РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Самара 11 октября 2018 года
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Фоминой И.А. при секретаре Чудесовой Н.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2432/2018 по исковому заявлению Жемковой В. А. к Администрации г.о.Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара о признании права на обеспечение жилым помещением, включении в список на обеспечение жильем специализированного жилищного фонда, отмене распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Жемкова В.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.о.Самара Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара о признании права на включение в список на обеспечение жильем, возложении обязанности включить в список, указав, что ее отец умер ДД.ММ.ГГГГ, мать была лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ решением Самарского районного суда <адрес>, за истицей было закреплено жилое помещение, жилой площадью 28,1 кв.м, по адресу: <адрес>2, в квартире зарегистрированы 6 человек: ее мать Попова Е.Н., ее брат – Калеев И.Н., ее брат Попов Я.А., она – Жемкова В.А., ее сыновья Жемков Д.В. 2006 г.р., и Салакаев М.Д. 2015 г.<адрес> реализации права на обеспечение жилым помещением, в апреле 2017 года обратилась в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № истице было отказано во включении с список в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста. С 1996 года она находилась на государственном обеспечении и проживала в различных государственных учреждениях: а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она была отчислена в связи с поступлением в ПУ №. С ДД.ММ.ГГГГ она должна была быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Действующее на тот период законодательство не предусматривало обязательной подачи личного заявления. Обязанность обеспечения жилым помещением возлагалась на органы местного самоуправления. Администрация учреждений, в которых она находилась, не исполнила свих обязанностей по защите ее прав на обеспечение жильем и не поставила органы местного самоуправления в известность о том, что она нуждается в предоставлении жилого помещения. После выпуска из детского дома она поступила в ПУ №. В детском доме ее документы находились у социального педагога, затем были переданы социальному педагогу ПУ №. На руки документы ей не выдавались. Она неоднократно обращалась к социальным педагогам по вопросу обеспечения жильем, ей разъяснялось, что в настоящий момент она не может встать в очередь на жилье, т.к. имеет закрепленное жилое помещение. О том, что такое право у нее было до 2001 года она не знала, также как и о том, что закрепленное жилое помещение не соответствует учетным нормам предоставления жилой площади и может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что привело к тому, что она не реализовала право на обеспечение жилым помещением. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ней право обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда, признать незаконным Распоряжение первого заместителя Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать ответчиков включить Жемкову В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по выше изложенным основаниям.
Представитель Администрации г.о.Самара, Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара по доверенности Филатова И.С. исковые требования не признала в полном объеме, по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель 3лица Департамента управления имуществом г.о.Самары, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела с учетом доводов лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Из ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п.3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из п.4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ следует, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 9 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Самарского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ мать Попова Е. Н. лишена родительских прав в отношении Жемковой В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.11). Отец Попов А.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21).
Постановлением Администрации Самарского района г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ № истица определена в государственное учреждение детдомовского типа (л.д.14).
Жемкова В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес> в комнате жилой площадью 28, 1 кв.м в коммунальной квартире, там же зарегистрированы: ее мать Шеенкова Е.Н., ее брат – Калеев И.Н., ее брат Попов Я.А., она – Жемкова В.А., ее сыновья Жемков Д.В., 2006 г.р., и Салакаев М.Д., 2015 г.р. Ответственным квартиросъемщиком является Шеенкова Е.Н. (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию г.о.Самара ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (л.д.64-65).
Распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Жемковой В.А. было отказано во включении список в указанный список в связи с подачей заявления после достижения предельного возраста, на что указано в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.19).
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.8 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно п.9 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» с ДД.ММ.ГГГГ право на обеспечение жилыми помещениями распространяется на тех лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. При этом в ФЗ РФ № 15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, который и ввел в силу новую редакцию ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот», говорится, что новая редакция распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя указанные положения законодательства, суд считает, что закон не содержит указание на то, что достижение определенного возраста подразумевает одновременное прекращение права. Напротив, приведенным законом предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за выше указанными лицами и в том случае, если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В связи с этим, истица не может быть лишена гарантированного и нереализованного права на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, а соответствующие органы не могут быть освобождены от обязанности поставить её на такой учет при установлении факта нуждаемости в жилых помещениях.
Из справки ФГУП «БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Жемкова В.А. строений и жилья на территории г.Самары и Волжского района не имела. (л.д.113).
Согласно сведениям ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Жемкова В.А. в собственности недвижимого имущества не имеет (л.д.114).
До настоящего времени благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечена.
Поскольку истица не имеет жилого помещения на территории Самарской области, суд считает, что законные права истицы, связанные с постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилых помещений, должны быть восстановлены независимо от того, что её возраст старше 23 лет.
Также судом установлено, что Жемкова В.А. зарегистрирована в квартире, жилой площадью 28,1 кв.м., вместе с матерью, которая лишена в отношении истицы родительских прав. Кроме того, в указанной квартире ещё зарегистрированы два ее брата и двое несовершеннолетних детей.
Таким образом, проживание истицы по месту регистрации суд признает невозможным, иного жилья не имеет, в связи с чем, Жемкова В.А. является нуждающейся в обеспечении её жилым помещением.
Ссылка представителя ответчиков на судебные постановления по гражданскому делу № по иску Жемковой В.А. к Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара не может быть принята судом во внимание, поскольку при рассмотрении гражданского дела № суд исходил из того, что истцом не были представлены уважительные причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет.
Между тем, по данному делу судом установлено, что истица обращалась к социальным педагогам, однако ей было разъяснено, что она имеет закрепленное жилое помещение и прав на получение жилья у неё нет.
На основании пояснений истицы судом установлено, что с 1996 года она находилась на государственном обеспечении и проживала в различных государственных учреждениях: а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она была отчислена в связи с поступлением в ПУ №. В 2006 году вышла замуж за Жемкова В.Н., который умер ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ она должна была быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Действующее на тот период законодательство не предусматривало обязательной подачи личного заявления. Обязанность обеспечения жилым помещением возлагалась на органы местного самоуправления. Администрация учреждений, в которых она находилась, не исполнила свих обязанностей по защите ее прав на обеспечение жильем и не поставила органы местного самоуправления в известность о том, что она нуждается в предоставлении жилого помещения. После выпуска из детского дома она поступила в ПУ №. В детском доме ее документы находились у социального педагога, затем были переданы социальному педагогу ПУ №. На руки документы ей не выдавались. Она неоднократно обращалась к социальным педагогам по вопросу обеспечения жильем, ей разъяснялось, что в настоящий момент она не может встать в очередь на жилье, т.к. имеет закрепленное жилое помещение. О том, что такое право у нее было до 2001 года она не знала, также как и о том, что закрепленное жилое помещение не соответствует учетным нормам предоставления жилой площади и может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, что привело к тому, что она не реализовала право на обеспечение жилым помещением.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что истица обращалась в органы местного самоуправления по вопросу обеспечения её жилым помещением, суд приходит к выводу о том, что причины, по которым истица обратилась с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, после достижения предельного возраста, установленного для обращения с заявлением о включении в список, уважительными, в связи с чем требования Жемковой В.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Положение «О Департаменте опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара» ведение учета граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, отнесено к полномочиям Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Жемковой В. А. к Администрации г.о.Самара, Департаменту опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о. Самара о признании права на включение в список и на обеспечение жильем, возложении обязанности включить в список – удовлетворить.
Признать за Жемковой В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Признать незаконным и отменить Распоряжение первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанном в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Департамент опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самары включить Жемкову В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Самары.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Фомина