Дело № 2-134/2019
64RS0045-01-2018-007484-78
Решение
Именем Российской Федерации
31.01.2019 года г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего Сорокиной Е.Б.,
при секретаре Исмаиловой Д.А.,
с участием истца Германова А.В.,
представителя ответчика ГУ Саратовского регионального отделения ФСС РФ – Бунтяковой Т.Н.,
представителя третьего лица Министерства социального развития Саратовской области – Пилипенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Германова АВ к Комитету социальной защиты населения г. Саратова, Фонду социального страхования Российской Федерации Государственному учреждению Саратовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, третьи лица «Саратовский филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России, общество с ограниченной ответственностью «Орто-Мед», министерства социального развития Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации и обязании выплатить компенсацию,
установил:
Германов А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Комитету социальной защиты населения г. Саратова, мотивируя свои требования следующим.
ДД.ММ.ГГГГ года на обращение истца Комитетом социальной защиты населения города Саратова, исх. №№, было отказано в выплате компенсации за самостоятельно приобретенный протезно-ортопедический аппарат для ребенка — инвалида Германова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С данным решением истец не согласен, считает указанное решение незаконным и необоснованным, а также нарушающим его права по следующим основаниям. 11.09.2017 года истец со своим сыном (ребенок — инвалид Германов Т.А ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратился в ООО «ОРТО-МЕД» г. Челябинск для получения медико-технического заключения по необходимым аппаратам для ребенка. Согласно Медико-технического заключения было рекомендовано: а) Аппарат на туловище и нижнее конечности; б) Тутора на нижние конечности; в) Корсет жесткий; г) Сложная ортопедическая обувь — 4 пары. Получив Медико-технического заключение, истец обратился в ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» Минтруда России для выдачи индивидуальной программы реабилитации ребенка инвалида. Предъявив Медико-технического заключение ООО «ОРТО-МЕД» г.Челябинск, истец получил индивидуальную программу реабилитации ребенка инвалида №№ от 22.09.2017 года, в которой были рекомендованы технические средства реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: а) аппарат на туловище и нижнее конечности (ортез); б) тутора на всю ногу: 2 шт; в) корсет жесткий; г) сложная ортопедическая обувь - 2 пары. На основании ИПР №№ от 22.09.2017 года и Медикотехнического заключения истец произвел авансовый платеж ООО «ОРТО-МЕД» за изготовление аппарата на туловище и нижнее конечности (ортез) в размере 35000 рублей. После изготовления аппарата, при получении аппарата истцом были оплачены денежные средства в размере 34309 рублей и получена товарная накладная №№ от 21.12.2017 года. В товарной накладной ООО «ОРТО-МЕД» г.Челябинск в графе: Наименование товара указали — аппарат ортопедический модульный индивидуальный на всю ногу с полукорсетом (на нижние конечности и туловище). Расхождение в названии аппаратов в индивидуальной программы реабилитации ребенка инвалида и товарной накладной стали причиной отказа в выплате компенсации по заявлению от 09.01.2018 года (решение об отказе №13 от 28.01.2018 года). После получения отказа, истец обратился ООО «ОРТО-МЕД» г.Челябинск, выслал им все документы, в том числе и решение об отказе №13 от 28.01.2018 года ООО «ОРТО-МЕД» г.Челябинск истцу пояснили, что это один и тот же аппарат, приобретенный истцом аппарат соответствует индивидуальной программы реабилитации ребенка инвалида. С целью устранения разночтений в документации и разногласий истцу выслали по почте исправленную товарную накладную за тем же номером, с той же даты, заменив наименование на «аппарат на туловище и нижнее конечности (ортез)». 26.04.2018 года истец повторно обратился в Комитет социальной защиты населения г. Саратова, приложив исправленную товарную накладную ООО «ОРТО-МЕД» г. Челябинск №7793 от 21.12.2017 года С наименованием товара: «аппарат на туловище и нижнее конечности (ортез)». Однако, получил повторный отказ (решение об отказе №65 от 07.05.2018 года), мотивированный отсутствием чеков на оплату, которые истец уже предоставлял при подаче первого заявления. Так же устно истцу разъяснили, что аппарат не соответствует индивидуальной программе реабилитации ребенка инвалида и порекомендовали обратиться в «Саратовский» филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России для получения заключения Медико-Технической комиссии о соответствии аппарата. 17.08.2018 года истец обратился в «Саратовский» филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России и получил заключение Медико-Технической комиссии из которого следовало, что «аппарат изготовленный ООО «ОРТО- МЕД» г.Челябинск на нижние конечности и туловище соответствует медикотехническим показаниям и АПРА ребенка. В «Саратовский» филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России аналоги этого аппарата не изготавливаются, ближайшим аппаратом является парный аппарат на всю ногу». 21.08.2018 года истец в третий раз обратился в Комитет социальной защиты населения г. Саратова, приложив заключение «Саратовский» филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России и документы подтверждающие оплату (кассовый чек №№ от ДД.ММ.ГГГГ года на сумму 34 309 рублей и выписку из Сбербанка от 05.10.2017 года на сумму 35000 рублей (так как чек ордер №№ от 05.10.2017 года был утерян). 20.09.2018 года истец получил по почте отказ в пересмотре его заявлений. Истец просит суд признать незаконными решение об отказе №13 от 28.01.2018 года, решение об отказе №65 от 07.05.2018 года, решение 17.09.2018 года исх.№Г№ Комитета социальной защиты населения г.Саратова об отказе Германову А.В., 05.06.1985 года рождения (ребенок-инвалид Германов Т.А., 19.04.2012 года рождения) в выплате компенсации инвалиду (ветерану) за самостоятельно приобретенные протезы, протезно - ортопедические изделия; обязать Комитет социальной защиты населения г.Саратова выплатить Германову А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ребенок-инвалид Германов Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения) компенсацию за самостоятельно приобретенное протезно-ортопедическое изделие в размере 69 309 рублей.
Определением Кировского районного суда г. Саратова от 16.01.2019 года по делу в качестве ответчика, по ходатайству истца, было привлечено ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Истец Германов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, денежные средства просил взыскать с ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Представитель ответчика Комитета социальной защиты населения г. Саратова в судебное заседание не явился, извещен о времени рассмотрения дела надлежащим образом, ранее давал пояснения, в которых в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку позиция истца о том, что самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации «Аппарат ортопедический модульный» на всю ногу с полукорсетом АН8-38-01 соответствует рекомендациям индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида Германова Т.А. ошибочна и не основана на действующем законодательстве. Также пояснял, что с 01.01.2019 года ответчик не занимается выплатами компенсаций, данные полномочия были переданы ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Представитель ответчика ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований истца, указывая относительно исковых требований, что в случае, если судом будет установлено, что расходы на приобретение ортеза Германову Т.А. понесены истцом обоснованно, подтверждаются документально, заявленные требования подлежат удовлетворению. Размер оплаченный истцом средств реабилитации, не превышает размер, стоимости данных средств, предоставляемых ответчиком. На основании Соглашения от 05.09.2018 года № 330 между Министерством социального развития Саратовской области и Государственным учреждением - Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ с 01.01.2019 года, отделению переданы полномочия по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, в том числе протезно-ортопедическими изделиями. Однако, просит учесть, что Комитет при передаче полномочий по обеспечению TCP льготной категории граждан Отделению Фонда социального страхования, документов и обязательств в отношении Германова А.В. не передавал. Кроме того, сам Германов А.В. к соответчику - Отделению Фонда социального страхования с заявлением о выплате компенсации не обращался. Следовательно, соответчик - Отделение Фонда не могло нарушить прав и законных интересов истца и не может быть ответчиком при рассмотрения настоящего спора.
Представитель третьего лица Министерства социального развития Саратовской области Пилипенко И.В. возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что приобретенное истцом средство реабилитации не соответствует классификации.
Представитель третьего лица Саратовский филиал ФГУП Московское ПрПО Минтруда России в судебное заседание не явился, ранее давал пояснения, в которых поддерживал исковые требования истца в полном объеме, поскольку приобретенное истцом средство реабилитации полностью, по всем критериям соответствует средству реабилитации, указанному в классификации, просил требования истца удовлетворить.
Представитель третьего лица ООО "Орто-Мед" в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв относительно исковых требований, в которых считают требования истца обоснованными.
В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону Российской Федерации от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Государством в силу статьи 10 Федерального закона от 24.11.1995 года 181-ФЗ инвалидам гарантируется проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 11 названного Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В рамках реализации вышеуказанных полномочий распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года N 240 утверждены "Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями".
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.05.2013 года N 214н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года N 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац 2 пункта 3 Порядка).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных классификацией (абзац 3 пункта 3 Порядка).
Согласно абзацу первому п. 7 Порядка (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.10.2014 г. N 771н) определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку технического средства реабилитации и (или) услуги, а также документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги.
Таким образом, установленный механизм выплаты предусматривает компенсацию в размере, не превышающем стоимость рекомендованного технического средства реабилитации аналогичного приобретенному.
В судебном заседании установлено, что Германов А.В. является отцом ребенка – инвалида Германова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 25).
Согласно медико – техническому заключению ООО «ОРТО-МЕД» Германову Т.А. рекомендовано: аппарат на туловище и конечности, тутора на нижние конечности, корсет жесткий, сложная ортопедическая обувь - 4 пары (л.д. 21).
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Саратовской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы №30 Германову Т.А. рекомендованы технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета: аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) 1 шт, тутор на всю ногу 2 шт., обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки 1 пара, обувь ортопедическая сложная на утепленной подкладке 1 пара (л.д. 15-20).
На основании ИПР №№ от ДД.ММ.ГГГГ года и Медико-технического заключения истец произвел авансовый платеж ООО «ОРТО-МЕД» за изготовление аппарата на туловище и нижнее конечности (ортез) в размере 35000 рублей. После изготовления аппарата, при получении аппарата истцом были оплачены денежные средства в размере 34309 рублей и получена товарная накладная №№ от ДД.ММ.ГГГГ года. В товарной накладной ООО «ОРТО-МЕД» г.Челябинск в графе: Наименование товара указали — Аппарат ортопедический модульный индивидуальный на всю ногу с полукорсетом (на нижние конечности и туловище) (л.д. 11-13).
Решением об отказе №13 от 28.01.2018 года отказано в выплате компенсации по заявлению от 09.01.2018 года, в виду расхождения в названии аппаратов в Индивидуальной программы реабилитации ребенка инвалида и товарной накладной (л.д. 24).
После получения отказа, истец обратился ООО «ОРТО-МЕД» г.Челябинск, выслал им все документы, в том числе и Решение об отказе №13 от 28.01.2018 года ООО «ОРТО-МЕД» г.Челябинск истцу пояснили, что это один и тот же аппарат, приобретенный истцом аппарат соответствует Индивидуальной программы реабилитации ребенка инвалида. С целью устранения разночтений в документации и разногласий истцу выслали по почте исправленную товарную накладную за тем же номером, с той же даты, заменив наименование на «Аппарат на туловище и нижнее конечности (ортез)» (л.д. 14).
26.04.2018 года истец повторно обратился в Комитет социальной защиты населения г.Саратова, приложив исправленную товарную накладную ООО «ОРТО-МЕД» г.Челябинск №№ от ДД.ММ.ГГГГ года С наименованием товара: «Аппарат на туловище и нижнее конечности (ортез)», на что получил повторный отказ (Решение об отказе №65 от 07.05.2018 года) мотивированный отсутствием чеков на оплату (л.д. 27-28).
Так же устно истцу разъяснили, что аппарат не соответствует Индивидуальной программе реабилитации ребенка инвалида и порекомендовали обратиться в «Саратовский» филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России для получения заключения Медико-Технической комиссии о соответствии аппарата.
17.08.2018 года истец обратился в «Саратовский» филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России и получил заключение Медико-Технической комиссии из которого следовало, что «аппарат изготовленный ООО «ОРТО- МЕД» г.Челябинск на нижние конечности и туловище соответствует медикотехническим показаниям и АПРА ребенка. В «Саратовский» филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России аналоги этого аппарата не изготавливаются, ближайшим аппаратом является парный аппарат на всю ногу» (л.д. 26).
21.08.2018 года истец в третий раз обратился в Комитет социальной защиты населения г.Саратова, приложив заключение «Саратовский» филиал ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России и документы подтверждающие оплату (кассовый чек №№ от ДД.ММ.ГГГГ года на сумму 34309 рублей и выписку из Сбербанка от 05.10.2017 года на сумму 35000 рублей (так как чек ордер №№ от ДД.ММ.ГГГГ года был утерян). 20.09.2018 года истец получил по почте отказ в пересмотре его заявлений. Указано, что приобретенный Германовым А.В. «аппарат ортопедический модульный индивидуальный на всю ногу с полукорсетом» не предусмотрен рекомендациями индивидульной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида Германова Т.А. Кроме того, согласно заключению медико-технической комиссии «Саратовского» филиала ФГУП «Московское ПрОП» Минтруда России от 17.08.2018 года указано, что изготовленный ООО «ОРТО- МЕД» аппарат на нижние конечности и туловище соответствует медико-технически показаниям и записи в ИПР ребенка, в то время как согласно представленным документам для выплаты компенсации и ответу ООО «ОРТО- МЕД» по заказу Германова А.В. был изготовлен аппарат ортопедический модульный на всю ногу с полукорсетом (л.д. 22-23).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации. Размер компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации (конкурса, аукциона, запроса котировок), проведенного уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Возможность получения инвалидами компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в размере, который превышает стоимость аналогичных средств реабилитации, рекомендованных индивидуальной программой реабилитации инвалида и предоставляемых уполномоченными органами по результатам осуществляемых ими закупок этих средств, законодательством, регулирующим отношения в сфере обеспечения инвалидов техническими средства реабилитации, не предусмотрена.
Довод ответчика, о том, что самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации «Аппарат ортопедический модульный» на всю ногу с полукорсетом АН8-38-01 не соответствует рекомендациям индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида Германова Т.А., суд во внимание не принимает, в виду следующего.
Согласно Приказу Минтруда России от 13.02.2018 N 86н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N 2347-р" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2018 N 50338), технические средства реабилитации (изделия) могут приобретаться инвалидами (ветеранами) в различных модификациях, в том числе с дополнительными функциями.
Кроме того, с 01.01.2019 года ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обладает полномочиями по выплате компенсации инвалидам за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в Саратовской области (л.д. 157-160).
Анализируя все представленные сторонами доказательства в их совокупности, оценивая доказательства, представленные сторонами по правилам ст.67 ГПК РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решения Комитета социальной защиты населения г.Саратова об отказе в выплате компенсации инвалиду (ветерану) за самостоятельно приобретенные протезы, протезно - ортопедические изделия №13 от 28.01.2018 года, №65 от 07.05.2018 года, а также Решение Комитета социальной защиты населения г.Саратова от 17.09.2018 года исх.№№ об отказе в пересмотре решений по заявлениям от 09.01.2018 года и от 26.04.2018 года являются незаконными, нарушающими права Германова Т.А.
Поскольку, на основании соглашения от 05.09.2018 года № № между Министерством социального развития Саратовской области и Государственным учреждением - Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ с 01.01.2019 года, последнему переданы полномочия по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, техническими средствами реабилитации, в том числе протезно-ортопедическими изделиями, требования истца о возложении обязанности осуществить компенсацию в размере 69309 рублей, за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, подлежат удовлетворению к ответчику – ГУ Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконными решения Комитета социальной защиты населения г. Саратова об отказе в выплате компенсации инвалиду за самостоятельно приобретенные средства реабилитации № 13 от 28.01.2018 года, №65 от 07.05.2018 года, решение от 17.09.2018 года Комитета социальной защиты населения г. Саратова об отказе в пересмотре решений по заявлениям от 09.01.2018 года и от 26.04.2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Германова АВ денежные средства в счет компенсации за самостоятельно приобретенные протезно-ортопедическое изделие в размере 69309 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 05.02.2019 года.
Судья Е.Б. Сорокина