РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Карякина Е.А., при секретаре судебного заседания Баджурак О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шубиной Юлии Александровны к Министерству здравоохранения Оренбургской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Александровская районная больница» о компенсации расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение,
У С Т А Н О В И Л:
Шубина Ю.А. обратилась в суд с вышеозначенным иском к Министерству здравоохранения Оренбургской области, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Александровская районная больница» (далее - ГБУЗ «Александровская РБ») указав, что работает в должности медицинской сестры ГБУЗ «Александровская РБ», проживает в сельской местности и в соответствии с ранее действовавшим законодательством пользовалась льготами по оплате жилья с отоплением и освещением в размере 100%.
В счет оплаты за коммунальные услуги, за период с 01.03.2016 г. по 28.02.2019 года, ею были уплачены денежные средства в размере: за освещение- 16 850 руб., за отопление - 43 899,64 руб. ГБУЗ «Александровская РБ» добровольно компенсировала ей расходы всего за указанный период в размере 3875 рублей, из расчета 155 рублей в месяц.
Полагает, что возмещение расходов по оплате коммунальных услуг ей производилось не в полном объеме, обязанность по предоставлению данной льготы лежит на Министерстве здравоохранения Оренбургской области, так как она является работником ГБУЗ «Александровская РБ».
Просила суд: взыскать с Министерства здравоохранения Оренбургской области затраты на оплату отопления и освещения жилья за период с 01.03.2016 г. по 28.02.2019 г. включительно в размере 104804,11 руб., в порядке возврата расходы: на оплату государственной пошлины в размере 3296,08 рублей.
Истец Шубина Ю.А., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик - Министерство здравоохранения Оренбургской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участие представителя в судебном заседании не обеспечил, возражений относительно заявленных требований, заявлений, ходатайств суду не представили.
Ответчик - ГБУЗ «Александровская РБ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участие представителя в судебном заседании не обеспечил, до начала судебного заседания от представителя ГБУЗ Егунова А.С., действующего на основании доверенности от 16.10.2018 г. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя, возражений относительно заявленных требований не заявлено.
В соответствии с п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьей 55 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели, согласно части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (ред. от 03.08.2018г.) осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления Федеральных законов от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
В силу п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года;
при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как следует из правовой позиции, обозначенной Конституционным Судом РФ в определении от 07.02.2008 № 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.
Закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст. 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 01 января 2005 г., а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты.При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
В силу Закона Оренбургской области от 12 января 2005 года № 1772/301-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» право на получение компенсации имеют квалифицированные работники областных государственных учреждений: врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал.
В судебном заседании установлено, что истец Шубина Ю.А. проживает в сельской местности по адресу: <адрес> совместно с супругом и детьми, является медицинским работником, с 01.12.2003 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры ГБУЗ «Александровская РБ», что подтверждается копией ее трудовой книжки (л.д.13-16), имеет диплом об окончании Оренбургского областного медицинского колледжа (л.д.12).
В соответствии со справкой, выданной ГБУЗ «Александровская РБ» Оренбургской области 14.03.2019 года, медицинскому работнику Шубина Ю.А. частично компенсированы расходы на оплату коммунальных услуг в размере 155 рублей в месяц, с 1 марта 2016 года по 28 февраля 2019 года, выплата составила в 2016 году -1550 рублей; в 2017 году – 1860 руб., в 2018 году – 1860 руб., с 01.01. по 28.02.2019г. – 310 руб. (л.д.18).
По сведениям Оренбургского филиала ОАО «Энергосбыт Плюс» о расчетах за потребленную электроэнергию за период с марта 2016 года по 28 февраля 2019 года по лицевому счету 8578591000 на имя ФИО1 начислено и фактически оплачено – 20111,17 руб. (л.д.24).
Согласно расчетам МУП «ТВС» за период с ДД.ММ.ГГГГ по 28.02.2019г. по лицевому счету 00001643, открытому на имя ФИО1, за услуги отопления по адресу: <адрес>, уплачено 90272,94 руб. (л.д.22-23).
В соответствии с договором найма жилого помещения от 01.03.2016г., б/н между ФИО1 (Наймодатель), с одной стороны и Шубиной Юлией Александровной (Наниматель), с другой стороны, заключен договор найма на срок 5 лет, ФИО1 предоставила Шубиной Ю.А. и членам её семьи во временное пользование и владение квартиру, расположенную по адресу: <адрес> № <адрес>, пригодную для проживания за плату, установленную договором.
Как следует из справки филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Александровском районе № 669, Наймодатель ФИО1 зарегистрирована, фактически проживает и состоит на учете как получатель меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг по категории «<данные изъяты> <адрес>» и пользуется льготами на оплату ЖКУ по адресу: <адрес>.
Фактическое проживание истицы Шубиной Ю.С. и членов её семьи по указанному в договоре адресу – <адрес> - подтверждается справкой № 02-24-1113 от 13.03.2019г. (л.д.19).
Истица и члены её семьи не являются получателями меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в базе «Электронный социальный реестр населения» (справка ГКУ ЦСПН № 285 от 13.03.2019 – л.д.20), истица Шубина Ю.А. не состоит на учете как получатель субсидии на оплату ЖКУ и субсидия ей не назначалась (справка № 285-1 от 13.03.2019г. л.д.21).
Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 12.01.2005 № 1772/301-III-ОЗ (в ред. от 20.06.2016) «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников областных государственных учреждений и организаций Оренбургской области, работающих и проживающих в сельской местности на территории Оренбургской области» установлено, что компенсация выплачивается на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на компенсацию.
Как следует из представленной истцом справки, выданной ГБУЗ «Александровская РБ» Оренбургской области 14.03.2019 года, ответа ГБУЗ «Александровская РБ» на обращения Шубиной Ю.А. о компенсации понесенных расходов по оплате коммунальных услуг, Шубина Ю.А. выполнила требования об обязательном заявительном характере, направленном на реализацию права получения льготы.
С учетом установленных обстоятельств по делу и представленных доказательств, принимая во внимание требования Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для возмещения истцу расходов по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), установив, что истец Шубина Ю.А. в соответствии с частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. до 01 января 2005 года) пользовалась правом на бесплатное предоставление жилой площади с освещением и отоплением по декабрь 2004 года включительно, и после указанной даты ее право не может быть ограничено, так как она продолжает работать и проживать в сельской местности.
Ранее действовавшее законодательство, предусматривавшее предоставление мер социальной поддержки в натуральной форме, предполагало полное освобождение медицинских работников, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, от оплаты услуг по освещению и отоплению.
Таким образом, изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право медицинских работников на их получение.
Учреждение здравоохранения, где работает истец, по состоянию на период, за который истец просит взыскать компенсацию, передано в государственную собственность Оренбургской области. Учредителем ГБУЗ «Александровская РБ» Оренбургской области, является Оренбургская область, а функции и полномочия учредителя возложены на Министерство здравоохранения Оренбургской области.
Истцом, в качестве ответчика указано ГБУЗ «Александровская РБ»
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Министерство здравоохранения Оренбургской области, осуществляющее функции и полномочия учредителя в отношении учреждения здравоохранения, в котором работает истец, является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из чека-ордера от 09.04.2019 года, Шубина Ю.А. при подаче иска в суд уплатила государственную пошлину в размере 3296,08 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.03.2016 ░░░░ ░░ 28.02.2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 104804,11 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3296,08 ░░░., ░ ░░░░░ 108100 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░) ░░░. 19 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░