Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1400/2014 ~ М-1189/2014 от 22.04.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июля 2014 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Зайцевой И.Н.,

с участием пом. прокурора Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры Свердловской области Краузе О.В.

при секретаре Семеновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1400/2014 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил», Муниципальному казенному учреждению Управление городским хозяйством администрации города Нижний Тагил о возложении обязанности восстановить нарушенное состояние окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «город Нижний Тагил, Управлению Городским хозяйством города «Нижний Тагил» о возложении обязанности восстановить нарушенное состояние окружающей среды путем возложения обязанности в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твёрдо-бытовых отходов, расположенных:

на участке территории в <...> м. от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), в <...> м. западнее автодороги <адрес> в <...> м. от реки <...>, протяженностью <...> м. общим объёмом <...> м^3;

на участке территории в <...> м. от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), вдоль автодороги <адрес>, в <...> м ох реки <...>, протяженностью <...> м. общим объёмом <...> куб.м.;

на участке территории в <...> м. от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), в <...> м западнее автодороги <адрес>, в <...> м. от реки <...>, протяженностью <...> м. общим объёмом <...> м^3.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ДД.ММ.ГГГГ. с привлечением специалиста отдела регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округам проведена проверка по факту несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в районе подстанция <...>» <адрес>.

В ходе проверки, установлено, что:

на участке территории в <...> м. от черты застройки г.Н.Тагил, <адрес> (восточнее северо-западной части города), в <...> м. западнее автодороги <адрес>», в <...> м. от реки <...>, размещена свалка на протяжении <...> м. общим объемом <...> м^3. Несанкционированная свалка представлена в виде боя железобетонных изделий, отходов железобетона в кусковой форме ( 5 класс опасности) Свалка расположена на территории земель поселений (земель населенных пунктов) Географические координаты: <...> северной широты и <...> восточной долготы;

на участке территории в <...> м. от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), вдоль автодороги <адрес>, в <...> м от реки Тагил, размещена свалка на протяжении <...> м. общим объёмом <...> м^3. Несанкционированная свалка представлена в виде боя железобетонных изделий, отходов железобетона в кусковой форме и лома черных металлов несортированного (5 класс опасности). Свалка расположена на территории земель поселений (земель населенных пунктов). Географические координаты несанкционированной свалки: <...> северной широты, <...>восточной долготы;

на участке территории в <...> м. от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), в <...> м. западнее автодороги <адрес>, в <...> м. от реки Тагил, размещена свалка на протяжении <...> м. общим объёмом <...> м^3. Несанкционированная свалка представлена в виде: боя строительного кирпича; боя железобетонных изделий, отходов железобетона в кусковой форме; изделия из натуральной чистой древесины, потерявшие свои потребительские свойства; резиновые изделия, потерявшие потребительские свойства чистые; лом черных металлов несортированный; отходы упаковочной бумаги незагрязнённые (5 класс опасности). Свалка расположена на территории земель поселений (земель населенных пунктов). Географические координаты несанкционированной свалки: <...> северной широты, <...> восточной долготы.

В соответствии с п.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населённых мест» твердые бытовые отходы следует вывозить     на     полигоны (усовершенствованные     свалки),     поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.

Промышленные, не утилизируемые на производстве отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.

Частью 5 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом ч.3 ст.8 Федерального закона организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относит к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Исходя из положений ст. 28 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 24, 25 ч. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с п.24 ст. 29 Устава города Нижний Тагил к полномочиям администрации города относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

Следовательно, органом местного самоуправления Администрацией МО «город Н.Тагил» не осуществляется должным образом организация деятельности по безопасному обращению с отходами.

Несанкционированная свалка, выявленная в Ленинском административном районе г.Н.Тагил оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушая ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В судебном заседании прокурор требования уточнила в части срока устранения нарушенного права- 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, в остальной части требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель ответчика - Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации МО «город Нижний Тагил». Ранее направил в суд письменный отзыв, в котором требования не признал, в обоснование возражений указал, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил производятся в соответствии с Постановлением Администрации города от 14.08.2009 № 1403 «Об утверждении Правил сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории города Нижний Тагил». В соответствии с п. 18 ст.3 Положения об Управлении городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил, утвержденных Решением Нижнетагильской городской Думы №4 от 31.03.2013 года к полномочиям указанного Управления относится ликвидация несанкционированных свалок на территории МО «город Нижний Тагил». Управление городским хозяйством наделяется правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счёта в органах, осуществляющих казначейское исполнение бюджета города, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в судах всех уровней. В соответствии с ч. 2 ст.1 Положения Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил является самостоятельным юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права, может быть истцом и ответчиком в суде.

Представитель ответчика - Управления городским хозяйством Администрации г.Н.Тагил в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя УГХ Администрации города Н.Тагил, в обоснование возражений указал, что прокурором не в полном объеме проведена проверка по установлению лиц причастных к данному нарушению, возможно на данном участке проводится планировка территории. Указал, что в случае принятия судом решения о возложении обязанности на администрацию города ликвидировать данные несанкционированные свалки, просит назначить срок не менее 10 мес. с момента вступления решения в законную силу, т.к. бюджет города на 2014г. утвержден, данные несанкционированные свалки будут учтены при планировании бюджета на 2015г. (л.д.29)

Заслушав прокурора, огласив письменные отзывы ответчиков, исследовав письменные доказательства, оценив доказательства в совокупности, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.1 ч.1 ст.22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст.51 Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с ч.2 ст.21Федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Из содержания положений ч.2 ст.8 «Об отходах производства и потребления» следует, что утилизация бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Аналогичные нормы содержатся в пункте 14 части 1 статьи 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в части 2 статьи 7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды».

На основании п.1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов.

Положениями ч.2 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона).

Согласно п.18 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

Статья 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 года №77-ОЗ «Об отходах производства и потребления» возлагает на органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществлять экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информировать население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивать организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п.11, 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст.17 ч.1 п.3 данного Закона, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.

В п.7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) отражено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Однако согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно ч.2 ст. 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, финансирование этих расходов осуществляется из средств местного бюджета.

В ходе совместно проведенной ДД.ММ.ГГГГ. Нижнетагильским межрайонного природоохранным прокурором и отделом регионального государственного экологического надзора по Западному и Горнозаводскому управленческим округам, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Свердловской области, государственным инспектором Свердловской области по надзору в области использования охраны водных объектов проверки, установлено, что на участке территории в <...> м от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), в <...> м западнее автодороги <адрес> в <...> м от реки <...>, свалка на протяжении <...> м общим объёмом <...> м^3; на участке территории в <...> м от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), вдоль автодороги <адрес>, в <...> м ох реки <...>, свалка на протяжении <...> м. общим объёмом <...> куб.м.; на участке территории в <...> м от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), в <...> м западнее автодороги <адрес>, в <...> м от реки <...>, свалка на протяжении <...> м общим объёмом <...> м^3 (л.д.4-5). Вышеназванные обстоятельства подтверждаются фототаблицей (л.д.8-10).

Данные обстоятельства ответчиками не оспорены, также не оспорено, что свалка находится на территории Ленинского административного района города Нижний Тагил.

В соответствии с абз.2 п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с п. 24 ст. 5 Устава города Нижний Тагил относятся к вопросам местного значения.

Собственник отходов не установлен, ответчиками не представлено каких-либо доказательств того, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, фактически принадлежат иным предприятиям и учреждениям, также доказательств, что таковым не являются ответчики, в суд не представлено. Факт нахождения свалки в Ленинском административном районе г.Н.Тагил ответчиками не оспорен. Исходя из вышеуказанного примечания к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, того обстоятельства, что представитель ответчика Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» не оспаривал факт организации несанкционированной свалки на спорной территории, суд считает, что размещенные отходы являются собственностью муниципального образования.

Поскольку организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов относится к вопросам местного значения, Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил координирует его действия по всем вопросам, в том числе и по спорному вопросу, финансирование деятельности Управленияосуществляется за счет средств местного бюджета, суд полагает, что оба ответчика являются надлежащими ответчиками в данном споре и на них должна быть возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, путем ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной в Ленинском административном районе города Нижний Тагил Свердловской области, на землях поселений (земель населенных пунктов) с Географическими координатами: <...> северной широты и <...> восточной долготы.

Суд считает установленным, что МКУ Администрации муниципального образования «город Н.Тагил» нарушается принцип обеспечения благоприятной окружающей и экологической безопасности территории муниципального образования, допускает несанкционированное размещение отходов вне объектов размещения отходов, захламление земель.

Ненадлежащее исполнение ответчиками обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не принятии мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушают конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, заявленные требования прокурора подлежат удовлетворению.

Лица, организовавшие данную свалку, не установлены.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда. При принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что заявленный прокурором срок 10 мес. с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого нарушенное состояние окружающей среды должно быть восстановлено, путем ликвидации перечисленной выше свалки является обоснованным и разумным.

На основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияНижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил», Управлению городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное учреждение Администрация муниципального образования «город Нижний Тагил» и Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил в срок не позднее 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, путем ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления, расположенных:

на участке территории в <...> м. от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), в 6 м. западнее автодороги <адрес> в <...> м от реки <...>, протяженностью <...> м. общим объёмом <...> м^3;

на участке территории в <...> м. от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), вдоль автодороги <адрес>, в <...> м. от реки <...>, протяженностью <...> м. общим объёмом <...> куб.м.;

на участке территории в <...> м. от черты застройки <адрес> (восточнее северо-западной части города), в <...> м. западнее автодороги <адрес>, в <...> м. от реки <...>, протяженностью <...> м. общим объёмом <...> м^3.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил.

Судья -                                  И.Н. Зайцева.

Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.

2-1400/2014 ~ М-1189/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Нижнетагильский межрайонный прокурор
Ответчики
Управление городским хозяйством администрации г . Н.Тагил
МКУ Администрация МО "Город Н.Тагил"
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Зайцева И.Н.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
22.04.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2014Передача материалов судье
25.04.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.06.2014Предварительное судебное заседание
11.07.2014Судебное заседание
11.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2017Дело оформлено
18.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее