Дело №2-244/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2014 года г. ЗакаменскЗакаменский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Вольной Е.Ю., при секретаре Дунаевой Т.С., с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора Закаменского района Республики Бурятия Тубшинова С.Б., действующего на основании доверенности от ..., материального истца Дугаровой З.В., представителя ответчика МКУ «Закаменское РУО» МО «Закаменский район» Ивановой Е.В., действующей на основании доверенности ... от ... г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Закаменского района Республики Бурятия, действующего в интересах Дугаровой З.В. к МАУ «Административно-хозяйственный отдел» муниципального казенного учреждения «Закаменское районное управление образования», муниципальному казенному учреждению «Закаменское районное управление образования», Министерству образования и науки Республики Бурятия о взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец прокурор Закаменского района Республики Бурятия, действующий в интересах Дугаровой З.В., обратился в суд с иском, просит взыскать с ответчика МАУ «Административно-хозяйственный отдел» МКУ «Закаменское РУО» недоначисленную заработную плату за период с .... по .... в сумме ... руб.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Закаменского района РБ по обращению работников МАУ «Административно-хозяйственный отдел» МКУ «Закаменское РУО» проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части выплаты работникам заработной платы в размере ниже установленного минимального размера оплаты труда. Установлено, что Дугарова З.В. работает в МАУ «Административно-хозяйственный отдел» МКУ «Закаменское РУО» в должности .... Заработная плата выплачивается ей ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей). Вместе с тем, согласно действующего законодательства заработная плата Дугаровой З.В. должна быть определена не ниже минимального размера оплаты труда, который с 01.01.2014 года составляет 5 554 руб. в месяц, а затем к ней должны быть начислены районный коэффициент - 20%, северная надбавка - 30%. Согласно расчетных листков заработная плата Дугаровой З.В. начислялась ниже минимального размера оплаты труда.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Республики Бурятия.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ «Закаменское районное управление образования».
В судебном заседании помощник прокурора, материальный истец Дугарова З.В., исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить, в обоснование требований ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКУ «Закаменское РУО» МО «Закаменский район» в судебном заседании исковые требования признала частично, просила установить период недоначисленной заработной платы с ... по ... Пояснила, что из п. 1 ст. 133.1 ТК РФ следует, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Частью 11 ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует региональное соглашение о минимальной заработной плате в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой-восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). В соответствии с Региональным соглашением от 29.06.2012 №010-000052 между Правительством Республики Бурятия, Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия и Союзами работодателей Республики Бурятия «О минимальной заработной плате в Республике Бурятия», работникам муниципальных учреждений образования Закаменского района был установлен минимальный размер оплаты труда - 6 693 рубля. При этом, в соответствии со ст. 2 вышеуказанного регионального соглашения минимальная месячная заработная плата в Республике Бурятия – это минимальное вознаграждение за труд, включающее в себя компенсационные выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда. Вышеуказанное региональное соглашение было расторгнуто .... В соответствии с п. 1.3 Постановления муниципального образования «Закаменский район» ... от ... «О доведении заработной платы работников муниципальных учреждений муниципального образования «Закаменский район» до уровня минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством», перерасчет заработной платы низкооплачиваемой категории работников установлен с ...
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Бурятия в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, извещение о времени и месте судебного разбирательства было направлено ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении, и вручено ... года. Заявлений и ходатайств об отложении рассмотрения дела, невозможности явки в судебное заседание по уважительной причине, от ответчика не поступало.
Представитель ответчика МАУ «АХО» МКУ «Закаменское РУО» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
В силу ч. 4 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе на основании обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. №54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно указанной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 ТК РФ).
В соответствии со ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из анализа вышеуказанных норм трудового законодательства следует вывод о том, что не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных климатических условиях.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые должны быть разработаны работодателем в соответствии с нормами трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Следовательно, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и процентная надбавка за стаж работы в указанных районах и местностях должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ плата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 316 Трудового кодекса РФ установлен порядок установления размеров районных коэффициентов к заработной плате работников организаций, расположенных в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со ст. 317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Федеральным законом от 02.12.2013 №336-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 01 января 2014 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в размере 5 554 руб.
В судебном заседании установлено, что заработная плата Дугаровой З.В. составляет без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, менее установленного федеральным законом МРОТ – 5 554 руб., данный факт стороной ответчика не оспаривается.
В силу ч. 2 ст. 146, ст.ст. 148, 423 ТК РФ нормативными правовыми актами, устанавливающими повышенный размер оплаты труда в особых климатических условиях, являются Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 г. №53, устанавливающее процентную надбавку к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области и Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 г. №512/П-28 которыми установлен районный коэффициент в районах Бурятской АССР в размере 1,20.
В разъяснении Минтруда РФ от 11.09.1995 №3, утвержденном Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 №9 "Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) указано, что на территории Республики Бурятия, относящейся к южным районам Восточной Сибири, применяется 30-процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока.
Таким образом, заработная плата Дугаровой З.В. без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, в настоящее время не ниже 5 554 рублей.
За период с ... по ... года Дугаровой З.В. начислялась заработная плата без учета районного коэффициента и северной надбавки, за минусом денежных средств за замещение менее 5554 руб.
В судебном заседании представителем ответчика Ивановой Е.В. представлен суду расчет задолженности заработной платы Дугаровой З.В. (расчет недоначисленной заработной платы до МРОТ работникам по МАУ «АХО МУ «Закаменское РУО»), совпадающий с расчетом истца, с указанными расчетами согласились лица, участвующие в деле. Проверив представленные расчеты, суд находит их верными.
Довод представителя ответчика о том, что в связи с расторжением ... Регионального соглашения между Правительством Республики Бурятия, Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия и союзами работодателей Республики Бурятия от 29.06.2012 №010-000052 «О минимальной заработной плате в Республике Бурятия» период недоначисленной заработной платы Дугаровой З.В. должен исчисляться с ... является несостоятельным, поскольку на период действующего Регионального соглашения надлежало руководствоваться нормами федерального законодательства – Трудового кодекса Российской Федерации.
С учетом анализа вышеуказанных норм законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о выплате недополученной части заработной платы работнику Дугаровой З.В. Обязанность исполнения указанного требования суд полагает необходимым возложить на МАУ «Административно-хозяйственный отдел» МКУ «Закаменское РУО» и МКУ «Закаменское районное управление образования», исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно трудового договора Дугарова З.В. является работником МАУ «Административно-хозяйственный отдел» МКУ «Закаменское РУО».
Из п.1.4 Положения о МАУ «Административно-хозяйственный отдел МУ «Закаменское РУО», утвержденного Постановлением и.о. главы МО «Закаменский район» ... от ...., следует, что полномочия учредителя отдела от имени МО «Закаменский район» осуществляет МУ «Закаменское районное управление образования».
В соответствии с п.3.40 Положения МКУ «Закаменское РУО», утвержденного Постановлением главы МО «Закаменский район» ... от ... г., Управление производит начисление и выплату заработной платы работникам Управления и образовательных учреждений.
На основании распоряжения и.о. главы МО «Закаменский район» №... от ... должности обслуживающего персонала были переведены из штата общеобразовательных учреждений в МАУ «АХО МУ «Закаменское РУО».
Положение об оплате труда обслуживающего персонала МО «Закаменский район» утверждено администрацией МО «Закаменский район».
Согласно п. 4 «Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на возмещение затрат, связанных с переводом из штатных расписаний муниципальных общеобразовательных организаций отдельных должностей на финансирование из местных бюджетов, в 2012 - 2015 годах», утвержденного Постановлением Правительства РБ от 26.09.2012 №564 (ред. от 29.04.2014), субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством образования и науки Республики Бурятия и администрацией муниципального образования по форме, утвержденной Министерством.
В силу Соглашения ... от ... между Министерством образования и науки РБ и МО «Закаменский район» о предоставлении в 2014 году субсидий из республиканского бюджета бюджету муниципального образования на возмещение затрат, связанных с переводом из штатных расписаний муниципальных общеобразовательных учреждений отдельных должностей, финансирование хозяйственной группы производится за счет субсидий, поступающих из республиканского бюджета.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что надлежащими ответчиками по данному делу являются МАУ «Административно-хозяйственный отдел» МКУ «Закаменское РУО» и МКУ «Закаменское районное управление образования», поскольку установлено, что расчет и формирование бюджета системы образования района, распределение денежных и материально-технических средств по муниципальным образовательным учреждениям осуществляется муниципальным образованием самостоятельно.
Таким образом, Министерство образования и науки РБ не является надлежащим ответчиком, поскольку образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с законом. Кроме того, истец, заявляя ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Министерства образования и науки Республики Бурятия, конкретных требований к нему не предъявлял.
В связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении иска в отношении Министерства образования и науки РБ отказать.
В соответствии со ст. 393 ТК РФ работники при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождены от уплаты пошлины судебных расходов.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи, с чем подлежит взысканию с ответчиков госпошлина в муниципальный бюджет в сумме ... руб. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Закаменского района Республики Бурятия, действующего в интересах Дугаровой З.В. удовлетворить частично.
Взыскать с ответчиков МАУ «Административно-хозяйственный отдел» МКУ «...ное управление образования», муниципального казенного учреждения «Закаменское районное управление образования» в пользу Дугаровой З.В. недополученные денежные средства в размере ... руб.
Взыскать с ответчиков МАУ «Административно-хозяйственный отдел» МКУ «Закаменское районное управление образования» и МКУ «...ное управление образования» государственную пошлину в размере ... рублей с каждого.
В остальной части иска отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Бурятия через Закаменский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.Ю.Вольная
Решение в окончательной форме принято 18 августа 2014 г.
Решение не вступило в законную силу