Решение по делу № 2-4078/2020 ~ М-3039/2020 от 20.05.2020

Дело № 2-4078/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

город Тюмень                            30 июня 2020 года

Центральный районный суд города Тюмени в составе:

председательствующего судьи Волошиной С.С.,

при секретаре Поповой Ю.В.,

с участием истца Давыдова Д.Л., представителя ответчика УМВД России                      по Тюменской области Быстрицкой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Давыдова Д.Л. к Управлению министерства внутренних дел России по Тюменской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании произвести соответствующую выплату,

у с т а н о в и л:

истец Давыдов Д.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению министерства внутренних дел России по Тюменской области (далее по тексту УМВД России по Тюменской области либо ответчик) о признании за Давыдовым Д.Л. и членами его семьи права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации; признании незаконным и отмене решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета очередников, состоящих на учете на получение единовременной социальной выплаты Давыдова Д.Л. и членов его семьи составом из четырех человек; восстановлении Давыдова Д.Л. и членов его семьи на учете очередников на получение единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ – даты первоначальной постановки на учет; взыскании расходов на уплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Исковые требования мотивированы тем, истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ОВД, выслуга истца составляет <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включен в список очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека, а с ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на данном учете с составом семьи 4 человека. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Комиссии (Протокол ) принято решение                               о предоставлении единовременной социальной выплаты Давыдову Д.Л. в размере 64,93 кв.м из расчета 18 кв.м на каждого члена семьи с вычетом проданной <данные изъяты> доли в размере 7,07 кв.м. Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД Росси по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола ) Давыдов Д.Л. с семьей из 4 человек был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты со ссылкой на то, что действия по отчуждению супруги истца ФИО9. принадлежащей ей на праве собственности 1/3 доли жилого помещении по адресу: <адрес> размере 7,07 кв.м признаны членами комиссии как умышленное ухудшение жилищных условий с намерением получить единовременную выплату в большем размере. Давыдов Д.Л., считая решение комиссии незаконным, вынесенным в нарушение действующего законодательства, указывает, что законодателем установлен исчерпывающий перечень действий, направленных на умышленное ухудшение жилищных условий, к каковым действия супруги истца не относятся. Продажа ФИО5 своей доли в праве общей долевой собственности на квартиру носила вынужденный характер, желанием других собственников продать свои доли в квартире, при этом, выкупить другие 2/3 доли у супруги не было финансовой возможности. В материалах учетного дела имеются объяснения, кроме того, как до, так и после отчуждения площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи истца, составила менее учетной нормы, в связи с чем не имеется оснований для вывода комиссии о совершении супруги истца умышленных действий на ухудшение жилищных условий, что в свою очередь свидетельствует о наличии у истца безусловного права на предоставление единовременной социальной выплаты. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность уменьшения единовременной социальной выплаты на общую площадь занимаемых жилых помещений. Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

В судебном заседании истец Давыдов Д.Л. на удовлетворении исковых требований настаивал по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика УМВД России по Тюменской области Быстрицкая А.А., действующая на основании доверенности                   от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23), исковые требования не признала по доводам возражений на иск (л.д.154-159), снятие истца с учета считала законным.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также порядка и условий обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя, который с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, обладает достаточно широкой дискрецией при установлении в этих целях, как нормы предоставления, так и учетной нормы площади жилого помещения.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011г.                      № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 19.07.2011 г.              № 247-ФЗ), который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и устанавливает условия реализации этого права.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет                   в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что сотрудник: - не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; - является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (п. п. 1,2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ).

Частью 6 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона                             от 19.07.2001г. № 247-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г.                       № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее по тексту - Правила).

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Давыдов Д.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером органов внутренних дел, ДД.ММ.ГГГГ уволен из органов внутренних дел по <данные изъяты> Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), выслуга лет на день увольнения составляет <данные изъяты>, в льготном исчислении                    <данные изъяты> (л.д.92 обр.ст.).

В соответствии с пп. «в» п.14, п.15 Правил Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД ДД.ММ.ГГГГ Давыдов Д.Л. с семьей в составе 3-х членов (он, жена, дочь) принят на учет на получение единовременной социальной выплаты. Расчет размера единовременной социальной выплаты 3 человека х 18 кв.м = 54 кв.м (л.д.63-65).

С ДД.ММ.ГГГГ Давыдов Д.Л. с семьей в составе 3-х человек (он, жена - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения) состояли на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с потребностью очередника 54 кв.м, в соответствии с распоряжением начальника УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ , учетное дело , уникальный номер                          (л.д. 65 оборот, л.д.163 возражения).

Таким образом, из материалов дела следует, что датой принятия Давыдова Д.Л. с составом семьи 3 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты является ДД.ММ.ГГГГ, данный факт стороны в судебном заседании подтвердили.

ДД.ММ.ГГГГ истец Давыдов Д.Л. обратился к начальнику УМВД России по Тюменской области о внесении изменений (дополнений) в учетное дело сотрудника, состоящего на учете на предоставление единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО1 (л.д.66).

Протоколом Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД от ДД.ММ.ГГГГ внесены дополнения в учетное дело , уникальный от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Давыдова Д.Л. считать очередником с составом семьи из 4-х человек (он, супруга, дочь, дочь)                                с потребностью очередника 72 кв.м (л.д.160-161).

Согласно выписки из протокола заседания Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия ходатайствовала о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере                            <данные изъяты>. пенсионеру МВД России Давыдову Д.Л. ), на семью в составе 4-х человек (он, супруга ФИО5, сотрудник, дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р.) (л.д.162-164).

Центральной жилищно-бытовой комиссией УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ принято решение запросить у очередника Давыдова Д.Л. информацию (материалы) о том, что отчуждение его супругой 1/3 доли жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 21,2 кв.м носило вынужденный характер (л.д.165-166).

Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением УМВД России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ , постановлено снять с учета очередников УМВД России по Тюменской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Давыдова Д.Л. в соответствии с п. п. «б» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 года (л.д.167-172).

Принимая данное решение, комиссия исходила из того, что при приеме на учет истца и членов его семьи, согласно материалов учетного дела у супруги истца Давыдова Д.Л. - ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей долевой собственности (доля в праве 1/3) находилось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 21,2 кв.м, которое была отчуждено на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.104-105).

Между тем, Давыдов Д.Л. в нарушение п. 23 Правил не уведомил Центральную жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Тюменской области об изменении своих жилищных условий. В ходе заседания ДД.ММ.ГГГГ ЦЖБК УМВД России по Тюменской области, комиссия сочла доводы Давыдова Д.Л.                      о вынужденном отчуждении 1/3 доли в жилом помещении несостоятельными,                   в связи с чем было принято решение о снятии Давыдова Д.Л. с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Таким образом, комиссия пришла к выводу, что действия истца и действия членов его семьи свидетельствуют о намеренных действиях семьи Давыдовых по ухудшению жилищных условий.

С данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Критерием намеренного ухудшения жилищных условий служит отсутствие объективных причин для совершения действий, приведших к созданию положения, вследствие которого гражданин признается нуждающимся в предоставлении жилого помещения или денежных средств на его приобретение за счет средств бюджета.

В силу пп. «б» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1223, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

При этом, согласно пункту 19 Правил, перечень обстоятельств, по которым сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты, является исчерпывающим.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. № 247- ФЗ,               п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1223, сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что совершение сотрудником органов внутренних дел или членом его семьи действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, является основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, либо снятии с такого учета на основании пп. «б» п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации от 30.12.2011 г. № 1223.

Довод представителя ответчика о том, что продажа супругой Давыдова Д.Л. - ФИО5 1/3 доли квартиры (7,07 кв.м) свидетельствует о намеренном создании ситуации нуждаемости в жилье, поскольку семья истца могла претендовать на получение единовременной выплаты в большем размере, отклоняется.

В соответствии с пунктом 19 Правил основанием для снятия с учета для получения единовременной выплаты является не сам по себе факт совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г.                 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а лишь с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.

Также суд отмечает, что при возникновении спора по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации в соответствии с которыми: «…..По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…».

Намеренное ухудшение совершается с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно может быть совершено, если данный гражданин еще не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Между тем доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истца, члена его семьи (супруги) по ухудшению жилищных условий, в материалах дела не имеется.

Во-первых, совершенные супругой истца - ФИО5 в ДД.ММ.ГГГГ действия по отчуждению принадлежащей ей доли жилого помещения, составляющей 7,07 кв.м, не являются ухудшением жилищных условий семьи, поскольку общая обеспеченность семьи Давыдовых жилой площадью на момент принятия на учет - ДД.ММ.ГГГГ составляла 7,07 кв.м, а на одного члена семьи - 2,36 кв.м, что менее 15 кв.м, установленных требованиями Федерального закона                от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ. Таким образом, семья Давыдовых, как на момент постановки на учет, так и на момент продажи 1/3 доли в квартире не утрачивали своих прав, позволяющих Давыдову Д.Л. претендовать на единовременную социальную выплату.

Во-вторых, исходя из искового заявления и объяснений, данных истцом, на заседании комиссии Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области и в судебном заседании, Давыдов Д.Л. не возражал о том, что из положенной нормы (72 кв.м) после отчуждения его супругой 1/3 доли в жилом помещении, необходимо вычитать 7,07 кв.м.

Таким образом, действия по отчуждению супругой истца жилого помещения на получение единовременной выплаты в большем размере не направлены и увеличения расходных обязательств государства при предоставлении указанной выплаты не влекут.

При таких обстоятельствах, устанавливая отсутствие намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, подпадающих под условия для снятия с учета, предусмотренные подпунктом «б» пункта 19 Правил, суд приходит к выводу об отсутствии у Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области оснований для снятия Давыдова Д.Л. с учета, что влечет за собой признание решения Центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Тюменской области комиссии УМВД России по Тюменской области                  от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене.

Учитывая, что истец просит суд восстановить его в очереди для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на указанный учет - ДД.ММ.ГГГГ, то суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются в данной части подлежащими удовлетворению.

С учетом того, что иск Давыдова Д.Л. удовлетворен полностью, суд считает, что ответчик должен возместить истцу расходы по уплате им государственной пошлины за подачу искового заявления, которые подтверждаются имеющимся                 в материалах дела чеком по операции Сбербанк Онлайн от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9),                  а потому суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Давыдова Д.Л. удовлетворить.

Признать право Давыдова Д.Л. с семьей в составе четырех человек на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

Признать незаконным и отменить решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Управления Министерства внутренних дел России по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ о снятии семьи Давыдова Д.Л. с семьей в составе четырех человек с учета на получение единовременной социальной выплаты.

Возложить обязанность на Управление Министерства внутренних дел России по Тюменской области восстановить Давыдова Д.Л. с семьей в составе четырех человек на учете в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента постановки на указанный учет с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел России по Тюменской области в пользу Давыдова Д.Л. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                    С.С. Волошина

Решение в окончательной форме изготовлено 07 июля 2020 года

2-4078/2020 ~ М-3039/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Давыдов Денис Львович
Ответчики
УМВД РФ по ТО
Суд
Центральный районный суд г. Тюмени
Судья
Волошина С.С.
Дело на странице суда
centralny--tum.sudrf.ru
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Подготовка дела (собеседование)
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2020Судебное заседание
07.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2020Дело оформлено
10.08.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее