Производство № 2а-6289/2021
УИД28RS0004-01-2021-007918-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,
при секретаре Дробяскиной К. А.
с участием представителя ФГКУ «Военный комиссариат Амурской области», призывной комиссии г. Благовещенска ЛВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АВ о признании незаконными решения призывной комиссии г. Благовещенска о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
АВ обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что АВ состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Благовещенска и Благовещенского района. 11.05.2021 г. решением призывной комиссии г. Благовещенска был признан годным к прохождению военной службы. Полагает указанное решение незаконным и нарушающим его права. Так, 05.07.2021 г. административный истец был вызван по повестке в военный комиссариат в период действующей отсрочки по освоению образовательной программы. Дата окончания обучения в ФГБОУ ВО «АмГУ» определена 30.06.2021 г. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва. АВ не были представлены направления на прохождение медицинского обследования в период прохождения призыва. Медицинское освидетельствование было проведено без результатов обязательных анализов и исследований, данные анализы были предоставлены административным истцом после медицинского освидетельствования, когда категория годности уже была присвоена, амбулаторная карта на его имя из медицинских учреждений не была истребована. Поэтому просит суд признать незаконным, необоснованным и отменить решение призывной комиссии г. Благовещенска от 11.05.2021 г. о призыве на военную службу с присвоением категории годности «Б-3», в отношении административного истца АВ.
Административный истец АВ в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. АВ просит рассмотреть дело в его отсутствие (заявление от 22.07.2021 г.). Руководствуясь ч.6ст.226 КАС РФ, суд, определил, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административных ответчиков призывной комиссии г. Благовещенска, военного комиссариата Амурской области ЛВ в судебном заседании с предъявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что решение призывной комиссии г. Благовещенска № 23 от 11 мая 2021 г. принималось в рамках работы призывной комиссии, утв. постановлением губернатора Амурской области от 24.03.2021 г. № 58 «О призыве граждан мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, на военную службу в апреле - июле 2021 года». 11.05.2021 г. АВ. отказался от предоставленного ему права на отсрочку по образованию, в связи с чем, просил призвать его в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, что подтверждается его личным заявлением. Согласно сведениям, содержащимся в личном деле призывника АВ., в мае 2021 года он проходил медицинское освидетельствование в военном комиссариате г. Благовещенск и Благовещенского района, где ему была выставлена категория годности к военной службе «Б-3» - годен с незначительными ограничениями. При прохождении медицинского освидетельствования врачами- специалистами были изучены представленные медицинские исследования из ГАУЗ АО «Детская городская клиническая больница» Поликлиника № 2. На основании имеющихся документов врачом-хирургом АВ был выставлен диагноз: ***. Согласно Расписанию болезней, *** соответствует графе - 68 г. Таким образом, врачом-хирургом при определении категории годности АВ к военной службе выставлена категория годности к военной службе «Б-3». У призывной комиссии г. Благовещенска не имелось оснований для присвоения призывнику иной категории годности к военной службе. Кроме того, административный истец не пожелал воспользоваться своим правом на проведение контрольного медицинского освидетельствования при несогласии с установленным диагнозом, определенного Приказом Министра обороны РФ и Министерства здравоохранения РФ от 23.05.2001 года № 240/168. Указание административного истца на имеющиеся нарушения порядка проведения мероприятий по призыву, не свидетельствуют о принятии в отношении него незаконного решения, которое бы нарушало его права, свободы и законные интересы. Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Выслушав пояснения представителя административных ответчиков призывной комиссии г. Благовещенска, военного комиссариата Амурской области, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.
В силу ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Исходя из ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает призыв на военную службу.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы, что установлено ст. 26 указанного Федерального закона.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу п. «а» ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе
Исходя из п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АВ является студентом, обучающимся в ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» по очной форме обучения по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», по основным образовательным программам среднего профессионального образования, срок окончания обучения 30.06.2021 г.
Решением призывной комиссии по г. Благовещенску от 04 марта 2021 г. № 36/43 АВ была предоставлена отсрочка в соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 30.06.2021 г.
Решением призывной комиссии г. Благовещенска от 11 мая 2021 года № 23 АВ призван на военную службу, предназначение ЧЦП 1802, определена категория годности к военной службе «Б-3»- годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Полагая решение призывной комиссии по г. Благовещенску от 11 мая 2021 г. № 23 незаконным, АВ обратился в суд с настоящим административным иском.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Проверяя законность принятого решения призывной комиссии г. Благовещенска от 11 мая 2021 г. № 23, суд приходит к следующему.
Согласно п. 17 Положения О призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, при наличии оснований, предусмотренных Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Статьей 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены категории граждан, которым предоставляется отсрочка о службы в армии, а также обстоятельства, при которых такая отсрочка предоставляется.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В соответствии с п. 19 Положения О призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
Как следует из личного дела призывника, 11.05.2021 г. АВ было подано заявление председателю призывной комиссии города Благовещенска с просьбой призвать его (АВ.) в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, при этом им указано, что от предоставленного ему права на отсрочку по образованию он отказывается.
Таким образом, поскольку АВ сам инициировал досрочный призыв его на военную службу, подал заявление об отказе от отсрочки от призыва на военную службу, принятое решение призывной комиссии г. Благовещенска о призыве АВ. на военную службу в этой части не может быть расценено как нарушающее права и законные интересы АВ
В соответствии с положениями ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565.
В соответствии с п. 13 указанного Положения, при призыве граждан на военную службу организация освидетельствования возлагается на призывную комиссию.
В соответствии с пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Согласно пункту 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (утв. Приложением N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168) не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.
При этом, пунктом 1 Приложения N 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663", предусмотрено, что граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы: паспорт, свидетельство о рождении; справку о семейном положении; справку с места работы или учебы; документ об образовании и его копию; медицинские документы о состоянии здоровья; квалификационные удостоверения и их копии - имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта; свидетельство или удостоверение и их копии - получившие военно-учетную специальность в образовательных учреждениях общественных объединений, начального профессионального или среднего профессионального образования; справки (удостоверения) и их копии - прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
Таким образом, представление медицинских документов, и, соответственно, прохождение диагностических мероприятий является обязанностью гражданина, вызываемого на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
Согласно сведениям, содержащимся в личном деле призывника АВ., 11 мая 2021 года он проходил медицинское освидетельствование в военном комиссариате г. Благовещенск и Благовещенского района, где ему была выставлена категория годности к военной службе «Б-3» - годен с незначительными ограничениями. При прохождении медицинского освидетельствования врачами-специалистами были изучены представленные медицинские исследования из ГАУЗ АО «Детская городская клиническая больница» Поликлиника № 2.
На основании имеющихся документов врачом-хирургом АВ был выставлен диагноз: ***, что соответствует графе 68 г Расписания болезней, являющегося Приложением к Постановлению Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", установлена категория годности к военной службе –Б-3- годен к военной службе с незначительными ограничениями.
При этом на момент определения категории годности к военной службе и принятия призывной комиссией оспариваемого решения АВ не представил результаты прохождения обязательных диагностических исследований, анализов,в то время как представление медицинских документов, и, соответственно, прохождение диагностических мероприятий является обязанностью гражданина, вызываемого на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Из представленных материалов следует, что необходимые анализы были пройдены АВ в июне 2021 года, при этом ЭКГ проведено 11.05.2021 года. Учётное дело призывника содержит также сведения о проведенных профилактических прививках.
В ходе разрешения административного спора, установлено, что права на обязательные диагностические исследования административный истец не лишался.
Доказательств обращения в медицинскую организацию и получения отказа в проведении диагностических исследований административным истцом не представлено.
Данных о невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования, с учетом объема представленных документов, не установлено, предоставление результатов анализов после принятия решения призывной комиссией о призыве ЖеьровскогоА.В. на военную службу, не влечет безусловных оснований для признания такого решения незаконным.
Применительно к п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 объективных доказательств, которые бы подтверждали наличие у призывника АВ заболевания, препятствующего прохождению военной службы, не представлено, применительно к Расписанию болезней обстоятельств, свидетельствующих об ошибочности установленной административному истцу категории годности к военной службе "Б-3" - годен с незначительными ограничениями, не установлено.
С заявлениями о проведении контрольного освидетельствования, о проведении независимой военно-врачебной экспертизы АВ не обращался.
Согласно пункту 4 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (утв. Приложением N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 мая 2001 г. N 240/168) ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует: из психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных, кожно-венерологических и других диспансеров (кабинетов) - списки лиц, состоящих на учете; из других медицинских учреждений - списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников; из учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы населения - сведения о лицах, признанных инвалидами, а также медицинские документы, послужившие основанием для признания их инвалидами; из школ (интернатов) для слабовидящих, слабослышащих, глухонемых, вспомогательных школ для умственно отсталых, а также учреждений для трудновоспитуемых детей - медико-педагогические характеристики и медицинские документы, характеризующие состояние их здоровья;
Руководители организаций, независимо от форм собственности, обязаны представить указанные сведения и медицинские документы по запросам военных комиссариатов в 2-недельный срок.
При этом из материалов личного дела призывника не следует, что АВ состоит на учетах в указанных медицинских учреждениях.
Доказательств обратного АВ не представлено.
Исследуя в совокупности все материалы дела, суд приходит к выводу о том, что медицинское освидетельствование в отношении АВ было проведено в установленном порядке. При этом, оснований для направления административного истца в соответствии с п. 20 Положения о военной врачебной экспертизе с целью углубленного медицинского обследования, уточнения диагноза, у комиссии не имелось.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что при рассмотрении дела административным истцом не было представлено доказательств нарушения его прав при принятии оспариваемого решения.
Кроме этого необходимо отменить, что работа призывной комиссии г. Благовещенска завершена 15 июля 2021 г., весенний призыв 2021 г. окончен, решение призывной комиссии г. Благовещенска от 11 мая 2021 г. о призыве АВ осталось нереализованным. При осуществлении мероприятий по новому призыву призывник вновь подлежит вызову на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления АВ.В., не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные АВ требования о признании незаконным решения призывной комиссии г. Благовещенска от 11 мая 2021 года о призыве АВ на военную службу- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.С. Астафьева
Решение в окончательной форме принято 13 августа 2021 года.