Дело № 2а-806/2019 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 22 августа 2019 года
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе: судьи Образцовой С.А.
при секретаре Пахомовой А.Г.,
с участием в деле: административного истца Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия;
административного ответчика Авдониной Любови Александровны;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное без ведения аудиопротоколирования дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия к Авдониной Любови Александровне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Мордовия) обратилась в суд с административным иском к Авдониной Л.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
В обоснование требований указала, что Авдонина Л.А. в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортное средство, являющееся объектом налогообложения:
- автомобиль легковой <данные изъяты>
Административным истцом в соответствии со статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Республики Мордовия 17 октября 2002 г. №46-З «О транспортном налоге» исчислен транспортный налог за 2014 г. в сумме738 рублей, за 2015г. в сумме 885 рублей.
В связи с тем, что налог своевременно оплачен не был, налоговой инспекцией в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации было выставлено требование об уплате налога и пени. Сумма задолженности сложилась в связи с неуплатой транспортного налога за 2014-2015 годы, в установленный законодательством срок. В связи с этим в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени в сумме 181 руб. 02 коп..
Авдонина Л.А., зная о том, что она является владельцем имущества, в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации должна исполнять обязанность по уплате налогов за данное имущество самостоятельно. Требования об уплате налогов и пени до настоящего времени не исполнены.
Согласно пункту 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, просит взыскать с Авдониной Л.А. задолженность по транспортному налогу за 2014 -2015г.г. в общей сумме 1 623 рубля, пени в общей сумме 181 руб. 02 коп.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Мордовия не явился, извещен о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом. В заявлении от 17.07.2019г. просит дело рассмотреть в его отсутствие.
В судебное заседание административный ответчик Авдонина Л.А. не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Исследовав письменные доказательства, суд считает, что административный иск подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Республики Мордовия от 17 октября 2002 года № 46-3 «О транспортном налоге» (в редакции, действующей на 2014 год) ставки транспортного налога устанавливаются на территории Республики Мордовия в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) – до 100 лошадиных сил включительно, с года выпуска которых прошло более 15 лет-12,5; свыше 100 л.с. до 150 л.с.-21,6.
Из материалов дела усматривается, что Авдониной Л.А. принадлежит на праве собственности легковой автомобиль <данные изъяты>
Следовательно, административный ответчик Авдонина Л.А. является плательщиком транспортного налога.
Административным истцом Авдониной Л.А. исчислен транспортный налог: за 2014 год - в сумме 738 рублей, и направлено налоговое уведомление № 873950 от 19.05.2015 года о его уплате в срок не позднее 01.10.2015 года, что подтверждается копией налогового уведомления №873950 и копией списка №1971, подтверждающего факт направления данного уведомления;
за 2015 год - в сумме 885 рублей, о чем направлено налоговое уведомление № 89735366 от 27.09.2016 года о его уплате в срок не позднее 01.12.2016 года, что подтверждается копией налогового уведомления №89735366 и копией списка №294, подтверждающего факт направления данного уведомления заказной корреспонденцией через ФГУП «Почта России».
В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Поскольку в установленный срок обязанность по уплате транспортного налога как за 2014 год, так и за 2015 год, административный ответчик не выполнил, то указанные обстоятельства в силу абзаца второго пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации являлись основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налогов.
Из материалов дела усматривается, что административным истцом в адрес административного ответчика заказными письмами направлялись:
требование №25944 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 09.11.2015г. об уплате транспортного налога в сумме 738 рублей и пени в сумме 111 руб. 11 коп. в срок до 24.12.2015г., что подтверждается копией налогового требования №25944, копией списка №2103;
требование №8100 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 13.08.2016г. об уплате транспортного налога в сумме 738 рублей и пени в сумме 163 руб. 83 коп. в срок до 21.09.2016г., что подтверждается копией налогового требования №8100, копией списка №87344;
требование № 19388 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 17.12.2016г. об уплате транспортного налога в сумме 885 рублей и пени в сумме 4 руб.42 коп. в срок до 21.02.2017г., что подтверждается копией налогового требования № 19388, копией списка №224276;
требование № 18847 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22.09.2017г. об уплате транспортного налога в сумме 885 рублей и пени в сумме 222 руб. 97 коп. в срок до 15.11.2017г., что подтверждается копией налогового требования № 18847, копией списка №224276.
В установленные сроки налоги и пени не были уплачены.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что срок исполнения требования об уплате налога, сбора, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22.09.2017 г. № 18847 определен до 15.11.2017г., начало течения шестимесячного срока подачи в суд настоящего административного иска следует исчислять с 16.11.2017г.. Таким образом, срок для обращения в суд с соответствующим требованием начал течь с 16.11.2017г., и истек 15.05.2017 года.
Из материалов дела следует, что мировым судьей судебного участка №3 Пролетарского района г.Саранска Республики Мордовия 27.02.2019г. был выдан судебный приказ по заявлению ИФНС по Октябрьскому району г.Саранска о взыскании с Авдониной Л.А. задолженности за 2014, 2015 годы по транспортному налогу в сумме 1623 рубля и пени в сумме 181 руб. 02 коп. Определением от 19.03.2019г. судебный приказ от 27.02.2019г. был отменен по заявлению должника.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Авдониной Л.А. задолженности по транспортному налогу налоговая инспекция обратилась с пропуском установленного процессуального срока.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд 24.07.2019 года, то есть с пропуском срока обращения в суд, установленного частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом не заявлено.
Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного частью 1 статьи 286 КАС Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
В нарушение требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявленными требованиями.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Мордовия уже утратила право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с установлением факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, суд, исходя из положений части 5 статьи HYPERLINK "garantF1://70785220.1805" 180, части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 293,294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
р е ш и л :
Отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Мордовия в удовлетворении административного иска к Авдониной Любови Александровне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>