Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1809/2019 ~ М-1376/2019 от 14.03.2019

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

25 июня 2019 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1809/19 по заявлению Б. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июня 2019 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гаврилиной Я.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-1809/19 по заявлению Б. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,

установил:

Б.. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что 8.11.2018 г. он обратился с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером по адресу: <адрес> площадью 987 м2, с расположенным на нём жилым домом. 20.12.2018 г. он получил распоряжение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков №РД 2086 от 10.12.2018 г. Указано, что в соответствии с заявлением предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной" собственности, и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером - «занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком». Следовательно, имеются основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные пп.1 п.9 ст.39.29 ЗК РФ. Образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой установлен основной вид разрешенного использования земельных участков «для индивидуального жилищного строительства». Использование образуемого земельного участка под «занимаемый индивидуальным жилым домом с приусадебным участком» не предусмотрено градостроительным регламентам в указанной зоне. Согласно п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Согласно сведениям министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, полученным в рамках межведомственного взаимодействия, образуемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, установленных постановлением Правительства Самарской области от 26.07.2012 г. №304 «Об утверждении проекта «Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №1 муниципального предприятия г. Самары «Самараводоканал» и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции муниципального предприятия г. Самары «Самараводоканал»). Следовательно, имеются основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ. В соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, земельный участок, образуемый в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, частично расположен в границах территории общего пользования. Полагает отказ незаконным, поскольку орган местного самоуправления не представил и не сослался на какое-либо решение об изъятии из оборота спорного земельного участка, а также не указал реквизиты акта органа местного самоуправления, устанавливающего ограничения прав на землю. Кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером , а также кадастровый паспорт на указанный земельный участок сведений об ограничении или каких-либо обременений не содержат. Просит признать незаконным отказ Департамента градостроительства г.о. Самара в заключении соглашения о перераспределении земельных участков находящейся по адресу: <адрес>, площадью 987 м2, с расположенным на нем жилым домом с кадастровый , обязать принять распоряжение о заключении соглашения о перераспределении земельных участков в месячный срок.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от 15.07.2016 г. Куркова С.В. заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности от 16.01.2019 г. №Д05-01/84 Бачинский Д.В. в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 50-58).

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области по доверенности от 9.01.2018 г. №03 Дмитриенко Е.В. полагала разрешение дела на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица ООО «Самарские коммунальные системы» по доверенности от 10.10.2018 г. Доля Н.В. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Заинтересованное лицо Администрации г.о. Самара в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (л.д. 29-33), полагало заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером площадью 914±6 м2 по адресу: <адрес> (л.д. 74-76), на котором расположен жилой дом с кадастровым номером (л.д. 77).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером (л.д. 64-65) на основании пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ (перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков). К заявлению была приложена подготовленная заявителем схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 10-11), сведений о её утверждении уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления не имеется.

Распоряжением от 10.12.2018 г. №РД-2086 (л.д. 60-62) Департамент градостроительства г.о. Самара отказал истцу в перераспределении земельных участков, сославшись на пп.1 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 ЗК РФ) и пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ).

Отказ в перераспределении земельных участков явным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии со ст.39.28, 39.29 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Обязательными приложениями к соглашению являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.

Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.

В течение 10 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п.2 ст.39.29 ЗК РФ, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.3 ст.39.29 ЗК РФ. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.

В срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п.9 ст.39.29 ЗК РФ.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о перераспределении земельных участков, а также по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ.

Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истца о перераспределении земельных участков и принять решение по существу этого заявлению, в том числе решение об отказе в перераспределении земельных участков.

Оспариваемое решение мотивировано ссылкой пп.1 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 ЗК РФ.

Однако в этой части мотивы оспариваемого решения несостоятельны, поскольку на принадлежащем истцу земельном участке с кадастровым номером 63:01:0637003:2698 расположен жилой дом, а пп.3 п.1 ст.39.28 ЗК РФ даёт собственнику земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право обращаться с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Оспариваемое решение мотивировано также ссылкой на пп.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если (имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 ЗК РФ.

В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В оспариваемом решении указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Образование земельного участка на основе схемы расположения невозможно, поскольку, во-первых, образуемый земельный участок расположен в границах второго и третьего пояса зон санитарной охраны водозабора, утверждённых постановлением Правительства Самарской области от 26.07.2012 г. №304, т.е. ограничен в обороте, а во-вторых, частично расположен в границах территории общего пользования.

Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 81-82) образуемый земельный участок действительно частично расположен в границах территории общего пользования.

Однако решением Ленинского районного суда г. Самары от 21.08.2017 г. (л.д. 103-108), оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 4.12.2017 г. (л.д. 97-102), по спору с участием тех же лиц установлено, что применительно к земельному участку с кадастровым номером сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности ничем не подтверждены, доказательств того, что земельный участок находится в пределах красных линий, не имеется, в связи с чем суд обязал предоставить Б указанный земельный участок в собственность возмездно.

Доказательств того, что представляемые в настоящем деле сведения о нахождении образуемого земельного участка в границах территории общего пользования относятся не к уже существующему земельному участку с кадастровым номером 63:01:0637003:2698 (в отношении которого они признаны судом недостоверными), а к той территории площадью 73 м2, которую истец желал бы присоединить, суду ответчиком не представлено. Исходя из установленной п.11.ст.226 КАС РФ доказательственной презумпции суд признаёт относимость образуемого земельного участка к территории общего пользования не доказанной.

Однако сведения о нахождении образуемого земельного участка в границах второго пояса зоны санитарной охраны водозабора нашли своё подтверждение в ходе разбирательства дела. Зоны санитарной охраны водозабора на <адрес>, установлены постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 г. №304 (л.д. 175-176) на основании ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Границы второго и третьего поясов совпадают и проведены во все стороны от водозабора на удаление 3 км и от уреза воды на удаление 750 м. Образуемый земельный участок полностью попадает в границы этого пояса (л.д. 174).

В соответствии с пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ земли в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ограничены в обороте.

В соответствии с п.2 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный закон, разрешающий приватизацию земель в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, отсутствует.

Следовательно, оспариваемое решение является законным, поскольку приватизация испрашиваемых истцом земель не допускается на основании п.2, пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 1.07.2019 г.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-1809/2019 ~ М-1376/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Букреев Ю.М.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
ООО "Самарские коммунальные системы"
Администрация г.о. Самара
МП г.Самары "Самараводоканал"
Министерство Лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Куркова Светлана Витальевна
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на сайте суда
leninsky--sam.sudrf.ru
14.03.2019Регистрация административного искового заявления
14.03.2019Передача материалов судье
18.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2019Подготовка дела (собеседование)
03.04.2019Рассмотрение дела начато с начала
18.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Судебное заседание
30.04.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.05.2019Судебное заседание
29.05.2019Судебное заседание
30.05.2019Судебное заседание
25.06.2019Судебное заседание
01.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее