Решение по делу № 2-3407/2014 ~ М-2622/2014 от 05.05.2014

Дело № 2-3407/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2014 года

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сулеймановой А. Т.

при секретаре Шафиковой Э. Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Безрученко О. Ю. к ОАО «Научно производственное предприятие «Мотор», Администрации ГО г. Уфа, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

      Безрученко О. Ю. обратилась в суд с иском к ОАО «Научно производственное предприятие «Мотор», Администрации ГО г. Уфа, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование указала, что ОАО НПП «Мотор» ДД.ММ.ГГГГ предоставило ей комнату <адрес> в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. С ней ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма. Здание общежития по <адрес> в <адрес> является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года. Истец Безрученко О. Ю. просит суд признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.

      Истец Безрученко О. Ю. на судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской.

      В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истца в судебном заседании представляет Муфтахова З. Р., действующая по доверенности.

      Представитель Муфтахова З. Р., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

      Ответчики - представители ОАО «НПП МОТОР», Администрации ГО г. Уфа на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

      В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

      Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

      Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

      В соответствии с Конвенцией от 04.11.1950 года «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции».

      Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

      В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

      Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

      В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

      В соответствии с ч. 1 ст. 40 и ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилье, никто не может быть произвольно лишен жилища.

      В соответствии с ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

      Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

      В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

      В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

      Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

      В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

      Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

      При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

      Следовательно, граждане вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

      В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО НПП «Мотор» (наймодатель) и Безрученко О. Ю. (наниматель) был заключен договор найма жилого помещения в общежитии, согласно которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из комнаты по адресу: <адрес>

      В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

      На момент рассмотрения дела судом возникшего спора между сторонами, право собственности на жилой дом по <адрес> за ответчиком ФГУП НПП «Мотор» не зарегистрировано.

      В силу ст. 1 Закона РФ от 24.12.1992 года № 4218-1 «Об основах жилищной политики», ст. 92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

      В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

         Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно жилой фонд передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

      В соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" от 07.03.1995г. N235 подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 N8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", включая и объекты, определенные в п.2 Положения.

         Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992г. N114-pn утверждено Положение об определении пообъектного состава Федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. В соответствии пункта 9 Положения «для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов.

         В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от 27.12.1991 N3020-1.

       Согласно п. 12 Положения комитет по управлению имуществом республики в составе РФ, края, области,...,города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) обязан внести переданные в государственную, муниципальную собственность объекты в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности. Однако, как усматривается ответчик НПП «Мотор» не передало здание общежития в муниципальную собственность.

        Здание общежития по адресу: <адрес> является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления ВС РФ от 27.12.1991г. N3020-1, поэтому оно может рассматриваться как объект муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это право в установленном порядке.

       Как видно из сообщения Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним помещение, находящееся по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на данный объект отсутствует.

        Как усматривается из поэтажного плана здания <адрес>, жилое помещение, состоящее из одной комнаты <адрес>, является изолированным жилым помещением.

        Судом установлено, что истец Безрученко О. Ю. вселилась в спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, и зарегистрирована на данной жилой площади, что также подтверждается справкой о регистрации, несет обязанности по оплате коммунальных услуг за жилую площадь.

       На день рассмотрения дела в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, о том, что спорное жилое помещение, где проживает истец, приватизировано ответчиками.

       Также установлено, что ранее истец в приватизации не участвовала, право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения не использовала, что подтверждается представленными справками.

      Таким образом, суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.

       В соответствии с. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

      Согласно статьям 17 и 28 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

      Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

      Исковые требования Безрученко О. Ю. к ОАО «Научно производственное предприятие «Мотор», Администрации ГО г. Уфа, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

      Признать за Безрученко О. Ю. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

      Данное решение является основанием для регистрации за Безрученко О. Ю. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в Управлении Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

      Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы.

Судья:                                                        А. Т. Сулейманова

2-3407/2014 ~ М-2622/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Безрученко Ольга Юрьевна
Ответчики
ОАО НПП "Мотор"
Администрация ГО г.Уфа
Суд
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Сулейманова А.Т.
Дело на странице суда
kalininsky--bkr.sudrf.ru
05.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2014Передача материалов судье
05.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2014Подготовка дела (собеседование)
03.06.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2014Судебное заседание
02.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2014Дело оформлено
10.10.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее