Дело № 2-1398/17-2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2011 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптева В.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа, ПМУП «Автоспецтранс» о ликвидации контейнерной площадки,
у с т а н о в и л:
Лаптев В.Н. обратился в Петрозаводский городской суд РК с иском к Администрации Петрозаводского городского округа, ПМУП «Автоспецтранс» о ликвидации контейнерной площадки. Иск мотивирован следующим. На придомовой территории дома, в котором проживает истец, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, <адрес>, установлена контейнерная площадка для сбора бытового мусора. Данная площадка установлена с нарушениями требований СанПиН 42-128-4690-88 (п.2.2.3). Истец просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по установке контейнерной площадки у данного дома незаконными; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа и ПМУП «Автоспецтранс» ликвидировать данную контейнерную площадку в кратчайший срок, установленный судом.
Определением от 14.02.2011г. к участию в деле привлечено третье лицо ООО «Жилфонд-Служба».
Определением от 02.03.2011г. к участию в деле привлечены третьи лица МУ «Жилищный контроль», ООО «УК «Управдом».
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что, являясь уполномоченным дома <адрес> в г.Петрозаводске, он неоднократно обращался с жалобами в различные инстанции по вопросу о ликвидации контейнерной площадки, однако площадка до настоящего времени не ликвидирована.
Представители ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Петрашкевич Л.С., Карпова Ж.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что для решения вопроса о переносе контейнерной площадки для мусора, необходимо решение собрания собственников жилья, обслуживание данного жилого дома осуществляет ООО «Жилфонд-Служба», Администрация Петрозаводского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представители ответчика ПМУП «Автоспецтранс» Юрчук Т.В., Трифонов А.А., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали, поддержали позицию представителя Администрации Петрозаводского городского округа, пояснив, что ПМУП «Автоспецтранс» занимается вывозом мусора на основании заключенных договоров, им не подведомственен вопрос о ликвидации контейнерной площадки.
Представитель третьего лица ООО «Жилфонд Служба» Балдина О.С., действующая по доверенности, в судебном заседании пояснила, что ООО «Жилфонд Служба» является управляющей организацией, обслуживающей дом <адрес> в г.Петрозаводске, в ее обязанности не входит решение вопроса о переносе контейнерной площадки.
Представитель третьего лица МУ «Жилищный контроль» Богданова О.Л., действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала позицию Администрации Петрозаводского городского округа, полагал иск необоснованным.
Представитель третьего лица ООО «УК «Управдом» Панкратович И.Ю., действующая по доверенности, в судебном заседании полагала иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав пояснения участвовавших в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, материалы дела об административном правонарушении, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.п.24 п.1 ст.14 Устава Петрозаводского городского округа к вопросам местного значения Петрозаводского городского округа относится: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
В соответствии с п.5 ст.12 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утв. Решением Петросовета от 27.04.2010г. N 26/41-813, контейнерные площадки должны иметь ограждение, достаточное освещение. Контейнеры должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с высадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Контейнеры необходимо размещать на расстоянии от окон и дверей многоквартирных и жилых домов не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на придомовой территории многоквартирного дома, в котором проживает истец (в квартире <адрес>), расположенного по адресу: г.Петрозаводск, <адрес>, установлена контейнерная площадка для сбора бытового мусора.
Письмом от 27.05.2010г. Администрация Петрозаводского городского округа в ответ на обращение Лаптева В.Н. сообщила, что схема переноса контейнерной площадки направлена на согласование в комитет по вопросам управления муниципальным имуществом и землепользованием, работы по переносу контейнерной площадки будут предусмотрены в летний период 2010г. (3 квартал).
Согласно акту обследования месторасположения контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес> от 01.10.2010г. из-за стесненных условий внутри дворовых территорий и отсутствия свободных площадей решить вопрос о переносе муниципальной контейнерной площадки (инвентарный №) с соблюдением СанПиН 42-128-4690-88 не представляется возможным. По результатам обследования принято решение контейнерную площадку у дома <адрес> оставить без изменения.
Согласно акту № технического обследования контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Петрозаводск <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, контейнерная площадка установлена у торцевой стены жилого дома <адрес>; расстояние от стены дома до контейнерной площадки составляет 1-1,3 метра. Вывод комиссии - контейнерная площадка установлена с нарушением СанПин 42-128-4690-88.
Свидетель <данные изъяты> в судебном заседании 02.03.2011г. показала, что проживает в доме <адрес> в г.Петрозаводске, контейнерная площадка располагается в непосредственной близости от дома, она страдает от неприятных запахов, пожаров, с развитием магазинов в контейнерную площадку стали скидывать строительный мусор, после возгорания помоек происходит тление, невозможно дышать, нельзя открыть форточку.
Расположение контейнерной площадки на расстоянии менее 20 м. от дома <адрес> подтверждается также имеющимися в деле фотографиями.
Согласно ответу № от 15.12.2010г. отдела по защите прав потребителей Аппарата Администрации Петрозаводского городского округа, 10.12.2010г. было повторно проведено комиссионное обследование придомовой территории дома <адрес>; исходя из фактов, зафиксированных в акте и разъяснений Роспотребнадзора РК от 02.11.2010г., можно предположить, что контейнерная площадка установлена с нарушениями санитарных норм и правил.
В письме от 07.12.2010г. Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия указывает о необходимости руководствоваться санитарными правилами при выборе участка для мусоросборной контейнерной площадки.
Согласно постановлению УВД по г.Петрозаводску по делу об административном правонарушении № от 12.01.2010г. в отношении Администрации Петрозаводского городского округа, Администрация Петрозаводского городского округа признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 2.14 Закона РК «Об административных правонарушениях», и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Из материалов административного дела следует, что административное наказание назначено в связи с нарушением правил благоустройства - наличием контейнерной площадки на расстоянии менее 20 метров от многоквартирного жилого <адрес> в г.Петрозаводске.
Таким образом, оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что контейнерная площадка, расположенная у <адрес> в г.Петрозаводске, установлена на расстоянии менее 20 метров от указанного дома с нарушением п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест», ст.12 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе.
Учитывая, что решение вопросов организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесено к полномочиям Администрации петрозаводского городского округа (ст.16 ФЗ №131 от 06.10.2003г., п.п.24 п.1 ст.14 Устава Петрозаводского городского округа), суд полагает необходимым обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать контейнерную площадку, расположенную у <адрес> в г.Петрозаводске.
Суд не считает необходимым устанавливать конкретный срок для ликвидации ответчиком контейнерной площадки, имея в виду, что в случае неисполнения решения суда после вступления в законную силу, судебное решение подлежит принудительному исполнению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Вместе с тем, исковые требования в части признания незаконными действий Администрации Петрозаводского городского округа по установке контейнерной площадки, удовлетворению не подлежат, поскольку материалами дела не подтверждается факт установки контейнерной площадки именно Администрацией Петрозаводского городского округа.
Довод представителей ответчика о том, что для решения вопроса о переносе контейнерной площадки необходимо решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирных домов, расположенных в непосредственной близости к данной контейнерной площадке, не может быть принят во внимание, поскольку установленная с нарушением санитарных правил контейнерная площадка подлежит ликвидации независимо от такого решения, в противном случае нарушаются обязательные для всех граждан и организаций «Санитарные правила содержания населенных мест», Правила благоустройства Петрозаводска, и соответственно нарушается гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, судом учитывается, что указанная контейнерная площадка является муниципальной (инвентарный №), о чем прямо указывается в акте обследования месторасположения контейнерной площадки от 01.10.2010г., составленном в том числе при участии представителей Администрации Петрозаводского городского округа.
Довод об отсутствии возможности установить контейнерную площадку в ином месте, носит предположительный характер и сам по себе не является основанием к отказу в иске с учетом установленных нарушений санитарных правил.
То обстоятельство, что указанной контейнерной площадкой пользуются также индивидуальные предприниматели и организации, с которыми у ПМУП «Автоспецтранс» заключены договоры на вывоз твердых бытовых отходов, также не является основанием к отказу в исковых требованиях, поскольку ПМУП «Автоспецтранс» не лишено возможности заключить договоры на вывоз отходов с другой контейнерной площадки. В любом случае указанное обстоятельство не оправдывает существование контейнерной площадки, установленной с нарушением санитарных правил.
Иные доводы не свидетельствуют о необоснованности заявленного иска.
Вместе с тем, суд считает, что в иске к ПМУП «Автоспецтранс» следует отказать, как к ненадлежащему ответчику, учитывая, что указанное предприятие является коммерческим (п.1.3 Устава) и в силу положений Устава ПМУП «Автоспецтранс» осуществляет деятельность по вывозу мусора на договорной основе и не решает вопросы о конкретном месторасположении контейнерных площадок. В то же время, суд полагает, что Администрация Петрозаводского городского округа, являясь учредителем ПМУП «Автоспецтранс» (п.1.5 Устава), не лишена возможности решить вопрос о ликвидации контейнерной площадки, в т.ч. путем совместных действий с ПМУП «Автоспецтранс».
В соответствии со ст. 98 ГПК с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине в сумме 200 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Лаптева В.Н. к Администрации Петрозаводского городского округа, ПМУП «Автоспецтранс» о ликвидации контейнерной площадки удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать контейнерную площадку, расположенную у <адрес> в г.Петрозаводске.
В удовлетворении остальной части иска и в удовлетворении иска к ПМУП «Автоспецтранс» отказать.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Лаптева В.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.В. Коваленко