Дело №2-664/2020 копия
УИД74RS0010-01-2020-000895-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Агаповка 15 сентября 2020 года
Агаповский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Мокробородовой Н.И.
при секретаре Ануфренчук В.С.
с участием помощника Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области Плотникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вертикаль» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вертикаль» о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Вертикаль» (сокращённое наименование - ООО «Вертикаль»), в ходе которой установлено следующее. ООО «Вертикаль» с января 2014 года по настоящее время осуществляет производственную деятельность по предоставлению теплоснабжения жилых домов и административно-бытовых зданий, обслуживанию котельных в <адрес>. ООО «Вертикаль» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет эксплуатацию котельной с оборудованием общей площадью 762,6 кв. м. по адресу: <адрес> (площадка №). В указанной котельной установлены 2 газовых котла: марки «КВСА-3», мощностью 3 МВт (2,58 Гкал); марки «ТВГ-8М», мощностью 9,65 МВт (8,3 Гкал). Котельная работает круглогодично, каждый котел работает по 4728 часов в год. Одновременно в работе находится только один котел. Котлы работают на природном газе, расход газа на 1 котел составляет 821 тыс. м3 в год. ООО «Вертикаль» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет эксплуатацию модульной газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес> муниципального района Челябинской области (площадка №). В указанной котельной установлены 2 водогрейных котла марки «ЗИОСАБ-1000», мощностью 1 МВт. Котельная работает круглогодично, каждый котел работает по 4728 часов в год. Одновременно в работе находится только один котел. Котлы работают на природном газе, расход газа на 1 котел составляет 290 тыс. м3/год. ООО «Вертикаль» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет эксплуатацию блочной котельной общей площадью 25 кв. м. по адресу: <адрес> (площадка №). В указанной котельной установлены 2 угольных водогрейных котла марки 70nl. Котельная работает круглогодично, каждый котел работает по 4380 часов в год. Одновременно в работе находится только один котел. Котлы работают на угле, расход угля на 1 котел составляет 80 т/год. Уголь хранится на открытой территории площадки №. Зола хранится в закрытой емкости в помещении котельной. Три площадки, эксплуатируемые ООО «Вертикаль», поставлены на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории. ООО «Вертикаль» не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля для площадок № №, 3. Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий ООО «Вертикаль» не разработаны и не проводились, с Министерством экологии Челябинской области не согласовывались. Таким образом, в нарушение п. п. 1, 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Вертикаль» не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, не осуществлялся производственный экологический контроль на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по адресам: <адрес> (площадка №); <адрес> (площадка №). Также в нарушение п. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» ООО «Вертикаль» в периоды неблагоприятных метеорологических условий мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с Министерством экологии <адрес>, на площадках № не проводились. По указанным фактам прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ООО «Вертикаль» внесены представления об устранении нарушений законодательства, но до настоящего времени нарушения не устранены. По результатам рассмотрения постановления прокурора ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Вертикаль» за допущенные нарушения привлечён к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, в виде предупреждения. Просит возложить на ООО «Вертикаль» обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: обеспечить разработку и утвердить программу производственного экологического контроля для площадок, расположенных по адресам: <адрес> (площадка №); <адрес> (площадка №); обеспечить разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для площадок по адресам: <адрес> (площадка №), <адрес> (площадка №); <адрес> (площадка №) и в установленном порядке обратиться в Министерство экологии Челябинской области за их согласованием.
В судебном заседании помощник Магнитогорского природоохранного прокурора Агаповского района Челябинской области Плотников А.В. поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Вертикаль» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третьи лица администрация Агаповского муниципального района Челябинской области, администрация Янгельского сельского поселения Агаповского муниципального района, представители в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд счел возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения помощника Магнитогорского природоохранного прокурора Плотникова А.В., изучив материалы дела, суд считает исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В судебном заседании установлено, что ООО «Вертикаль» с января 2014 года по настоящее время осуществляет производственную деятельность по предоставлению теплоснабжения жилых домов и административно-бытовых зданий, обслуживанию котельных в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вертикаль» осуществляет эксплуатацию котельной с оборудованием общей площадью 762,6 кв. м. по адресу: <адрес> (площадка №), в которой установлены 2 газовых котла. Котлы работают на природном газе, расход газа на 1 котел составляет 821 тыс. м3 в год.
С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вертикаль» также осуществляет эксплуатацию модульной газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес> (площадка №), в которой установлены 2 водогрейный котла. Котлы работают на природном газе, расход газа на 1 котел составляет 290 тыс. м3/год.
С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Вертикаль» осуществляет эксплуатацию блочной котельной общей площадью 25 кв. м. по адресу: <адрес> (площадка №), в которой установлены 2 угольных водогрейных котла. Котлы работают на угле, расход угля на 1 котел составляет 80 т/год. Котельные работают круглогодично.
На основании решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) помощником Магнитогорского природоохранного прокурора проведена проверка исполнения законодательства в области охраны окружающей среды в деятельности ООО «Вертикаль, в ходе которой выявлено, что обществом не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, не осуществлялся производственный экологический контроль на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по адресам: <адрес> (площадка №); <адрес> (площадка №). В периоды неблагоприятных метеорологических условий мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с Министерством экологии Челябинской области, на площадках №№, 2, 3 не проводились.
По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - директор ООО «Вертикаль» ФИО4 за указанные нарушения привлечен к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ к наказанию в виде предупреждения (л.д. 41-49).
В соответствии с п. п. 1-4 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
На основании п. 3 ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ должны быть разработаны в соответствии РД 52.04.52 – 85 «Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», утвержденных Госкомгидрометом СССР 01.12.1986.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Согласно п. 1 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 4 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899 "Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам".
На основании п. 5 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
На основании пп. 27-1 п. 9 раздела III Положения о Министерстве экологии Челябинской области, утверждённого Постановлением Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 № 366, основной функцией Министерства является согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на территории Челябинской области.
ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорским природоохранным прокурором вынесено представление об устранении указанных нарушений, а именно, требование разработать и утвердить программу производственного и экологического контроля, осуществлять производственный экологический контроль, обратиться в установленном порядке в Министерство экологии Челябинской области за согласованием мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, обратиться в установленном порядке в Министерство Челябинской области с заявкой о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду(л.д. 38-39).
Данное представление направлено директору ООО «Вертикаль» для исполнения.
Поскольку нарушения ООО «Вертикаль не в полном объёме были устранены ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорским природоохранные прокурором вновь вынесено представление об устранении нарушений законодательства и направлено директору ООО «Вертикаль» ФИО4 (л.д. 47-49).
В ответ на представление ООО «Вертикаль» дан ответ о том, что на площадку № программа разработана ЮУТПП г. Челябинск и утверждена ДД.ММ.ГГГГ, по площадкам № и № разработку программ планируется провести до конца 2020 года. Также в связи с тяжелым финансовым положением мероприятия по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий планируется разработать до конца первого квартала 2021 года (л.д. 50).
ООО «Вертикаль» предоставлен договор №-Э от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг на разработку программы производственного экологического контроля для предприятия, заключенный между Южно-Уральской торгово-промышленной палатой и ООО «Вертикаль» (л.д. 51-53).
Согласно скриншоту площадки №, № и № поставлены на государственный кадастровый учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 54).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вертикаль» о возложении обязанности подлежат удовлетворению. Суд полагает необходимым возложить на ООО «Вертикаль» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, обеспечить разработку и утвердить программу производственного экологического контроля для площадок, расположенных по адресам: <адрес> (площадка №); <адрес> (площадка №); обеспечить разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для площадок по адресам: <адрес> (площадка №), <адрес> (площадка №); <адрес> (площадка №), в установленном порядке обратиться в Министерство экологии <адрес> за их согласованием.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вертикаль» о возложении обязанности подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Вертикаль» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, обеспечить разработку и утвердить программу производственного экологического контроля для площадок, расположенных по адресам: <адрес> (площадка №); <адрес> (площадка №); обеспечить разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для площадок по адресам: <адрес> (площадка №), <адрес> (площадка №); <адрес> (площадка №), в установленном порядке обратиться в Министерство экологии <адрес> за их согласованием.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи через Агаповский районный суд.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение изготовлено 21.09.2020.
Копия верна. Судья:
Секретарь:
Подлинник документа
находится в деле № 2-664/2020
Агаповского районного суда
Челябинской области