Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2016 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,
при секретаре Погодаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1758/2016 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Братский район» о возложении обязанности обеспечить финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тарминская средняя общеобразовательная школа» для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Братский район» (далее - администрация МО «Братский район») о возложении обязанности обеспечить финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тарминская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Тарминская СОШ») для устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Братского района проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения закона в сфере обеспечения защиты от воздействия опасных факторов пожара участников образовательного процесса в МКОУ «Тарминская СОШ», расположенном по адресу: .... Решением Братского районного суда от 22.10.2014 удовлетворены исковые требования прокурора Братского района к МКОУ «Тарминская СОШ» в срок не позднее 01 июня 2015 года оборудовать в здании школы в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара. Собственником имущества МКОУ «Тарминская СОШ» является муниципальное образование «Братский район» (далее – МО «Братский район»). Полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация МО «Братский район». Несмотря на истечение срока исполнения судебного решения до настоящего времени в здании школы в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, отсутствуют двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара. В бюджете МО «Братский район» на 2016 год не предусматривались денежные средства на финансирование мероприятий, направленных на устранение в МКОУ «Тарминская СОШ» нарушений законодательства о пожарной безопасности. По факту отсутствия в бюджете района денежных средств на финансирование мероприятий, направленных на устранение в МКОУ «Тарминская СОШ» требований законодательства о пожарной безопасности, прокуратурой района 21.06.2016 внесено представление мэру МО «Братский район». Однако проведенная проверка показала, что выявленные нарушения требований указанного законодательства носят длящийся характер и продолжают иметь место в настоящее время. Наличие указанного нарушения препятствует созданию надлежащих условий для обучения неопределенного круга лиц – учащихся, работников образовательного учреждения, и создает реальную угрозу их жизни и здоровью, влечет нарушение конституционных прав обучающихся на образование. Согласно информации, представленной ответчиком в ходе проверки, устранить указанные нарушения в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности в школе. Между тем, недостаток и отсутствие бюджетных средств не могут служить основанием освобождения от обязанности исполнения требований законодательства о пожарной безопасности. Просил обязать администрацию МО «Братский район» в срок не позднее 01.08.2017 обеспечить финансирование МКОУ «Тарминская СОШ» в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по оборудованию в здании МКОУ «Тарминская СОШ» в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.
В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г., действующая на основании прав по должности, исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Братский район» Явкин А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указал, что администрация МО «Братский район» исковые требования не признает. Не оспаривает, что полномочия главного распорядителя бюджетных средств МО «Братский район» осуществляет администрация, а одним из получателей бюджетных средств является МКОУ «Тарминская СОШ». Полагает, что администрация МО «Братский район» не бездействует в отношении вопроса о финансировании мероприятий для соблюдения МКОУ «Тарминская СОШ» законодательства о пожарной безопасности. Администрацией были произведены выплаты на основании поступивших заявок на кассовый расход от МКОУ «Тарминская СОШ». На основании заявки на кассовый расход от **.**.**** *** была произведена выплата на заявленную сумму в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от **.**.**** ***. Данные денежные средства были выплачены для оплаты установки противодымного дверного блока. На основании заявки на кассовый расход от **.**.**** была произведена выплата на заявленную сумму в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от **.**.**** ***. Данные денежные средства были выплачены для доплаты за установку противодымного дверного блока. Таким образом, администрация МО «Братский район» обеспечивала и планирует обеспечивать финансирование мероприятий по оборудованию в здании МКОУ «Тарминская СОШ» в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара, в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности, тем самым не допуская нарушений своих финансовых обязательств перед МКОУ «Тарминская СОШ». Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица МКОУ «Тарминская СОШ» - директор школы Маринченко С.В., действующая на основании Устава и прав по должности, в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что 22.10.2014 Братским районным судом вынесено решение, согласно которому МКОУ «Тарминская СОШ» обязано в срок не позднее 01.06.2015 установить в здании школы в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара, в соответствии с требованиями федерального законодательства. Всего в здании школы необходимо установить два противодымных дверных блока, в каждом из которых по две двери. Собственных денежных средств школа не имеет, а учредителем мероприятия, направленные на устранение противопожарных нарушений в школе, профинансированы не в полном объеме. Оплачено в полном объеме только приобретение и установка одного противодымного дверного блока, на второй блок администрация МО «Братский район» денежные средства по ходатайствам и заявке на кассовый расход в размере *** руб. пока не выделила.
Выслушав помощника прокурора Братского района Петакчян А.Г., представителя третьего лица МКОУ «Тарминская СОШ» Маринченко С.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Однако, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В соответствии со ст. 220 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что собственником имущества МКОУ «Тарминская СОШ», расположенного по адресу: ..., является МО «Братский район». Полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Администрация МО «Братский район». Объекты собственности, закрепленные за образовательным учреждением, переданы ему на праве оперативного управления.
Указанные обстоятельства подтверждаются Уставом МКОУ «Тарминская СОШ», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.****, выпиской из Реестра муниципальной собственности МО «Братский район» от **.**.****, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от **.**.****.
Согласно п. 8.8 Устава МКОУ «Тарминская СОШ» финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.
Согласно п. 8.9 Устава источниками формирования имущества и финансового обеспечения МКОУ являются: средства, предоставляемые из бюджета МО «Братский район» в соответствии с бюджетной сметой, субвенции, субсидии из областного, федерального бюджета, иные источники в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Уставом МО «Братский район» органы местного самоуправления Братского района в целях решения вопросов местного значения наделены полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно статье 37 Устава муниципального образования «Братский район» администрация Братского района является исполнительно-распорядительным органом МО «Братский район». Для решения вопросов местного значения администрация наделяется полномочиями по формированию, исполнению бюджета Братского района; управлению и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Братского района; принятию решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений Братского района в порядке, определяемом Думой Братского района; по осуществлению управления муниципальными предприятиями и учреждениями Братского района.
В силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участниками бюджетного процесса являются: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
Согласно п.п. 1, 4 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов,
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных норм, а также положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством. Расходные обязательства муниципального образования исполняются в пределах установленных объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Думы Братского района от 26.11.2014 № 14 утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании Братский район, согласно которому главным распорядителем бюджетных средств районного бюджета является администрация МО «Братский район», наделенная полномочиями распределять бюджетные средства по распорядителям и получателям средств районного бюджета.
Решением Братского районного суда Иркутской области от 22.10.2014 удовлетворены исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц, на МКОУ «Тарминская СОШ» возложена обязанность в срок не позднее 01.06.2015 установить в здании МКОУ в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара, в соответствии с требованиями федерального законодательства. Решение вступило в законную силу 25.11.2014.
На основании исполнительного листа ***, выданного **.**.**** Братским районным судом по гражданскому делу ***, постановлением судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области от **.**.**** возбуждено исполнительное производство ***-ИП в отношении МКОУ «Тарминская СОШ». Вид исполнения: обязать МКОУ «Тарминская СОШ» в срок не позднее 01 июня 2015 года установить в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара, в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В рамках исполнительного производства ***-ИП судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП по Иркутской области неоднократно выносились требования в адрес МКОУ «Тарминская СОШ» об исполнении решения Братского районного суда от 22.10.2014.
Согласно копиям платежных поручений *** от **.**.**** на сумму *** руб., *** от **.**.**** на сумму *** руб. администрацией МО «Братский район» оплачено ООО «Вип-Логистик» стоимость установки противодымного дверного блока в МКОУ «Тарминская СОШ».
Директором МКОУ «Тарминская СОШ» Маринченко С.В. **.**.**** направлено ходатайство начальнику управления образования администрации МО «Братский район»» с просьбой оплатить счет *** от **.**.**** ООО «Вип-Логистик» на сумму *** руб. с целью восстановления дверей в коридорах, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. А также на указанную сумму **.**.**** подана заявка на кассовый расход ***.
Согласно ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления… являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судом установлено, что администрация МО «Братский район», являясь собственником имущества и учредителем МКОУ «Тарминская СОШ», свою обязанность по финансовому обеспечению деятельности образовательного учреждения не исполняет. МКОУ «Тарминская СОШ», не располагая собственными финансовыми ресурсами, в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя, не имеет возможности исполнить решение Братского районного суда от 22.10.2014 и устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, установив в здании школы в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара.
Не исполняя своих финансовых обязательств, администрация МО «Братский район» нарушает права неопределенного круга лиц – учащихся и работников учреждения на безопасные и благоприятные условия пребывания в здании МКОУ «Тарминская СОШ» в период образовательного процесса.
Кроме того, суд учитывает, что при рассмотрении гражданского дела *** по иску прокурора Братского района к МКОУ «Тарминская СОШ» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности администрация МО «Братский район» являлась третьим лицом. Решение суда от 22.10.2014 вступившее в законную силу было получено представителем администрации МО «Братский район» **.**.****. Таким образом, учредителю было известно о необходимости обеспечить финансовыми ресурсами созданное муниципальным образованием «Братский район» муниципальное казенное образовательное учреждение для устранения нарушений требований законодательства.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию МО «Братский район» обязанности в срок не позднее 01.08.2017 обеспечить финансирование МКОУ «Тарминская СОШ» в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по оборудованию в здании школы в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара, в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности, являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Братский район» в срок не позднее 01 августа 2017 года обеспечить финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тарминская средняя общеобразовательная школа» в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по оборудованию в здании школы в противопожарных перегородках, разделяющих коридор, дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара, в соответствии с требованиями законодательства о пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Гапеевцева