Дело № 2-8/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2017 года г. Заринск
Заринский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Жукова В.А.,
при секретаре Устинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края к Шмакову Михаилу Александровичу и администрации Кытмановского района Алтайского края о признании недействительным договора аренды, применении последствий ничтожности сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края к Шмакову Михаилу Александровичу и администрации Кытмановского района Алтайского края о признании недействительным договора аренды, применении последствий ничтожности сделки определением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ передано на рассмотрение в Заринский городской суд.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО5 о нарушении Шмаковым М.А. водного законодательства. Установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, находится на праве аренды у Шмакова М.А. на основании договора аренды, заключенного с администрацией Кытмановского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ сроком на 30 лет. Исходя из смысла положений Водного кодекса РФ, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц может находится только пруд, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности. Иные объекты (в том числе озера) относятся к объектам Федеральной собственности. Соответственно пруд в муниципальной собственности не находится и у районной администрации не имелось полномочий по распоряжению земельным участком, на котором расположены объекты федеральной собственности. Интересы Российской Федерации, как собственника вышеназванных объектов на земельном участке, нарушены в связи с их незаконной арендой.
Истец просит признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, на <адрес>, заключенного между администрацией Кытмановского района Алтайского края и Шмаковым М.А. Применить последствия недействительности ничтожной сделки-договора аренды земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кытмановского района Алтайского края и Шмаковым М.А. о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного : <адрес>, <адрес>. Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Алтайскому краю в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного: <адрес>, <адрес>.
В дальнейшем к производству суда было принято уточненное исковое заявление, в котором истец уточнил заявленные требования. Просит признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, заключенного между администрацией <адрес> Алтайского края и Шмаковым М.А. Применить последствия недействительности ничтожной сделки-договора аренды земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кытмановского района Алтайского края и Шмаковым М.А. о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного: <адрес>, <адрес>.
Представитель заявителя – помощник прокурора г. Заринска Е.П. Шмырева исковые требования в судебном заседании поддержала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Ответчики и другие лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились.
Выслушав помощника прокурора г. Заринска Алтайского края, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
В силу ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения).
Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.
Имущественные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 79 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется в Российской Федерации по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.
Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 23.11.1996 N 1403 "О ведении Государственного водного кадастра Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений ведение государственного водного кадастра Российской Федерации осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
После изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 25.01.2006 N 33 Ведение государственного водного кадастра Российской Федерации осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов с участием Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и Федерального агентства по недропользованию (по подземным водным объектам).
Содержание права собственности на водные объекты определяется гражданским законодательством и настоящим Кодексом (ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ)
Водный объект в соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ - сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима
Согласно ст. 34 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 в Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты.
Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.
Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 42 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов.
Согласно ст. 46 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
В силу ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности.
Для собственных нужд водопользователь-гражданин вправе свободно использовать водные объекты, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Водопользователь-гражданин вправе использовать водные объекты для осуществления предпринимательской деятельности только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Действующий на момент заключения спорного договора аренды Земельный кодекс РСФСР к землям водного фонда относил земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов (ст. 95).
Согласно п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2007 года был введен в действие Водный кодекс Российской Федерации.
Со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации был признан утратившими силу Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471) (ст. 3 вышеуказанного Федерального закона)
Согласно п. 1. ст. 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи.
Статей 2 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что Водный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии со ст. 4 действующего Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство регулирует водные отношения.
Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Кодексом.
В силу ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на:
1) поверхностные водные объекты;
2) подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся в том числе водотоки (реки, ручьи, каналы);
водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
В соответствии с п.п. 1.,2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п.п.1,2 ст. 31 Водного кодекса Российской Федерации государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.
На основании п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253, ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В силу п.п 1,4 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия:
1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 102 действующего Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
В силу ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кытмановского района и Шмаковым Михаилом Александровичем был заключен договор аренды земельного участка из земель сельхозназначения общей площадью <данные изъяты> га, из них под водой <данные изъяты> га, обслуживающая территория <данные изъяты> га под кадастровым номером № для организации крестьянского (фермерского хозяйства, восстановления и эксплуатации гидротехнических сооружений на <адрес>, расположенного в <адрес> <адрес>, <адрес>.
Согласно договора вышеуказанный земельный участок был передан в аренду сроком на <данные изъяты> (л.д. 14-15).
Согласно ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.
Согласно п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Вышеуказанный договор аренды был зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д.13).
Из кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что кадастровый номер земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> № (л.д.2).
Из информации отдела водных ресурсов по Алтайском краю от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на земельном участке с кадастровым номером № находится река <данные изъяты> и пруды, образованные плотинами, расположенными на реке <данные изъяты>. Река <данные изъяты> внесена в государственный водный реестр водных объектов за №. Длина реки составляет 42 км (л.д.17,179).
Определением Заринского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена судебная экспертиза. Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
-определить статус поверхностных водных объектов, расположенных на водотоке - река <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с Порядком определения статуса водных объектов и согласования гидрографических характеристик водных объектов при подготовке сведений для внесения в Государственный водный реестр;
- имеют ли данные водные объекты гидрологическую связь с другими водными объектами, находящимися на территории <адрес> или является обособленным объектом;
- являются ли федеральной собственностью указанные поверхностные водные объекты, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером №.
-определить границы водного объекта – реки <данные изъяты>, протекающей в границах земельного участка категории: земли сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, <адрес>
-в том числе определить границы водных объектов: пруд №, пруд № и пруд №, расположенных на реке <данные изъяты> в границах вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером №
-определить границы береговой полосы прилегающей к водному объекту- реке <данные изъяты> вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации.
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с «Порядком определения статуса водных объектов и согласования гидрографических характеристик водных объектов при подготовке сведений для внесения в Государственный водный реестр», статус водного объекта устанавливается и утверждается Территориальными отделами водных ресурсов Верхне-Обского БВУ на основании сведений, предоставляемых заявителем. Таким образом определение статуса водных объектов не находится в компетенции экспертов.
В рамках исследования, поверхностные водные объекты, расположенные на водотоке – река <данные изъяты> в границах земельного участка с кадастровым номером №, определяются как пруды, образованные плотинами, расположенными на реке.
Произведенным исследованием установлено, что на основании выписки из государственного водного реестра, находящаяся в границах земельного участка с кадастровым номером № река <данные изъяты> с расположенными на ней прудами, образованными плотинами, имеет связь с рекой <данные изъяты> находящейся на территории <адрес> <адрес> (впадает в реку <данные изъяты> в 18 км от ее устья по правому берегу).
Произведенным исследованием установлено, что поверхностные водные объекты – пруды, образованные плотинами, расположенными на реке <данные изъяты> в границах земельного участка с кадастровым номером №, на основании ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Произведенным исследованием определено местоположение границ водного объекта реки Каменка и расположенных на ней прудов №,№ по нормальному подпорному уровню воды, установленному производством экспертизы по координатам характерных точек в границах земельного участка с кадастровым номером №.
Площадь земель водного фонда, занимаемых рекой Каменка, в том числе водных объектов: пруд №, пруд № и пруд № в составе земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> кв.м.
Координаты характерных (поворотных) точек местоположения границ водного объекта реки <данные изъяты>, в том числе водных объектов: пруд №, пруд № и пруд № в границах земельного участка с кадастровым номером №, установленные настоящим исследованием, приведены в таблице № исследовательской части заключения. Система координат МСК-22.
Произведенным исследованием установлены границы береговой полосы водного объекта реки <данные изъяты>, в том числе водных объектов: пруд №, пруд № и пруд №, в границах земельного участка с кадастровым номером №
Координаты характерных (поворотных точек) местоположения границ береговой полосы водного объекта реки Каменка, в том числе водных объектов: пруд №, пруд №, пруд № в границах земельного участка с кадастровым номером №, установленные настоящим исследованием, приведены в таблице № исследовательской части заключения. Система координат МСК – 22.
Площадь береговой полосы реки Каменка, в том числе водных объектов: пруд №, пруд №, пруд № в составе земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> кв.м.
Согласно п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статей 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Указом Губернатора Алтайского края от 05.12.2016 N 152 "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края" утверждено положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края.
В силу п. 1.1 данного положения министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - "Министерство") является органом исполнительной власти Алтайского края, реализующим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, водных, лесных отношений, охраны и использования объектов животного мира, водных биологических ресурсов, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии с п. 2.1.1 Положения Министерство предоставляет находящиеся в собственности Алтайского края водные объекты в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, а также осуществляет меры по охране указанных водных объектов и предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении этих объектов;
Ранее эти полномочия осуществляло Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Пунктом 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Таким образом, оценивая представленные доказательства в их совокупности и исходя из смысла вышеприведенных норм, действовавших на момент заключения спорного договора и ныне действующих норм, суд приходит к выводу, что в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц могут находиться только обособленные водные объекты, обладающие признаками изолированности и обособленности. Иные водные объекты относятся к федеральной собственности. В соответствии с заключением экспертов река <данные изъяты> с расположенными на ней прудами, образованными плотинами, имеет связь с рекой <данные изъяты>, находящейся на территории Кытмановского района Алтайского края (впадает в реку <данные изъяты> в <данные изъяты> км от ее устья по правому берегу). Поверхностные водные объекты – пруды, образованные плотинами, расположенными на реке <данные изъяты> в границах земельного участка с кадастровым номером №, на основании ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Соответственно река <данные изъяты> и пруды, образованные плотинами, расположенные на данной реке в муниципальной собственности Кытмановского района не находятся. При таких обстоятельствах у администрации Кытмановского района отсутствовали полномочия по распоряжению спорным земельным участком, на котором расположены объекты федеральной собственности, в связи с чем, спорный договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ не может считаться действительным. При этом суд учитывает, что законом установлено право каждого гражданина на доступ к водным объектам общего пользования. Вследствие незаконной передачи земельного участка с расположенными на нем водными объектами в аренду, нарушены права неопределенного круга лиц на свободный доступ и пользование водным объектом.
В связи с изложенным, требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации подлежат удовлетворению. При этом суд соглашается с доводами истца о том, что срок исковой давности ими не пропущен, так как природоохранный прокурор не является стороной спорной сделки, а информация о предоставленном в аренду земельном участке направлена в природоохранную прокуратуру лишь ДД.ММ.ГГГГ.
С ответчиков Шмакова М.А., администрации Кытмановского района Алтайского края в пользу ООО «Специализированная фирма «РосЭксперТ» подлежат взысканию в долевом порядке расходы на проведение оценочной экспертизы в сумме 99520 руб., которые согласно заявлению ООО «Специализированная фирма «РосЭксперТ», не были оплачены стороной ответчика и поэтому в связи с удовлетворением иска подлежат взысканию с ответчиков.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>, на <адрес>, заключенного между администрацией Кытмановского района Алтайского края и Шмаковым Михаилом Александровичем.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки – договора аренды земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кытмановского района Алтайского края и Шмаковым Михаилом Александровичем о предоставлении в аренду земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>
Взыскать с Шмакова Михаила Александровича, администрации Кытмановского района Алтайского края в пользу ООО «Специализированная фирма «РосЭксперТ» в долевом порядке расходы на проведение экспертизы в размере 99520 руб., по 49670 с каждого.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Заринский городской суд Алтайского края в течение месяца.
Судья Заринского городского
суда Алтайского края В.А. Жуков