Дело №2-426/2019
03RS0004-01-2018-004720-40
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2019 года г.Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы РБ
в составе председательствующего судьи Харламова Д.А.,
при секретаре судебного заседания Хазиахметовой Э.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сокольниковой М. М. к Муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа <адрес> (далее МУП «УИС» ГО <адрес>) и обществу с ограниченной ответственностью «Умный дом» об обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Сокольникова М.М. является долевым собственником жилого помещения по адресу <адрес>. Данное жилое помещение было приобретено по договору долевого участия в строительстве №Б-33 от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира была передана по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Умный дом» и Сокольниковой М.М.. был подписан акт № б/н приемки индивидуальных приборов учета. Согласно данному акту был принят ИПУ тепловой энергии марки Пульс СТК, №, показание 0,320, дата выпуска ДД.ММ.ГГГГ, межпроверочный интервал 6 лет. При этом ответчики производили расчет потребляемой теплоэнергии не по ИПУ а по нормативу, в связи с чем нарушили право истца – оплачивать только фактическое потребление теплоэнергии.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования и просила обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа <адрес> Республики Башкортостан и Общество с ограниченной ответственностью «Умный дом» произвести перерасчет теплоэнергии в жилом помещении по адресу <адрес> начиная с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа <адрес> Республики Башкортостан и Общество с ограниченной ответственностью «Умный дом» производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии; взыскать судебные расходы.
Истец Сокольникова М.М. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель истца Сергеев М.В, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «УИС» ГО <адрес> исковые требования не признала, просила в иске отказать по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Умный дом» исковые требования не признала, просила в иске по отношению к ООО «Умный дом» отказать по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление, по требованиям к МУП «УИС» ГО <адрес> просила иск удовлетворить.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1,2,7 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О теплоснабжении» (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Согласно ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Спорные правоотношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с абз. 3 п. 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещениях определяется в соответствии с формулой 3(1) приложения № к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (п. 80).
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81).
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Таким образом, обязанность по вводу установленного прибора в эксплуатацию, в соответствии с действующим законодательством, возложена на исполнителя услуг, только при наличии заявки собственника.
Судом установлено, что в квартире, где проживает истец, установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии Пульс СТК, №.
В материалах дела имеется акт №б/н приемки индивидуальных приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому счетчик тепловой энергии содержит показание 0,320. Так же в материалах дела содержатся заявление Сокольниковой М.М. от ДД.ММ.ГГГГ вх.№ о вводе ИПУ в эксплуатацию. Письмом ихс.№/ССБ от ДД.ММ.ГГГГ МУП «УИС» указала, что с данным требованием необходимо обратиться в ООО «Умный дом».
В ходе судебного заседания ответчики подтвердили и не отрицали заключения между ООО «Умный дом» и МУП «УИС» договора ресурсоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому (п.п. 4.1; п.п. 4.4. Приложения №) – ввод ИПУ осуществляется актом, который подписывается в трех экземплярах, при этом ответственным лицом за ввод ИПУ является МУП «УИС».
Таким образом, учитывая, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услуг по отоплению должен определяться в соответствии с п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, так как индивидуальный прибор учета тепловой энергии, установленный в квартире истца, принят управляющей компанией к эксплуатации ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом.
В Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П Конституционный суд РФ указал - расчет платы за отопление в многоквартирном доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения, производится в соответствии с положениями абзацев второго – четвертого пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и формулами, к которым эти положения отсылают: при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме размер такой платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади отдельного помещения и тарифа на тепловую энергию (абзац второй пункта 421 данных Правил, формулы 2 и 21 приложения № к ним); при наличии же коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета платы за отопление зависит от оснащенности всех отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета тепловой энергии.
Так, согласно абзацу третьему пункта 421 данных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 31 и 32 приложения № к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Приведенное нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает – в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме – условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует – вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке – достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 421 данных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 33 и 34 приложения № к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Во взаимосвязи с абзацем третьим того же пункта это означает, что возможность учета фактического потребления тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома, оснащенных соответствующими индивидуальными приборами учета, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома (даже применительно к тем многоквартирным домам, все помещения в которых в соответствии с нормативными требованиями должны быть оборудованы таковыми, а на собственников и пользователей этих помещений возлагается обязанность по их надлежащей эксплуатации, обеспечению сохранности и своевременной замене). Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, создания равных условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории (собственниками и пользователями помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в многоквартирном доме, в котором не во всех помещениях имеются такие приборы, с одной стороны, и собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, все помещения которого имеют соответствующее оснащение, – с другой), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.
При этом часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяя рассчитывать размер платы за потребляемые коммунальные услуги исходя из их объема, который определяется по показаниям приборов учета, не разделяет значение коллективных (общедомовых) приборов и индивидуальных приборов учета и тем самым порождает неопределенность, создающую возможность нарушения конституционных параметров в регулировании данного вопроса Правительством Российской Федерации.
Таким образом, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзац третий пункта 421 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них взаимосвязанные нормативные положения – по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, – не предусматривают возможность учета при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, что ведет к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу об частичном удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из размера удовлетворенной части исковых требований с ответчика МУП «УИС» ГО <адрес> подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в сумме 600 руб.
Руководствуясь ст. 194, ст. 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сокольниковой М. М. к Муниципальному унитарному предприятию «Уфимские инженерные сети» городского округа <адрес> и обществу с ограниченной ответственностью «Умный дом» об обязании произвести перерасчет - удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа <адрес> Республики Башкортостан произвести перерасчет теплоэнергии в жилом помещении по адресу <адрес> начиная с ДД.ММ.ГГГГ года
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Уфимские инженерные сети» городского округа <адрес> Республики Башкортостан производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Уфимские инженерные сети» городского округа <адрес> Республики Башкортостан в пользу Сокольниковой М. М. расходы на представителя в размере 5 000 рублей.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Уфимские инженерные сети» городского округа <адрес> Республики Башкортостан в пользу Сокольниковой М. М. расходы на оплату госпошлины размере 600 рублей.
В остальной части иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца, через Ленинский районный суд <адрес>
Судья Харламов Д.А.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ