Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3567/2017 от 04.04.2017

Дело №2-3567/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2017 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Ефремовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Мымрина И.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, возложении обязанности по приему на службу в органы внутренних дел, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, возложении обязанности по включению в выслугу лет периода вынужденного прогула, Бусыгина А.К. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, возложении обязанности по приему на службу в органы внутренних дел,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Мымрина И.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике (далее МВД по УР) о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, возложении обязанности по приему на службу в органы внутренних дел, взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула с 01 июня 2016 года по 31 августа 2016 года в размере 174935,24 руб., а также начиная с 01 сентября 2016 года и по день фактического приема на службу, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск (очередной и дополнительный) в размере 69276,90 руб., возложении обязанности по включению периода вынужденного прогула с 01 июня 2016 года и день приема на службу, в выслугу лет дающей право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за выслугу лет, назначения пенсии за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством РФ, а также в срок выслуги в специальном звании, взысканию компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

Исковые требования мотивировал тем, что проходил службу с 30.05.2006 года в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Удмуртской Республике (далее Управление ФСКН России по Удмуртской Республике, УФСКН по УР).

08 апреля 2016 года уведомлен о предстоящем увольнении в связи проведение организационно-штатных мероприятий.

В мае 2016 года он в соответствии с положениями п.п. «б» пункта 4 Указа Президента Росийской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» обратился в МВД по УР с заявлением о приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ликвидацией Управления ФСКН России по Удмуртской Республике.

31 мая 2016 года, в подтверждение перевода МВД по УР направлен в Управление ФСКН России по Удмуртской Республике список сотрудников наркоконтроля в отношении которых было предложено рассмотреть вопрос об увольнении и направлении личных дел в адрес ответчика. Истец был включен в данный список.

31 мая 2016 года истец уволен из УФСКН по УР в связи с переводом МВД по УР.

23 июня 2016 года ответчик направил в УФСКН по УР письмо со списком сотрудников, которые не рекомендованы ОРЧ СБ МВД по УР для дальнейшего прохождения службы в МВД по УР. В направленном списке был истец. Включив истца в список не рекомендованных к приему на службу в органы внутренних дел ответчик фактически отказал истцу в приеме на службу в органы внутренних дел. Считает отказ в приеме на работу истца незаконным, поскольку закон предписывает органам внутренних дел принять сотрудников наркоконтроля на службу и не предусматривает основанием к отказу в приеме на службу факт не рекомендации ОРЧ СБ МВД по УР; порядок принятия решения уполномоченным руководителем, наделенным правом назначения на должность, не соблюден.

30 июня 2016 года Мымрина И.В. сам обратился в МВД по УР о приеме на службу, письмом от 10 августа 2016 года ответчик уведомил истца о принятии решения об отказе в приеме на службу.

Данный отказ является незаконным и необоснованным. Незаконным отказом в приеме на службу истцу причинены нравственные страдания (моральный вред).

Истец Бусыгин А.К. обратился в суд с иском к МВД по УР о признании незаконным отказа ответчика в приеме истца на службу в органы внутренних дел, возложении обязанности принять решение о приеме на службу в органы внутренних дел.

Исковые требования мотивировал тем, что с 23 марта 2006 года он проходит службу в Управлении ФСКН России по Удмуртской Республике.

19 июля 2016 года он в соответствии с положениями п.п. «б» пункта 4 Указа Президента Росийской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» обратился в МВД по УР с заявлением о приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ликвидацией УФСКН по УР.

23.08.2016 года ответчик уведомил истца о том, что прием его на службу является нецелесообразным, чем фактически отказал в приме на службу в органы внутренних дел. Считает отказ в приеме на работу истца незаконным, поскольку закон предписывает органам внутренних дел принять сотрудников наркоконтроля на службу и не предусматривает основанием к отказу в приеме на службу.

Дела по указанным искам объединены судом для совместного рассмотрения в порядке ст.151 ГПК РФ.

В судебное заседание истец Бусыгин А.К., будучи уведомлен о месте и времени рассмотрения дела не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с чем дело рассмотрено по существу в отсутствие истца Бусыгина А.К. в порядке ст.167 ГПК РФ.

В связи с ликвидацией УФСКН по УР, данное третье лицо на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора, протокольным определением суда от 21 июня 2017 года исключено из числа лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании истец Мымрин И.В, его представитель Дмитренко А.С. действующая на основании доверенности, на иске настаивали, просили его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Самоволькина И.Р. исковые требования не признала. Из письменных и устных возражений ответчика следует, что у МВД по УР имелись основания для отказа истцам в принятии на службу в органы внутренних дел, поскольку при рассмотрении кандидатур истцов МВД по УР располагало информацией о несоблюдении истцами требований, предъявляемых к сотруднику органов внутренних дел с учетом его статуса и характера выполняемых задач. Определить деловые и личные качества при приеме на службу невозможно без проведения проверочных мероприятий, направленных на предупреждения проникновения в систему МВД России лиц, преследующих противоправные и корыстные цели, что входит в задачи оперативно-розыскных частей собственной безопасности. Конкретные причины отказа истцам в приеме на службу не сообщила. Просила в иске отказать.

Свидетель ФИО1 суду показал, что проходит службу в ОРЧ СБ МВД по УР начальником отделения розыскной информации. Истцы ему не знакомы. В ОРЧ СБ МВД по УР поступил запрос из МВД по УР, к которому был приобщен список кандидатов на прием в МВД путем перевода из УФСКН по УР. Список был большой, фамилии не помнит. В соответствии с приказами МВД России, ОРЧ СБ МВД дает рекомендации по приему на службу в органы внутренних дел. Была проведена проверка в соответствии с приказом МВД России от <дата><номер> Был подготовлен ответ и направлен в МВД по УР. В ответ был включен ряд сотрудников УФСКН по УР, которых не рекомендовали для приема на службу в органы внутренних дел. Проводилась проверка по специальным учетам МВД, т.е. по базе данных оперативно-розыскной информации. Было подготовлено соответствующее заключение на основании проведенной проверки. С учетом полученных сведений был подготовлен ответ. Полученные сведения составляют государственную тайну. Ответ ОРЧ СБ МВД по УР носит рекомендательный характер.

Свидетель ФИО2., начальник Управления по работе с личным составом МВД по УР суду показал, что с истцами не знаком. В МВД по УР поступали заявления о приеме на службу от Мымрина и Бусыгин , им было принято решение об отказе в приеме на службу, с учетом имеющейся информации ОРЧ СБ МВД и УФСБ. Он с данной информацией не был ознакомлен, отказы связаны с деловыми и личными качествами истцов.

Выслушав мнение явившихся участников процесса, проверив полномочия представителя ответчика, суд приходит к следующему.

В период с 30 мая 2006 года по 31 мая 2016 года Мымрина И.В. проходил службу в УФСКН по УР.

Приказом начальника УФСКН по УР от <дата> года №<номер> Мымрина И.В. уволен со службы на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 ( в связи с переводом в другой государственный орган).

В период 23 марта 2006 года по 31 мая 2016 года Бусыгин А.К. проходил службу в УФСКН по УР.

Приказом председателя ликвидационной комиссии УФСКН по УР от <дата> года №<номер> Бусыгин А.К. уволен со службы на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613 (в связи с переводом в другой государственный орган).

13 мая и 30 июня 2016 года Мымрина И.В., 19 июля 2016 года Бусыгин А.К. обращались в МВД по УР с рапортами о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода в соответствии с положениями п.п. «б» пункта 4 Указа Президента Росийской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».

Письмом от 31 мая 2016 года №<номер> МВД по УР направило в УФСКН по УР список сотрудников планируемых к приему на службу, среди которых значится Мымрина И.В.

23 июня и 05 августа 2016 года Мымрина И.В. уведомлен ответчиком о принятии решения об отказе в приеме на службу.

02 июня 2016 года председатель ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Удмуртской Республике С.Т. Лукин направил на имя и.о. министра внутренних дел по УР Мальцева О.В. запрос № <номер> на предоставление списков сотрудников органов наркоконтроля, которые не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.

23 июня 2016 года МВД по УР уведомило председателя ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Удмуртской Республике С.Т. Лукина <номер>, направив список сотрудников наркоконтроля, которые не рекомендованы ОРЧ СБ СВД по УР для дальнейшего прохождения службы в МВД по УР. Среди указанных лиц под <номер> значится Мымрина И.В.

12 августа Бусыгин А.К. уведомлен ответчиком о принятии решения об отказе в приеме на службу.

Указанные обстоятельства установлены на основании объяснений сторон, материалов гражданского дела и сторонами не оспариваются.

Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы; штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 460-0, от 16 апреля 2009 г. N 566-0-0, от 25 ноября 2010 г. N 1547-0-0, от 3 июля 2014 г. N 1405-0, от 17 февраля 2015 г. N 278-0).

Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации" утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция), согласно пункту 1 которой основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, быть способными по своим личным и деловым качествами, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел (пункт 2 Инструкции).

Согласно разделу III Инструкции прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер.

Так, подпунктом 11.2 Инструкции установлено, что изучение данных о кандидате осуществляется в том числе в процессе осуществления мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных кандидатом сведений.

В соответствии с пунктом 21 Инструкции руководитель (начальник), уполномоченный принимать решение по документам, поручает подразделению по работе с личным составом организовать проведение в отношении кандидата в течение трех месяцев со дня принятия заявления мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки и направлением кандидата для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.

Проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению его на службу в органы внутренних дел (пункт 25 Инструкции).

Проверка в зависимости от ее характера (полная, неполная, местная, дополнительная) включает проверку по учетам органов внутренних дел, проверку по месту жительства и (или) пребывания кандидата, проверку по учетам ФСБ России (раздел IV Инструкции).

Согласно части 4 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, профессионального психологического отбора, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 закона; о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел; о заключении с гражданином контракта; о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме; об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

О принятом в соответствии с частью 4 названной статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Особенности приема на службу в органы внутренних дел сотрудников упраздненной Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков определены Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).

Подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ сотрудники органов по контрою за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.

В соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачивается единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Из приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что законодатель в связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти установил для сотрудников органов наркоконтроля отдельные условия, отличные от общего порядка поступления на службу в органы внутренних дел, которые действовали в течение трех месяцев с момента увольнения сотрудника органа наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган, а именно: прием на службу в органы внутренних дел сотрудников упраздненной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора.

Иных исключений, в том числе по оценке личных и деловых качеств сотрудника органов наркоконтроля, свидетельствующих о его способности нести службу в органах внутренних дел, ни Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, ни Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ не установлено.

Таким образом, прием сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков должен был осуществляться с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, с учетом исключений, определенных Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ, наличие которых не влечет безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля и не исключает возможность соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ), отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 10 постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статьи 19, 37 Конституции РФ, статьи 2, 3, 64 Кодекса, статья 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г. о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1961 г.).

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть четвертая статьи 64 Кодекса).

Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.

Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ судом в порядке подготовки дела к слушанию было определено бремя доказывания, в соответствии с которым истцы должны были доказать в том числе факт обращения к ответчику с заявлением о приеме на службу, факт отказа истцам в приеме на службу; основание для возложения обязанности на ответчика принять истцов на службу. Ответчик – МВД по УР обязан был представить доказательства, в обоснование своих возражений на иск, в том числе законности отказа истцам в приеме на службу.

Спора о том, что истцы Мымрин И.В. и Бусыгин А.К. обращались в МВД по УР с заявлениями (рапортами) о приеме на службу в органы внутренних дел и в приеме на службу им было отказано между сторонами нет.

Необходимой совокупности относимых, допустимых и достоверных доказательств законности отказа истцам в приеме на службу ответчик МВД по УР в судебное заседание не предоставил.

При этом ни в ответах на обращение истцов о приеме на службу, ни в судебном заседании ответчик не представил сведения о характере поступившей информации об истцах, послужившей основанием к отказу в их приеме на службу, не сообщил в чем выражается не соответствие Мымрина И.В. и Бусыгина К.А. по деловым и личным качествам, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел.

Показания свидетелей ФИО1 и ФИО2 носят общий характер, указывают о наличии сведений о несоответствии истцов требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел без указания, по каким причинам Мымрин И.В. и Бусыгин А.К. не могли быть приняты на службу.

Предоставленные при рассмотрении дела письма оперативно-розыскной части собственной безопасности МВД по УР в адрес начальника УРЛС МВД по УР о не рекомендации дальнейшего прохождения службы истцов, также не содержат причин, подтверждающих данных вывод.

Характер полученных ответчиком негативных сведений об истцах не только не доказан, но даже и не указан в судебном заседании.

От предоставления дополнительных доказательств подтверждающих законность отказа истцам в приеме их на службу ответчик уклонился.

При таких обстоятельствах суд констатирует, что законность отказа истцам Мымрина И.В. и Бусыгина А.К. в приеме на службу ответчиком не доказана.

Ответчиком не доказано, что отказ в приеме истцов на службу продиктован обстоятельствами, связанным с личными и деловыми качествами истцов.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Мымрина И.В. и Бусыгина А.К. к МВД по УР о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы в органы внутренних дел подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Со дня отказа истцам в приеме на работу прошел определенный период времени.

Таким образом, на день рассмотрения дела, без дополнительной проверки суд не может констатировать, что истцы на сегодняшний день способны по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

В связи с чем оснований для удовлетворения требований истцов о возложении на МВД по УР обязанности принять на службу в органы внутренних дел Мымрина И.В. и Бусыгина А.К., а также производных из данного требования - требований истца Мымрина И.В. о взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула с 01 июня 2016 года по 31 августа 2016 года в размере 174935,24 руб., а также начиная с 01 сентября 2016 года и по день фактического приема на службу, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск (очередной и дополнительный) в размере 69276,90 руб., возложении обязанности по включению периода вынужденного прогула с 01 июня 2016 года и день приема на службу, в выслугу лет дающей право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за выслугу лет, назначения пенсии за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством РФ, а также в срок выслуги в специальном звании не имеется.

Разрешая исковые требования истца Мымрина И.В. о компенсации морального вреда суд, данные требования находит подлежащими удовлетворению.

Специальным законодательством, регулирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних не предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного сотруднику.

Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации вправе свободно выбирать род деятельности и профессию.

Юридическим оформлением выбора гражданина является, в частности, заключение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел.

Таким образом, прохождение службы в органах внутренних дел является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, исходя из чего при рассмотрении дел по искам сотрудников органов внутренних дел, в том случае, если специальная норма закона отсутствует, подлежит применению Трудовой кодекс Российской Федерации.

В силу ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Исходя из конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, с учетом объема и характера, причиненных истцу нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, признания судом незаконным решения ответчика об отказе в приеме на службу истца Мымрина И.В. суд считает возможным взыскать с ответчика МВД по УР в пользу данного истца в счёт возмещения морального вреда сумму в размере 10 000 руб.

Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета (п.4 ст.103 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мымрина И.В. и Бусыгина А.К. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике в приеме на службу в органы внутренних дел Мымрина И.В. и Бусыгина А.К..

Исковые требования Мымрина И.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике в пользу Мымрина И.В. в счёт компенсации морального вреда 10000 руб.

Исковые требования Мымрина И.В. и Бусыгина А.К. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о возложении обязанности по приему на службу в органы внутренних дел, Мымрина И.В. к Министерству внутренних дел по Удмуртской Республике о взыскании денежного довольствия за период вынужденного прогула, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, возложении обязанности по включению периода вынужденного прогула в выслугу лет дающей право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за выслугу лет, назначения пенсии за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством РФ, а также в срок выслуги в специальном звании оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме принято 11 августа 2017 года.

Председательствующий судья: А.Н. Плеханов

2-3567/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мымрин Игорь Васильевич
Бусыгин Артем Константинович
Ответчики
Министерство внутренних дел УР
Другие
ФСКН
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Плеханов Алексей Николаевич
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
04.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.04.2017Передача материалов судье
05.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2017Судебное заседание
21.06.2017Судебное заседание
11.08.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2017Дело оформлено
05.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее