Гражданское дело № 2-447/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 31 июля 2019 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Сивец О.Г.,
при секретаре Ахаевой М.В.,
с участием представителей ответчика Кайлачаковой Р.Н., Кайлачаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Национальная служба взыскания» к Кайлачакову А.А. о взыскании задолженности по кредитному договору,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Национальная служба взыскания» (далее по тексту - ООО «Национальная служба взыскания») обратилось в суд с иском к Кайлачакову А.А. о взыскании задолженности по кредитному договору.Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО КБ «Восточный» и Кайлачаковым А.А. был заключен кредитный договор <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ПАО КБ «Восточный» и ООО «Национальная служба взыскания» заключили договор уступки прав требования, в соответствии с которым права требования ПАО КБ «Восточный» по кредитным договорам, в том числе право требования по кредитному договору <данные изъяты> было передано ООО «Национальная служба взыскания». По состоянию на дату перехода права требования задолженность ответчика по кредитному договору составила <данные изъяты>, которую истец просил взыскать с ответчика в части за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения дела истец - ООО «Национальная служба взыскания» уточнил исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) просил взыскать с ответчика Кайлачакова А.А. в его пользу задолженность по кредитному договору в размере <данные изъяты>, из которых: <данные изъяты> - основной долг, <данные изъяты> - проценты по кредиту, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Определением Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО КБ «Восточный».
Определением Аскизского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Страховая компания «Резерв».
Истец - ООО «Национальная служба взыскания» своего представителя для участия в судебном заседании не направил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представитель истца Кухтерина ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «Национальная служба взыскания».
Ответчик Кайлачаков А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд своих представителей, также представив отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
В судебном заседании представители ответчика Кайлачакова Р.Н., Кайлачакова А.А., действующие на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Третьи лица - ПАО КБ «Восточный», АО «Страховая компания «Резерв» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита.
Согласно п. 2 ст. 819 ГК РФ к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 настоящей главы, если иное не предусмотрено правилами настоящего параграфа и не вытекает из существа кредитного договора.
В силу п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
По смыслу ст. 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным (п. 1 ст. 438 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 434 ГК РФ письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ПАО КБ «Восточный» и заемщиком Кайлачаковым А.А. в офертно-акцептной форме заключен кредитный договор <данные изъяты>, по условиям которого Банк предоставил заемщику кредит в размере <данные изъяты>, сроком на <данные изъяты> месяцев, под <данные изъяты> % годовых, а заемщик обязался осуществлять погашение кредита и плату за пользование кредитом путем внесения ежемесячных платежей, в сроки и размерах, предусмотренных графиком.
Обязательство по предоставлению кредита в сумме <данные изъяты> руб. ПАО КБ «Восточный» исполнил, что подтверждается выпиской по счету, открытой на имя ответчика.
Следовательно, ДД.ММ.ГГГГ между ПАО КБ «Восточный» и ответчиком был заключен договор <данные изъяты>, то есть между сторонами возникли взаимные обязанности, вытекающие из данного договора, которые в соответствии с требованиями ст.ст. 307, 309, 310, 408, 819, 820 ГК РФ должны исполняться надлежащим образом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Банк исполнил свои обязательства по кредитному договору надлежащим образом.
При этом, Кайлачаков А.А. свои обязательства по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в части возврата кредита, оплаты ежемесячного платежа надлежащим образом не исполнял, последний платеж внесен ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., что следует из выписки по счету.
В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона (пункт 1). Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 2).
В силу ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону (пункт 1). Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (пункт 2).
ДД.ММ.ГГГГ между ПАО КБ «Восточный» («Цедент») и ООО «Национальная служба взыскания» («Цессионарий») заключен договор об уступке прав (требований) <данные изъяты>, в соответствии с п. 1.1. которого цедент передает, а цессионарий принимает права (требования) по кредитным обязательствам, вытекающим из договоров, заключенных цедентом с физическими лицами согласно Приложению <данные изъяты>.
На дату уступки прав требований, задолженность Кайлачакова А.А. по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> составила <данные изъяты>, из которых сумма основного долга - <данные изъяты>, сумма процентов по кредиту - <данные изъяты>, сумма комиссий - <данные изъяты>.
Из уточненного расчета ООО «Национальная служба взыскания» следует, что последний просит взыскать с заемщика Кайлачакова А.А., в связи с неисполнением им (Кайлачаковым А.А.) обязанности по возврату задолженности по кредитному договору, сумму в размере <данные изъяты>, из которых: основной долг - <данные изъяты>, проценты по кредиту - <данные изъяты>.
Возражая против иска, ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.
Разрешая заявленное ходатайство, суд приходит к следующему.
Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Правила определения момента начала течения исковой давности установлены статьей 200 ГК РФ, согласно пункту 1 которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
В силу абз. 1 п. 2 названной статьи по обязательствам с определенным сроком исполнения, течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения; в абзаце втором закреплено, что по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъясняется, по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Согласно п. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
По смыслу обозначенной нормы начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 г. №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).
В силу ст. 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Согласно п. 3.2.2 договора об уступке прав (требований) от ДД.ММ.ГГГГ цессионарий обязан уведомить должников о состоявшемся переходе прав требования с указанием всех реквизитов в течение 30 рабочих дней с момента подписания настоящего договора.
Как видно из материалов дела, истец ДД.ММ.ГГГГ направил уведомление, в котором потребовал от Кайлачакова А.А. полного и досрочного исполнения обязательств по кредитному договору в размере <данные изъяты>, установив для этого срок - в течение 10 дней с момента получения настоящего уведомления.
Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, займодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с процентами за пользование займом, причитающимися на момент его возврата (п. 2 ст. 811 ГК РФ).
По смыслу приведенной нормы права предъявление кредитором требования о досрочном возврате суммы кредиты не означает одностороннего расторжения договора, однако влечет за собой изменение условия кредитного договора о сроке исполнения обязательства.
В исковом заявлении представитель истца ФИО1, со ссылкой на Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 № 160, указала, что учитывая максимальный срок доставки почтовой корреспонденции 3 недели, в этот срок уведомление поступило ответчику и считалось доставленным. С учетом подсчета судом указанного срока доставки почтовой корреспонденции, уведомление поступило ответчику не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
С указанного срока ответчик Кайлачаков А.А. в течение 10 дней должен был уплатить задолженность по кредиту, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данное обязательство ответчиком не исполнено к указанному сроку, следовательно, в связи с изменением срока исполнения обязательства срок исковой давности для заявленного по настоящему делу требования о взыскании задолженности по кредитному договору начал течь с момента истечения срока исполнения требования о досрочном погашении всей суммы кредита.
Таким образом, трехлетний срок исковой давности по заявленным истцом требованиям истек ДД.ММ.ГГГГ. Иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами, установленного ст. 196 и п. 2 ст. 200 ГК РФ срока. Кроме того, суд принимает во внимание, что заявление о выдаче судебного приказа было направлено мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, что следует из оттиска печати на конверте, судебный приказ был выдан ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами срока исковой давности.
Согласно ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах, поскольку истец обратился в суд с пропуском срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ООО «Национальная служба взыскания» к Кайлачакову А.А. о взыскании денежных средств по кредитному договору, судебных расходов.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Национальная служба взыскания» к Кайлачакову А.А. о взыскании задолженности по кредитному договору, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Мотивированное решение суда изготовлено 05.08.2019.
Председательствующий: