Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-797/2019 ~ М-605/2019 от 16.04.2019

                    Дело № 2-797/2019

                                                                Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2019 года                                                              город Елизово, Камчатский край

       Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи                                                                              Анофриковой С.Н., при секретаре Веселовой О.В., рассмотрев с участием истца Адукановой Г.Н., представителя ответчика Сергета Л.Ф., в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии

установил:

Адуканова Г.Н. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) с требованиями о признании незаконным его решения № 523 от 26 марта 2019 года об отказе в назначении социальной пенсии Адукановой Г.Н. и возложении на ответчика обязанности назначить истцу социальную пенсию по старости. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является представителем коренных малочисленных народов Севера - эвенкой. Постоянно зарегистрирована и проживает в районе проживаний коренных малочисленных народов Севра с. Анавгай Быстринского района. Однако в назначении социальной пенсии по старости ей было отказано в связи с тем, что на дату обращения за пенсией она зарегистрирована по месту пребывания в с. Мильково. Истец полагает отказ незаконным в связи с тем, что она зарегистрирована по месту отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, тогда, как в силу ст. 20 ГК РФ место отбывания не является местом жительства гражданина. Право на социальную пенсию имеют граждане из числа малочисленных народов Севера достигшие 50 и 55 лет, постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии. Истец полагает, что все указанные условия ею были соблюдены в связи с чем, отказ ответчика в назначении пенсии является не законным.

В судебном заседании, где истец в порядке, установленном ст. 155.1 ГПК РФ принимала участие посредством видеоконференц-связи Адуканова Г.Н. заявленные требования в части даты назначения пенсии уточнила, просила обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) назначить ей социальную пенсию по старости с 21.03.2019 года, требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями истца не согласилась суду пояснила, что на момент обращения за назначением социальной пенсии истец проживает в с. Мильково, тогда как соответствие с постановлением Правительства РФ от 01 октября 2015 г. № 1049 в перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости Мильковский район не входит.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Адуканова Г.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ, является по национальности эвенкой, проживает на территории Быстринского муниципального района, достигла возраста 50 лет, в связи с чем, 21 марта 2019 года обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) с заявлением о назначении ей социальной пенсии (л.д. 6, 7, 8).

В настоящее время зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 50-51).

Решением ГУ УПФ в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) от 26.03.2019 г. № 523 в назначении социальной пенсии в соответствии с пп. 4 п. 1 и п. 4 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Адукановой Г.Н. отказано. По решению комиссии: с. Мильково не относится к местности, указанной в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1049, не соблюдается необходимое для назначения социальной пенсии по старости условие о постоянном проживании в районах проживания коренных малочисленных народов Севера (л.д. 9).

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16 июля 2015 г. № 1639-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ш. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указал, что Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39). Исходя из необходимости гарантировать права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, как того требует статья 69 Конституции Российской Федерации, законодатель в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) определил такие народы как проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Гарантии их пенсионного обеспечения установлены в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статьей 2 которого граждане из числа малочисленных народов Севера были отнесены к нетрудоспособным лицам на льготных условиях (по достижении возраста 55 и 50 лет соответственно мужчинами и женщинами, в отличие от общего правила, согласно которому нетрудоспособность, дающая право на социальную пенсию, наступает в возрасте 65 и 60 лет), а статьей 11 (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ) им было предоставлено право на социальную пенсию при условии постоянного проживания в Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на установление наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение с учетом особенностей их правового статуса, предопределяющих постоянное проживание в местах традиционного расселения предков с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности, и в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию по старости имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.

В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1049.

По смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 166-ФЗ, необходимым условием для назначения социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), является постоянное проживание на день назначения пенсии в районах проживания малочисленных народов Севера.

Названный федеральный закон определил, что перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 11).

Во исполнение требований законодателя Правительством Российской Федерации утверждены указанные перечни.

Мильковский район в качестве места проживания малочисленных народов Севера в Перечень районов проживания для назначения социальной пенсии не включен.

Вместе с тем Мильковский район входит в Единый перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - Единый перечень), утвержденный в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).

Мильковский муниципальный район Камчатского края в числе других районов края определен местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации согласно перечню таких мест (далее - Перечень мест традиционного проживания), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 631-р (далее - распоряжение № 631-р) во исполнение пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона № 82-ФЗ.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что Мильковский муниципальный район, так же как и другие районы Камчатского края, входящие в Перечень районов, является местом традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, к которым относятся эвены.

Таким образом, местом традиционного проживания эвенов является Мильковский муниципальный район Камчатского края, который в Перечне районов для назначения социальной пенсии отсутствует.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Правительством Российской Федерации 8 мая 2009 г. (распоряжение N 631-р).

Как следует из преамбулы, Федеральным законом № 82-ФЗ установлены правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Федеральным законом № 166 закреплены гарантии пенсионного обеспечения для малочисленных народов Севера из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации, входящих в Единый перечень.

Следовательно, Перечень народов и Перечень районов, применяемые в системной взаимосвязи в целях пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера, по своему содержанию не могут противоречить Единому перечню и Перечню мест традиционного проживания, которые имеют более широкую сферу распространения.

Удовлетворяя исковые требования Абакумовой Г.Н. о признании незаконным решения Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное) № 523 от 26 марта 2019 года об отказе в назначении социальной пенсии, суд руководствуется Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р. Согласно указанному перечню местом традиционного проживания малочисленных народов является, в том числе, Мильковский муниципальный район.

Возможность применения указанного Перечня при определении права на социальную пенсию гражданину из числа малочисленных народов Российской Федерации подтверждена определением Верховного суда РФ от 02.08.2017 г. № АКПИ17-463.

Кроме того, как следует из паспорта истца и ее пояснений она зарегистрирована и проживала до осуждения в Камчатском крае Быстринском районе с. Анавгай ул. Ленинская д. 14 кв. 1, а в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 года № 1049 Быстринский муниципальный район входит в перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости.

Доводы ответчика о том, что на момент обращения истца за назначением ей социальной пенсии Адуканова Г.Н. проживает и зарегистрирована по месту пребывания в п. Мильково, в связи с чем у нее отсутствует право на социальную пенсию не основаны на законе, поскольку истец зарегистрирована временно по месту отбывания наказания, кроме того согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Исходя из положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место отбывания гражданином наказания в виде лишения свободы не является местом его жительства.

В силу ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительные учреждения являются местом отбывания наказания осужденных к лишению свободы. В связи с этим место, где располагается исправительное учреждение, и само исправительное учреждение не могут быть признаны местом проживания осужденного.

Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении социальной пенсии по старости 21.03.2019 года истцу исполнилось 50 лет, она принадлежит к коренным малочисленным народам Севера – эвенам и проживает на территории проживания малочисленных народов Севера, оснований для отказа Адукановой Г.Н. в назначении социальной пенсии по старости у ответчика не имелось, суд удовлетворяет требования истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) № 523 ░░ 26 ░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 21.03.2019 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 21 ░░░ 2019 ░░░░.

░░░░░                                ░.░.░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-797/2019 ~ М-605/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Адуканова Галина Николаевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Елизовском районе Камчатского края (межрайонное)
Суд
Елизовский районный суд Камчатского края
Судья
Анофрикова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
elizovsky--kam.sudrf.ru
16.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2019Передача материалов судье
17.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2019Судебное заседание
21.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2019Дело оформлено
05.09.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее