает.

Согласно постановлению комиссии по делам несовершеннолетних при исполкоме <адрес> Совета народных депутатов от <дата> ПАВ определен в детское государственное учреждение до решения суда о лишении матери родительских прав.

<адрес> отдела народного образования <номер> от <дата> ПАВ из Кировского детского приемника- распределителя направлен в детский <адрес> (Детский дом-школа им. ЗСИ). Как следует из справки <номер> от <дата> года, выданной детским домом-школой им. ЗСИ, о том, что ПАВ, <дата> года рождения, действительно являлся воспитанником ГБОУ АО «Детский дом-школа им. ЗСИ» и находился на полном государственном обеспечении как ребенок, оставшийся без попечения родителей. ПАВ прибыл в учреждение <дата> в дошкольное отделение из Детского <адрес> выбыл из учреждения <дата> года.

Согласно справке <номер> от <дата> года, выданной ГБОУ АО СПО «АГКПТ», согласно которой ПАВ действительно обучался в ПУ<номер> с 1994-1995 года по профессии «Станочник», п/н 3358. Прибыл в «Профессиональное училище №3» из Интерната №2, имел временную регистрацию по адресу: <адрес> (общежитие). Закрепленного жилья не имел.

Как следует из требования ИЦ УВД <адрес> ПАВ приговором Кировского районного суда <адрес> от <дата> осужден к 2 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на 2 года. Приговором Кировского районного суда <адрес> от <дата> ПАВ осужден к 2 годам лишения свободы, освобожден <дата> по отбытию наказания. Приговором Кировского районного суда <адрес> от <дата> ПАВ осужден к 3 годам лишения свободы, освобожден <дата> по отбытию наказания. 0404.2003 года осужден Кировским районным судом <адрес> к 3 годам лишения свободы, <дата> освобожден по отбытию наказания. <дата> осужден Ленинским районным судом <адрес> к лишению свободы сроком на 1 год условно с испытательным сроком 1 год. <дата> осужден Советским районным судом <адрес> к лишению свободы сроком на 9 лет 6 месяцев. <дата> освобожден по отбытию наказания.

Согласно сообщению Кировского районного суда <адрес> от <дата> года, что гражданское дело по иску <адрес> исполнительного комитета к ПНЕ, ПВА о лишении родительских прав за период с <дата> по <дата> на рассмотрение в суд не поступало.

Из ответа ОУФМС по <адрес> в <адрес> <номер> от <дата> следует, что ПАВ, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, значился зарегистрированным по адресу: <адрес> <дата> по <дата> года. снят с регистрационного учета как осужденный в места лишения свободы.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до <дата>), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до <дата>) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от <дата> N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Истец ПАВ является лицом, оставшимся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что ПАВ с <дата> был направлен детский приемник-распределитель УВД облисполкома. <дата> ПАВ определен в детское государственное учреждение детский <адрес>, где находился на полном государственном обеспечении на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних при исполкоме <адрес> совета народных депутатов.

<дата> ПАВ выбыл из детского дома-школы им. ЗСИ приказом директора от <дата> <номер> в связи с его устройством для дальнейшего обучения в среднее профессиональное училище №3. ПАВ воспитывался в детском доме-школе им. ЗСИ непрерывно на протяжении 9,5 лет, при этом находился на полном государственном обеспечении, то есть без родительского попечения.

С <дата> по <дата> находился в СПУ <номер> на полном государственном обеспечении.

Однако, государственное учреждение, в котором воспитывался ПАВ, не выполнило возложенную обязанность опекуна по обеспечению подопечного жилым помещением.

Кроме того, ПАВ не было известно о его праве подать заявление о включении его в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Согласно представленному уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от <дата> <номер> в настоящее время у ПАВ собственности не значится.

Суд учитывает, что исполнение законным представителем возложенной на него законом обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребенка.

Узнав о нарушении своего законного права на предоставление жилой площади, и возможности предоставления такого жилого помещения, ПАВ обратился в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с соответствующим заявлением.

Письмом от <дата> ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» отказало ПАВ во включении в такой список в связи с отсутствием оснований и возрастным критерием.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что ПАВ, будучи лицом, оставшимся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, равно как и не имеет закрепленного жилого помещения, пригодного для проживания.

Анализируя представленные в судебном заседании доказательства, учитывая, что на момент обращения ПАВ в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с соответствующим заявлением и принятии данного решения ПАВ достиг 34 лет, суд находит причины пропуска срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, уважительными.

Поскольку требования ПАВ о восстановлении срока на подачу заявления о включении в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением удовлетворены, суд считает необходимым возложить на ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения <адрес>» обязанность включить ПАВ в такой список.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> в интересах ПАВ к Государственному казенному учреждению <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, включении в данный список- удовлетворить.

Признать отказ Государственного казенного учреждения <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» от <дата> <номер> во включении ПАВ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным

Восстановить ПАВ срок для подачи заявления о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Обязать Государственное казенное учреждение <адрес> «Центр социальной поддержки населения <адрес>» включить ПАВ в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца с момента изготовления его полного текста через Советский районный суд <адрес>.

Полный текст решения изготовлен <дата>.

Судья Иноземцева Э.В.

2-1785/2015 ~ М-1420/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Попов
Ответчики
ГКУ АО Центр социальной поддержки населения Советского района г. Астрахани
Другие
Министерство социального развития и труда АО
Суд
Советский районный суд г. Астрахани
Судья
Иноземцева Эллина Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky--ast.sudrf.ru
01.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2015Передача материалов судье
03.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2015Предварительное судебное заседание
21.05.2015Судебное заседание
09.06.2015Судебное заседание
24.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2017Дело оформлено
11.07.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее