Дело № 2-977/2021г
24RS0028-01-2021-000256-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2021г г.Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Ремезова Д.А., при секретаре Агаевой А.С.,
с участием старшего помощника прокурора Кировского района г.Красноярска Соколовой М.С.,
представителя истца (ответчика по встречному иску) – МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица (МКУ «Управление капитального строительства») – Никоновой Т.Д., действующей на основании доверенностей от 30.12.2020г.,
ответчика (истца по встречному иску) – Шепель Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Шепель Л.В., Шепель А.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности, встречному иску прокурора Кировского района г.Красноярска в интересах Шепель Л.В. к МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению,
УСТАНОВИЛ:
МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Шепель Л.В., Шепель А.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности. Свои требования Департамент мотивировал тем, что многоквартирный жилой дом <данные изъяты> признан аварийным, включен в перечень домов, подлежащих сносу и расселению в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярскому крае» на 2019-2025 годы. Земельный участок, на котором расположен дом, был признан подлежащим изъятию для муниципальных нужд. Собственником квартиры <данные изъяты> в вышеуказанном доме является Шепель Л.В., которая проживает и состоит на регистрационном учете в аварийном доме вместе с Шепель А.В. 18.10.2019г. ответчице направлено требование о сносе дома в срок до 01.02.2020г. С целью определения размера возмещения за изымаемое имущество произведена оценка спорной квартиры, рыночная стоимость которой составила <данные изъяты>. В связи с этим 13.08.2020г. собственнику (Шепель Л.В.) было предложено заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое имущество, однако, от заключения данного соглашения ответчица отказалась. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец просит изъять для муниципальных нужд у Шепель Л.В. спорную квартиру, определить размер возмещения в сумме <данные изъяты>., после выплаты возмещения прекратить ее право собственности на названную квартиру, выселить и снять с регистрационного учета из спорного жилого помещения Шепель Л.В., Шепель А.В., признать за МО «Город Красноярск» право собственности на квартиру <данные изъяты>.
Прокурор Кировского района г.Красноярска в интересах Шепель Л.В. обратился с встречным иском к МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению. По мнению прокурора, ответчиком нарушаются права Шепель Л.В. на предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого. В связи с тем, что аварийный дом включен в Региональную адресную программу по Переселению граждан в Красноярском крае, выбор способа реализации жилищных прав на выкуп изымаемого жилого помещения, либо предоставления равнозначного жилого помещения, взамен изымаемого помещения, принадлежит Шепель Л.В.
В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) – МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица (МКУ «Управление капитального строительства») – Никонова Т.Д. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям. Встречные исковые требования не признала, пояснила, что обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных аварийными, осуществляется путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение. Предоставление иного жилья взамен изымаемого является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. У МО «Город Красноярск» отсутствуют жилые помещения, подходящие для переселения собственников аварийного жилья.
Ответчица Шепель Л.В. первоначальные исковые требования не признала, встречный иск поддержала в полном объеме. Пояснила, что она с 1991г. проживает и состоит на регистрационном учете в спорной квартире, где также проживает ее сын Шепель А.В. Иного жилья Шепель Л.В. не имеет. На сумму, предложенную истцом в качестве выкупной цены, Шепель Л.В. не имеет возможности приобрести себе другое жилье. Считает, что она вправе претендовать на предоставление другого жилья, равнозначного изымаемому для муниципальных нужд.
Шепель А.В. (ответчик по первоначальному иску, третье лицо по встречному иску), представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации г.Красноярска, администрации Кировского района в г.Красноярске в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине своей неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагающего удовлетворить частично первоначальный иск, встречный иск удовлетворить полностью, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Согласно ч.10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ). При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21.07.2007г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", устанавливающим правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21.07.2007г. №185-ФЗ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г № 14 у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с приведенными выше положениями закона, собственник изымаемого жилого помещения вправе получить возмещение, определяемое по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Исключение составляют граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право на выплату возмещения, размер которого ограничен стоимостью жилого помещения приобретенного ими ранее.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта РФ, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Шепель Л.В., на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 05.02.2013г., является собственником <данные изъяты> квартиры общей площадью <данные изъяты> по адресу: г<данные изъяты> Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Красноярскому краю 02.02.2015г., что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 25.11.2020г. (л.д.13-15,22-23).
Согласно выписке из домовой книги от 22.10.2020г. (л.д.24), выданной ООО УК «Гвардейский парк», на регистрационном учете в указанном жилом помещении состоят: Шепель Л.В. – с 11.06.1991г., ее сын Шепель А.В. – с 10.01.2003г.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, на основании заключения межведомственной комиссии от 14.02.2014г. № 189, назначенной постановлением администрации г. Красноярска от 21.05.2010г № 210, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом здания на 67%, приведшим к снижению уровня надежности здания, прочности, устойчивости строительных конструкций и оснований. Указанный многоквартирный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края 29.03.2019г. №144-п.
Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска 18.10.2019г. в адрес Шепель Л.В. направлено уведомление - требование о сносе дома в срок до 01.02.2020г. (л.д.9).
Поскольку снос дома в установленный срок не был осуществлен, распоряжением Администрации г. Красноярска от 13.05.2020г № 54-арх принято решение об изъятии земельных участков и жилых помещений, в том числе жилого помещения <данные изъяты>, расположенного на земельном участке по <данные изъяты>, для муниципальных нужд (л.д.7-8). Уведомление об изъятии земельного участка и жилого помещения 19.05.2020г. направлено в адрес Шепель Л.В., факт получения уведомления она не оспаривала (л.д.11).
По заказу МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» ООО "ИнвестОценкаАудит» подготовило отчет об оценке от 05.08.2020г. №4333.3-НД/20, согласно которому рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, по состоянию на 30.07.2020г, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 1890 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> убытков, причиненных собственнику вследствие изъятия жилого помещения, составила <данные изъяты>. (л.д.25-127).
13.08.2020г. МО «Город Красноярск» подготовило проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения (л.д.21), полученный в этот же день Шепель Л.В. Однако, последняя 19.08.2020г. направила в адрес руководителя департамента градостроительства администрации г. Красноярска заявление, где фактически отказалась от заключения указанного соглашения на предложенных условиях, просила предоставить другое жилое помещение в собственность.
Принимая решение об удовлетворении встречных исковых требований в интересах Шепель Л.В. и частичном удовлетворении исковых требований МО «Город Красноярск», суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г. № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы». Задачами этой программы являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
<данные изъяты> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017г. - приложение 1 к вышеуказанной программе.
Положениями п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.07.2020г. № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» предусмотрено, что дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником. В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Таким образом, учитывая, что Шепель Л.В. иного жилья не имеет, проживает в спорной квартире с 1991г., является собственником спорного жилого помещения, признанного аварийным и включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, она имеет право выбора на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп взамен изымаемого помещения. В рассматриваемом случае прокурор Кировского района г.Красноярска обратился со встречным иском в интересах Шепель Л.В., учитывая её возраст и социальное положение, с целью соблюдения жилищных прав Шепель Л.В. на предоставление ей в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, находящегося в аварийном доме, подлежащим сносу. Поскольку МО «Город Красноярск» обязанность по предоставлению ей жилого помещения не исполнена, дом до настоящего времени не снесен, нарушенное право Шепель Л.В. должно быть восстановлено путем возложения соответствующей обязанности на ответчика по встречному иску. Отсутствие в настоящее время у МО «Город Красноярск» жилых помещений, подходящих для переселения собственников жилья, приобретение которых осуществлено в рамках Программы переселения граждан из аварийного жилья, не может влиять на гарантированные действующим законодательством права Шепель Л.В.
Учитывая, что Шепель Л.В. имеет право на предоставление равнозначного жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным, на МО «Город Красноярск» следует возложить обязанность предоставить ей равнозначное жилое помещение, расположенное на территории города Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, не менее <данные изъяты>. В случае предоставления жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров, подлежат применению правила, установленные Законом Красноярского края от 09.07.2020г. № 9-4060 в части взимания разницы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Шепель Л.В., Шепель А.В. об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, выселении, прекращении права собственности, признании права собственности удовлетворить частично.
Встречные исковые требования прокурора Кировского района г.Красноярска в интересах Шепель Л.В. к МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить жилое помещение, равнозначное изымаемому жилому помещению, удовлетворить.
Возложить на МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обязанность предоставить Шепель Л.В. на праве собственности равнозначное жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в границах города Красноярска, отвечающее санитарно-техническим нормам, взамен принадлежащего Шепель Л.В. на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Изъять для муниципальных нужд у Шепель Л.В. вышеуказанное жилое помещение после предоставления ей равнозначного жилого помещения не менее <данные изъяты>
Прекратить право собственности Шепель Л.В. на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> после предоставления ей равнозначного жилого помещения площадью не менее <данные изъяты>
Выселить и снять с регистрационного учета Шепель Л.В., Шепель А.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, после предоставления Шепель Л.В. равнозначного жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты>
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, за муниципальным образованием «Город Красноярск» после предоставления Шепель Л.В. равнозначного жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты>
В удовлетворении исковых требований МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Шепель Л.В., Шепель А.В. об изъятии спорного жилого помещения для муниципальных нужд посредством его выкупа у ответчиков отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2021г.
Председательствующий Д.А. Ремезов