Дело № 2-8/18 Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2018 года г. Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Кропотовой Н.Л.,
при секретаре Божик Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску Вихровой Юлии Евгеньевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, к МО РФ, ФГУ «ЦТУИО» МО РФ, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному отделению ФГКУ «Западрегионжилье» в Ярославской области, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному управлению ФАУГИ по Ярославской области, администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области о признании не приобретшим жилого помещения статуса служебного помещения специализированного жилого фонда, установлении факта вселения и проживания в жилом помещении на условиях социального найма, признании бездействия недействительным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
Вихрова Ю.Е., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с иском к МО РФ, ФГУ «ЦТУИО» МО РФ, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному отделению ФГКУ «Западрегионжилье» в Ярославской области, Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Территориальному управлению ФАУГИ по Ярославской области, администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области.
С учетом уточнения исковых требований просит суд:
Признать жилое помещение в виде 2-х комнатной квартиры № дома № расположенного в <адрес>, не приобретшим статус «служебного помещения» специализированного жилого фонда.
Установить факт вселения и проживания Вихровой Юлии Евгеньевны и ФИО1 в жилом помещении виде 2-х комнатной квартиры № дома №, расположенного <адрес> на правах социального найма.
Признать жилое помещение в виде 2-х комнатной квартиры № дома № №, расположенное <адрес> утратившим необходимость в его использовании для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти (МО РФ) полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Признать бездействие администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области в части истребования имущества у МО РФ в виде квартиры № дома № в<адрес> и принятия ее на свой баланс, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ярославской области (дело № А82-12739/2013 от 27.01.2014 года, вступило в законную силу 30.09.2014 года) незаконным.
Признать за Вихровой Юлией Евгеньевной и ФИО1 право общей долевой собственности, по 1/2 доле в праве, на жилое помещение в виде 2-х комнатной квартиры № дома № расположенное в воинской части <адрес>, в порядке приватизации.
Доводы искового заявления мотивированы тем, что представителем Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области суду были предоставлены документы, подтверждающие наличие издания МО РФ Приказа № 595 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области» и изменения к нему. Согласно представленному Перечню передаваемых квартир квартира № № дома № <адрес> в него не вошла.
На основании решения Арбитражного суда Ярославской области подлежат передаче все жилые квартиры, расположенные в домах № в<адрес>, однако частичную передачу имущества администрация обжаловать не намерена, документов, подтверждающих что Администрация Карабихского сельского поселения приняла на свой баланс данное имущество частично, так же суду не представлено.
Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области наряду с МО РФ бездействует в части истребования и принятия на баланс имущества на основании решения Арбитражного суда Ярославской области (дело № АН 2-12739/2013 от 27.01.2014 года, вступило в законную силу 30.09.2014 года), постановления Арбитражного суда Ярославской области от 20.05.2014 года (дело № А82-12739/2013) и постановления кассационной инстанции от 30.09.2014 года, которым постановлено удовлетворить требования Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, на основании которых бездействие МО РФ по вопросу непринятия решения о передаче домов № в<адрес> в муниципальную собственность признано незаконным и принято решение обязать Министерство обороны РФ совершить действия и принять решения по безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в муниципальную собственность, а именно земельного участка, расположенного по адресу : <адрес>, <адрес> и имущества в виде домов №, соответственно круг имущества четко определен и исследован судом, исследован весь перечень квартир, расположенных в данных домах, что подтверждается фотокопиями материалов дела. Соответственно судами официально подтвержден и установлен факт уклонения ответчика МО РФ от принятия предусмотренного законом решения и существенного нарушения права населения соответствующего муниципального округа.
Сама истец Вихрова Ю.Е. вселена в спорную квартиру на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма, квартира МО РФ предоставлена ее матери Пьяновой (Кузнецовой) Надежде Викторовне на правах социального найма, договоров служебного найма ни с ней, ни с ее матерью не заключалось, квартира не отнесена к числу служебных, таких решений не принималось.
Кузнецова Н.В. выехала из спорного жилого помещения, в нем не зарегистрирована на сегодняшний день, Вихрова Ю.Е. проживает со своим несовершеннолетним сыном ФИО1 на правах социального найма, в трудовых отношениях с МО РФ не состоит, вселена и проживает законно.
В судебном заседании представитель истца исковые требования полностью поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель администрации Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области исковые требования не признала, пояснила, что это право муниципального образования оставить жилое помещение за собой. Истцу спорное жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, матери истца данное жилое помещение было предоставлено в статусе «служебное» во временное пользование, она не состояла в служебных отношениях с МО РФ. Более того, мать истца была обеспечена иным жилым помещением. Доказательств утраты статуса служебного жилого помещения стороной истца не представлено.
Представитель Территориального отделения ФГКУ «Западрегионжилье» в Ярославской области исковые требования не признала, пояснила, что статус служебного жилого помещения, являющегося спорным, установлен вступившим в законную силу решением суда, не подлежит доказыванию вновь. Служебные помещения приватизации не подлежат. При обеспечении жилым помещением мать истца обязана была сдать спорное жилое помещение. Мать истца являлась лицом гражданского персонала, а не военнослужащей, у нее имелась трудовая книжка. Жилое помещение ей предоставлялось только на время работы.
Остальные участники процесса, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Суд, выслушав присутствующих участников процесса, исследовав письменные материалы дела, находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
На основании ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1, 3 ст. 92 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, паем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
При этом, правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42, согласно п. 12 которых, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такового помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований установленных настоящими Правилами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Спорное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Указанное жилое помещение было предоставлено прапорщику Пьяновой Надежде Викторовне на семью из 3 человек: на нее, мужа Пьянова Е.Г. и дочь Пьянову Ю.Е. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании свидетельства о браке Пьянова Н.В. изменила фамилию на Кузнецова в ДД.ММ.ГГГГ.
28.06.2010 года с Кузнецовой Н.В., как с лицом гражданского персонала, Ярославской КЭЧ района был заключен договор найма служебного спорного жилого помещения, которое было предоставлено ей и членам ее семьи: дочери ФИО2 и дочери Кузнецовой А.С. на период работы в войсковой части 18401 в возмездное владение и пользование. Данный договор сторонами в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан. Гражданский персонал ВС РФ обеспечивается жилыми помещениями от МО РФ только на период работы на основании Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 года № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах РФ», Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 года № 485 «Об организации в вооруженных силах РФ работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитии лицам гражданского персонала ВС РФ».
Согласно единому реестру военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, Кузнецов Сергей Евгеньевич, 03.08.1966 г. р. – супруг Кузнецовой Н.В., состоял на учете с 3 июня 1999 г. в составе семьи 3 человека, избранное место жительства - г. Ярославль. Норма предоставления жилого помещения - не менее 54,0 кв. м и не более 63,0 кв. м..
Согласно персональной карточке учета военнослужащего, нуждающегося в жилье, в сведениях о временном проживании было указано спорное жилое помещение.
Извещением от 28 марта 2014 г. № 271523 Кузнецову С.Е. и членам его семьи предоставлено жилое помещение общей площадью 63,4 кв. м. по адресу: <адрес>, с которым они согласились. 8 апреля 2014 г. с Кузнецовым С.Е. установленным порядком заключен договор социального найма №.
Кузнецова Н.В. выбыла из спорного жилого помещения в квартиру по указанному адресу, где зарегистрировалась 08.04.2014 года. Вместе с ней по данному адресу были зарегистрированы Кузнецов С.Е. и Кузнецова А.С.. Кузнецова Н.В. и Кузнецова А.С. зарегистрировали право общей долевой собственности (по 1/3 доле каждая) на жилое помещение по адресу: <адрес>,
В соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 30.08.2016 № 595 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Карабихское сельское поселение Ярославского муниципального района Ярославской области» (далее - Приказ) в собственность Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области переданы согласно приложенному списку квартиры, расположенные в жилых домах № по адресу: <адрес>, д. <адрес>
28.02.2017 был издан приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации № 191 «О внесении изменений в приложение к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 30.08.2016 № 595».
В администрацию на подписание были переданы передаточные акты. В уточненном списке передаваемых квартир жилое помещение по адресу: <адрес>, в<адрес> не указано.
В соответствии с решением Муниципального Совета Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 30.08.2017 № 26 был утвержден перечень квартир, передаваемых в муниципальную собственность Карабихского сельского поселения согласно приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 30.08.2016 № 595 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования Карабихское сельское поселение Ярославского муниципального района Ярославской области», приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 28.02.2017 № 191 «О внесении изменений в приложение к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 30.08.2016 № 595».
В указанном перечне спорное жилое помещение отсутствует.
В настоящее время жилое помещение по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества Карабихского сельского поселения ЯМР Ярославской области не состоит.
В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Согласно решению Ярославского районного суда Ярославской области от 22.08.2017 года, вступившему в законную силу, по гражданскому делу № 2-1675/17 по иску Вихровой Юлии Евгеньевны к Министерству обороны РФ, ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ярославской области, Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным приказа, бездействия и об обязании включить в число объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, обязании принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда, обязании принять на баланс жилое помещение, нарушение правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, истцу в иске отказано. В решении указывается, что не является основанием для признания права пользования жилым помещением на условиях социального найма и, как следствие, не возникает безусловной обязанности передать права на данное жилое помещение.
Исключение <адрес> из перечня закрытых военных городков не влечет утрату спорным жилым помещением статуса служебного. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения (акта) уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Истцом не представлено доказательств утраты спорной квартирой статуса служебного жилья, в то время как собственником решение об исключении данного жилого помещения из числа служебного не принималось.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27 января 2014 года по делу № А82-12739/2013 постановлено: «Обязать МО РФ совершить действия и принять решение, предусмотренные Федеральным законом от 08.12.2011 года № 423-Ф3 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении объектов военного недвижимого имущества: земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес> (дома №).»
Заместителем министра Обороны Российской Федерации издан Приказ № 595 от 30 августа 2016 года, в соответствии с которым директору Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ приказано обеспечить осуществление мероприятий по прекращению права оперативного управления на объекты недвижимого имущества и передать в собственность муниципального образования Карабихское сельское поселение Ярославского муниципального района имущество. Однако в перечень имущества, подлежащего передаче сельскому поселению, спорное жилое помещение не включено.
Арбитражным судом г. Москвы от 21 июня 2017 года было прекращено производство по делу № А40-55-843/2017-147-487 по заявлению Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского района Ярославской области к Министерству обороны РФ о признании незаконным приказа № 595 от 30 августа 2016 года в связи с отказом заявителя от заявленных требований.
Оснований для признания недействительным приказ МО РФ от 30 августа 2016 года № 595 в части не включения в перечень имущества, подлежащего передаче на баланс Администрации Карабихского сельского поселения квартиры № дома № части <адрес> у суда не имеется, поскольку обязанности Министерства обороны РФ об исключении квартиры из служебного фонда, закон не содержит, а наоборот, как указывалось выше, предусматривает возможность самостоятельно принимать решения относительно данного жилого фонда.
При исследовании вопроса о статусе спорного жилого помещения, суд при принятии решения по гражданскому делу № 2-1675/17 пришел к выводу о том, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на момент предоставления было отнесено к служебному жилью.
Доказательства тому, что квартира в установленном Жилищным кодексом РСФСР порядке была исключена из категории специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.
С принятием Жилищного кодекса Российской Федерации и введением его в действие с 01 марта 2005 года служебные жилые помещения в силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
То обстоятельство, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация на объект недвижимого имущества, не свидетельствует об изменении правового статуса жилого помещения как служебного, приданного ему в установленном законом порядке.
Истец ссылается на то, что Министерство обороны РФ бездействует и не передает недвижимое имущество в муниципальную собственность.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2011 г. № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков).
Частью 5 данной статьи предусмотрено, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность.
Согласно части 6 данной статьи, в случае, если отпала необходимость в указанном в пункте 4 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность поселений, городских округов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При разрешении вопроса о безвозмездной передаче недвижимого имущества, закрепленного за Министерство обороны РФ, в муниципальную собственность, необходимо волеизъявление уполномоченного органа на такую передачу и принятие соответствующего решения.
Министерство обороны РФ не принимало решения о безвозмездной передаче спорного недвижимого имущества в муниципальную собственность. Как и не принимало решения об изменении статуса жилого помещения.
Порядок предоставления жилых помещений Министерством обороны Российской Федерации регулируется ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ О статусе военнослужащих» (ст. 15). Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает жилыми помещениями исключительно военнослужащих, при наличии срока выслуги и нахождении на учете нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Для возникновения отношений социального найма необходимо признание лица малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, а также его постановка на учёт (ч. 2 ст. 49, ст. 52 ЖК РФ) при этом жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Вопреки ст.56 ГПК РФ каких-либо доказательств о том, что жилая площадь истцу была предоставлена в порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ, для постоянного проживания по договору социального найма представлено не было.
Статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-1 предусматривает право граждан на приватизацию занимаемых ими на условиях социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а также жилых помещений, находящихся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе признания утратившим статуса служебного спорного жилого помещения и признании за истцами права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации не имеется.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░