Решение по делу № 2-153/2012 (2-3670/2011;) ~ М-3393/2011 от 11.10.2011

Дело № 2-153/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 марта 2012 г.                                                                                                 г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бабуриной И.Н.,

при секретаре Гладковой Е.В.,

с участием прокурора Оборотова К.А.,

истца Борисовского В.А.

представителя истца Савельевой В.И.,

представителя ответчика министерства обороны Тагирова И.Ш.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисовского В.А. к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области о назначении денежной компенсации в возмещение вреда здоровью и суммы задолженности по компенсации возмещения вреда здоровью,

установил:

Борисовский В.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Саратовской области о взыскании денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, мотивируя свои требования тем, что является подполковником в отставке, инвалидом второй группы вследствие военной травмы. Проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ с августа 1976 г. по 15 июля 2002 г.

С Борисовским В.А. был заключен контракт о прохождении службы до предельного возраста пребывания на военной службе, уволен в отставку досрочно, по болезни. В настоящее время является получателем пенсии в Военном комиссариате Саратовской области.

С 1992 г. по 1998 г. участвовал в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах на территории республики Северная Осетия - Алания в зоне вооруженного осетино-ингушского конфликта. В результате чего получил заболевания различной степени тяжести.

В 1998 г. в период прохождения военной службы получил закрытую черепно-мозговую травму. Для восстановления утраченного здоровья истец неоднократно обращался в медицинские учреждения, где проходил амбулаторное и стационарное лечение.

В связи с ухудшением здоровья и невозможности выполнять в полном объеме служебные обязанности (старшего преподавателя военной кафедры Северо-Кавказского государственного технологического университета) в марте 2002 г. был освидетельствован военно-врачебной комиссией 3 Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского, которой вынесено заключение о категории годности к военной службе - «Д» не годен к военной службе.

Приказом Командующего войсками Краснознаменного Северо - Кавказского военного округа от 31.03.2002 г. № 0108 л/с был уволен в отставку (досрочно, до истечения срока контракта) по состоянию здоровья по подпункту «в» пункта 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Приказом Ректора Северо - Кавказского государственного технологического университета от 10.06.2002 г. № 243/ОК с 15.07.2002 г. исключен из списков профессорско-преподавательского состава университета и всех видов обеспечения в связи с увольнением с военной службы в отставку по состоянию здоровья.

В связи с признанием Борисовского В.А. негодным к военной службе 21.10.2002 г. истец был освидетельствован Государственным учреждением Главным Бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социального развития Саратовской области, ему установлена третья группа инвалидности вследствие военной травмы. С 06.09.2005 г. истцу установлена 2 группа инвалидности вследствие военной травмы. С 07.09.2006 г. истцу установлена вторая группа инвалидности в результате военной травмы бессрочно.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что вред здоровью истцу причинен при исполнении обязанностей военной службы. Просит признать право на получение с 01.11.2011 г. ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью как инвалиду 2 группы вследствие военной травмы в размере 19 765 рублей 69 копеек с последующей индексацией. Взыскать с 01.11.2011 г. ежемесячно в счет денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 19 765 рублей 69 копеек с последующей индексацией исходя из уровня инфляции в РФ. Взыскать единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью как инвалиду 2 группы вследствие военной травмы с 21.10.2002 г. по 31.10.2011 г. сумму 1 508 697 рублей 02 копейки.

Определением суда от 14.11.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьего лица привлечено Управление федерального казначейства РФ.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования и просил признать право на получение с 01.11.2011 г. ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью как инвалиду 2 группы вследствие военной травмы в размере 19 765 рублей 69 копеек с последующей индексацией исходя из уровня инфляции в РФ. Взыскать в пользу истца с Министерства обороны РФ за счет средств федерального бюджета, с 01.11.2011 г. ежемесячно денежной компенсации возмещения вреда здоровью в размере 19 765 рублей 69 копеек с последующей индексацией исходя из уровня инфляции в РФ. Взыскать в пользу истца с Министерства обороны РФ за счет средств федерального бюджета, единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью как инвалиду 2 группы вследствие военной травмы с 21.10.2002 г. по 31.10.2011 г. сумму 1 508 697 рублей 02 копейки.

В судебном заседании Борисовский В.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца заявленные требования поддержала, пояснила, что Борисовский В.А. бывший военнослужащий, подполковник в отставке, является инвалидом второй группы вследствие военной травмы. С 08.1976 г. по 07.2002 г. проходил службу в рядах Вооруженных сил РФ. Уволен в отставку досрочно, до истечения срока контракта, по болезни, в настоящее время является получателем пенсии в Военном комиссариате Саратовской области. С 1992 г. по 1998 г. истец участвовал в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка в условиях чрезвычайного положения при вооруженных конфликтах на территории республики Северная Осетия-Алания, в зоне вооруженного осетино-ингушского конфликта. В результате чего, Борисовский В.А. получил заболевания различной степени тяжести. Кроме того, в 1998 г., в период прохождения военной службы получил закрытую черепно-мозговую травму. Для восстановления утраченного здоровья неоднократно обращался в медицинские учреждения, где проходил амбулаторное и стационарное лечение. Из-за ухудшения здоровья и невозможности выполнять в полном объеме служебные обязанности (старшего преподавателя военной кафедры Северокавказского государственного технологического университета) в марте 2002 г. был освидетельствован военно-врачебной комиссией 3 Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского, которой вынесено заключение о категории годности к военной службе - «Д» не годен к военной службе. Приказом Командующего войсками Краснознаменного Северокавказского военного округа от 31.03.2002 г. № 0108 л/с был уволен в отставку (досрочно, до истечения срока контракта) по состоянию здоровья (по подпункту «в» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Приказом Ректора Северокавказского государственного технологического университета от 10.06.2002 г. № 243/ОК с 15.07.2002 г. исключен из списков профессорско-преподавательского состава университета и всех видов обеспечения в связи с увольнением с военной службы в отставку по состоянию здоровья. В связи с признанием Борисовского В.А. негодным к военной службе 21.10.2002 г. истец был освидетельствован Государственным учреждением Главным Бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социального развития Саратовской области, которое установило 3 группу инвалидности вследствие военной травмы. В дальнейшем Борисовский В.А. проходил ежегодные переосвидетельствования на которых подтверждалась установленная группа инвалидности с причиной инвалидности - военная травма. С 06.09.2005 г. истцу установлена 2 группа инвалидности вследствие военной травмы (степень ограничения трудоспособности вторая). С 07.09.2006 г. вторая группа инвалидности в результате военной травмы установлена бессрочно.

Согласно Указу Президента РФ от 01.09.2007 г. № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (с изменениями и дополнениями), утвердившего Положение о военных комиссариатах (пункт 2 Положения) - Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства Обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях. Кроме того, Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют свою печать и лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства. А в пунктах 40 и 41 вышеназванного Положения указано, что в число основных задач военных комиссариатов входит организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат, а так же организация и осуществление информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

После увольнения из ВС РФ Борисовский В.А. обратился в Военный комиссариат Саратовской области по вопросу назначения компенсации утраченного заработка вследствие досрочно увольнения в отставку по болезни. В августе 2011 г. Борисовский В.А. повторно обратился в Военный комиссариат Саратовской области, на этот раз с письменным заявлением, по вопросу назначения денежной компенсации как инвалиду вследствие военной травмы, т.к. ознакомился с Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.05.2011 г.

На письменное заявление о назначении компенсации возмещения вреда здоровью Военный комиссариат в сентябре 2011 г. ответил, что денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в связи с военной травмой не выплачивается, т.к. не предусмотрена действующим законодательством. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, часть 2), достоинство личности охраняется государством (статья 21, часть 1), каждому гарантируются социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), а также право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1). Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 17.05.2011г. № 8-П постановил: 1. Признать пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2), в той мере, в какой этими законоположениями в системе действующего правового регулирования допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы». Учитывая вышеизложенное, причиненный Борисовскому В.А. вред здоровью при исполнении им обязанностей военной службы подлежит возмещению по правилам параграфа 2 гл. 59 ГК РФ. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а так же при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции, и других соответствующих обязанностей возмещаются по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Иных законов, применимых в данной ситуации, предусматривающих более высокий размер ответственности и способных повлиять на размер возмещения, предусмотренного ст. 1085 ГК РФ, не имеется. Согласно п. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или иного повреждения его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а так же дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья. В п. 2 ст. 1085 ГК РФ указано, что при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно и другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда здоровью (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается так же заработок (доход) получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. Согласно ст. 1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 1086 ГК РФ в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам как по мест у основной работы, так и по совместительству, среднемесячный заработок (доход) потерпевшего подсчитывается путем деления общей суммы его заработка (дохода) за двенадцать месяцев работы предшествовавших повреждению здоровья на двенадцать. В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» денежное довольствие военнослужащих состоит из оклада по воинскому званию, по воинской должности, месячных и иных дополнительных выплат. В ст. 13 названного закона предусмотрены дополнительные выплаты военнослужащим - ежемесячная надбавка за сложность, напряженность работы, премия за образцовое выполнение воинского долга, ежемесячная надбавка за выслугу лет. Ст. 14 данного закона предусматривает выплату денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка. Таким образом, указанные выше выплаты предусмотрены вышеназванными законами составляли ежемесячный доход и имели постоянный характер. Согласно справки от 24.08.2011 г. о денежном довольствии Борисовского В.А. за двенадцать полных месяцев предшествовавших его увольнению в отставку по болезни, выданной Северокавказским горно-металлургическим институтом (государственным технологический университетом) в котором он проходил службу среднемесячный заработок за период с 01.07.2001 г. по 30.06.2002 г. составляет 8393,56 руб.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 10.03.2011 г. №2 указал: «Необходимо иметь в виду, что степень утраты профессиональной трудоспособности должна определяться в зависимости от способности пострадавшего осуществлять не любую профессиональную деятельность, а только ту профессиональную деятельность, которую он фактически осуществлял до наступления страхового случая по трудовому договору. В связи с этим, если застрахованный не способен полностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества, то его способность осуществлять профессиональную деятельность следует считать утраченной полностью». Борисовский В.А. являлся кадровым военнослужащим, проходил службу по контракту. Контракт был заключен с ним «до предельного возраста пребывания на военной службе». Однако, поскольку, по заключению военно-врачебной комиссии 3 Центрального военного клинического госпиталя им А.А. Вишневского истец был признан не годным к военной службе и досрочно уволен в отставку по болезни, снят со всех видов обеспечения. Считают, что как кадровый военнослужащий утратил профессиональную трудоспособность на 100%. Поскольку впервые группа инвалидности с формулировкой «военная травма» Борисовскому В.А. установлена 21.10.2002 г., то и денежная компенсация возмещения вреда здоровью должна исчисляться с этой даты. Согласно ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (статья 318). В соответствии со ст. 318 ГК РФ сумма в возмещение вреда здоровью индексируется с учетом уровня инфляции в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1092 ГК РФ возмещение вреда вызванного уменьшением трудоспособности потерпевшего производится ежемесячными платежами. В добровольном порядке ответчик возместить вред Борисовскому В.А. отказывается, в связи с чем он вынужден обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.

Представитель ответчика Военного комиссариата Саратовской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на исковое заявление.

В судебном заседании от 25 ноября 2011 г. представитель Нижникова Ю.С. пояснила, что право на возмещения вреда, предусмотренное главой 59 ГК РФ, возникает только за виновное причинение вреда. В материалах дела нет подтверждающих фактов о том, что именно Военный комиссариат Саратовской области является причинителем вреда. Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя положениями статьи 1084 ГК РФ не предусмотрено. Следовательно, возможность возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, при исполнении обязанностей военной службы исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также вину причинителя, ответственного за причинение вреда. Возмещение государством вреда возможно лишь тогда, когда причинение вреда здоровью имело место в результате виновных, противоправных действий должностных лиц государственных органов. Правовых оснований для назначения истцу ежемесячной суммы в возмещение вреда причиненного здоровью оснований не имеется. На основании вышеизложенного, просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя Военного комиссариата Саратовской области.

Представитель Министерства обороны РФ Тагиров И.Ш. просил в удовлетворении исковых требований отказать. Сам по себе факт получения военнослужащим травмы в период прохождения военной службы порождает для него право на возмещение вреда в виде повышенной пенсии и единовременных выплат. Требовать же возмещения вреда в виде ежемесячных выплат по правилам главы 59 ГК РФ истец может лишь при условии, что именно ответчики являются причинителями вреда. Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в связи с военной травмой не выплачивалась, поскольку назначение и выплата денежной компенсации в возмещения вреда здоровья в связи с военной травмой действующим законодательством до 2012 г. не предусмотрена.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
            Из материалов дела следует, что Борисовский В.А. является военным пенсионером по линии Министерства обороны Российской Федерации и получает пенсию в Военном комиссариате Саратовской области. В соответствии со свидетельством о болезни в марте 2002 г. Борисовский В.А. был освидетельствован военно-врачебной комиссией 3 Центрального военного клинического госпиталя им. А.А. Вишневского, которой вынесено заключение - не годен к военной службе.

21.10.2002 г. Борисовский В.А. признан инвалидом третьей группы с формулировкой причинной связи «военная травма». С 06.09.2005 г. Борисовскому В.А. установлена 2 группа инвалидности, с 07.09.2006 г. вторая группа инвалидности установлена бессрочно.

Приказом Ректора Северо-Кавказского государственного технологического университета от 10.06.2002 г. № 243/ОК с 15 июля 2002 г. исключен из списков профессорско-преподавательского состава университета и всех видов обеспечения в связи с увольнением с военной службы в отставку в соответствии с положениями пп. "в" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе) с правом ношения военной форменной одежды. Общая продолжительность военной службы подполковника Борисовского В.А. в Вооруженных силах Российской Федерации в календарном исчислении для выплаты единовременного пособия при увольнении по состоянию на 15.07.2002 г. составила 25 лет 10 месяцев.

Обратившись в суд с настоящим иском, Борисовский В.А. (с учетом уточненных им исковых требований) исходил из того, что он, по его мнению, имеет право на дополнительное получение ежемесячных денежных выплат в счет возмещения вреда здоровью в размере 100% от получаемого им денежного довольствия в период прохождения военной службы в соответствии с установленной ему 70% -й утратой профессиональной трудоспособности.

Военная служба, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы.

В ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» приведены страховые гарантии военнослужащим и право на возмещение вреда.

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем; в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" застрахованными по обязательному государственному страхованию являются военнослужащие (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена) и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц. При таких данных, к правовому регулированию вопросов по выплате военнослужащим денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью вследствие соответствующей степени утраты трудоспособности положения Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» применению не подлежат, поскольку военнослужащие в состав субъектов, подлежащих обязательному социальному страхованию в рамках Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» не включены, правовое положение военнослужащих, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, определено специальными правовыми нормами в рамках законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и статьи 1084 ГК РФ в связи с жалобами граждан А.П. Кузьменко и А.В. Орлова и запросом Избербашского городского суда Республики Дагестан" от 17 мая 2011 года N 8-П, разъяснено, что положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы, - нарушают права военнослужащих и не соответствуют статьям 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1), 41 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Конституционный суд сделал вывод, что отсутствие правоотношений регулирующие возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащим, не соответствует требованиям Конституции, между тем указано, что глава 59 ГК РФ не применяется.

Борисовским В.А. в ходе рассмотрения дела заявлены требования о взыскании в его пользу ежемесячной денежной выплаты в счет возмещения вреда здоровью в размере 100% от получаемого им денежного довольствия в период прохождения им военной службы. Однако, согласно ст. 22 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия по инвалидности лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, устанавливается в следующих размерах: инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.

Борисовский В.А. является инвалидом второй группы вследствие военной травмы и получает соответствующую пенсию в Военном комиссариате Саратовской области, таким образом, право Борисовского В.А. на возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы (военная травма), действующим законодательством Российской Федерации и ответчиком гарантировано и обеспечивает достаточный уровень восполнения потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы.

Получение военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, страховых сумм по обязательному страхованию при досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) не препятствует предоставлению им других денежных выплат и иных видов компенсаций, имеющих целью возмещение вреда здоровью, в частности единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. Данная выплата, предусмотренная пунктом 3 статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих", представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20.10.2010 года N 18-П, дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

Единовременные выплаты, предусмотренные названными Федеральными законами, предоставляются военнослужащим независимо от пенсии по инвалидности, назначаемой и выплачиваемой на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Поскольку пенсия по государственному пенсионному обеспечению определяется в статье 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода), пенсия по инвалидности, соответственно, имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных военнослужащих, ставших инвалидами, и призвана восполнить утраченный ими в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы заработок (денежное содержание).

Федеральный закон "О статусе военнослужащих" сохраняет за такими военнослужащими ряд иных мер социальной защиты, в том числе оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд к месту этого лечения и обратно, а Указом Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 года N 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» с 01.09.2005 г. для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, введено дополнительно к пенсиям и другим выплатам ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей.

Кроме того, на военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» для инвалидов боевых действий: они приобретают право на льготы по медицинскому обслуживанию, предоставлению и использованию отпусков, зачислению в образовательные учреждения профессионального образования и стипендиальному обеспечению, а также на внеочередную установку квартирного телефона и внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому (пункты 1 и 3).

Как следует из письма Военного комиссариата Саратовской области от 07.09.2011 г. Борисовскому В.А. как инвалиду 2 группы вследствие военной травмы пенсия была увеличена на 7946 руб. 35 коп., производится дополнительное материальное обеспечение в размере 1000 руб., факт выплаты единовременного денежного пособия, предоставления льгот на медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение истцом не оспаривался.

Таким образом, получаемое Борисовским В.А. пенсионное обеспечение в полной мере обеспечивает компенсацию причиненных ему материальных потерь в связи с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы, а потому положения ст. 1064, 1084 ГК РФ на спорные правоотношения не распространяется.

01.01.2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

До 2012 г. отсутствовал правовой механизм возмещения военнослужащим утраченного заработка. В отсутствии такого регулирования суд лишен возможности удовлетворить требования применительно к главе 59 ГК РФ. Обязанность государства по возмещению вреда установлена ФЗ от 08.11.2011 г., определив, что подлежит выплате компенсация. С 01.01.2012 г. Борисовскому В.А. назначена такая компенсация.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Борисовского В.А. к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату Саратовской области о признании права на получение с 01.11.2011 г. ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью как инвалиду 2 группы вследствие военной травмы с последующей индексацией о взыскании с 01.11.2011 г. ежемесячно денежной компенсации возмещения вреда здоровью, взыскании единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью как инвалиду 2 группы вследствие военной травмы с 21.10.2002 г. по 31.10.2011 г. оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.

Судья

2-153/2012 (2-3670/2011;) ~ М-3393/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Борисовский Владимир Анатольевич
Ответчики
Военный комиссариат Сарат. обл.
Суд
Ленинский районный суд г. Саратова
Судья
Бабурина И.Н.
Дело на сайте суда
leninsky--sar.sudrf.ru
11.10.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2011Передача материалов судье
14.10.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2011Подготовка дела (собеседование)
27.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2011Судебное заседание
25.11.2011Судебное заседание
06.12.2011Производство по делу возобновлено
06.12.2011Судебное заседание
06.12.2011Судебное заседание
25.01.2012Производство по делу возобновлено
25.01.2012Судебное заседание
30.01.2012Судебное заседание
20.03.2012Производство по делу возобновлено
20.03.2012Судебное заседание
28.03.2012Судебное заседание
04.04.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2012Дело оформлено
07.05.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее