Дело № 2–4685/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Епимахиной И.А.,
при секретаре Казакявичюте Б.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьмина С.А. к Министерству Финансов РФ, МВД России, УМВД России по Калининградской области, ИВС УМВД России по г. Калининграду о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмин С.А. обратился в суд с названным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что был задержан сотрудника УМВД Ленинградского р-на г.Калининграда около 10 часов 00 минут < Дата >, и около 23 часов был помещен для содержания в ИВС по г. Калининграду, где находился до < Дата >. В камерах отсутствовали санузлы, вместо него стоял бак с водой, из-за чего в камере был неприятный запах. В имевшийся в ИВС туалет выводили один раз в сутки, где можно было только сменить воду в баке. В камере отсутствовали раковина, водопровод. Мыть рук или осуществлять другие гигиенические процедуры не представлялось возможным. В камере не было необходимой мебели: полки, стол и стулья. Также отсутствовали спальные места на каждого человека, спали вдвоем на деревянных настилах (нарах), в связи с чем было невозможно выспаться. Камера была очень маленького размера, неприятный запах перебивал аппетит. Учитывая нахождение в камере двух человек, отсутствовали необходимые условия приватности. В камере была антисанитария, не проветривалось. На прогулку не выводили, так как отсутствовал прогулочный дворик, из-за чего затекали ноги, не хватало воздуха. Освещение было слишком тусклым, что вызывало головные боли, давило на психику, не давало возможность сосредоточиться и подготовиться к следственным действиям. Отсутствовали: шкаф для хранения продуктов и вещей, бачок для питьевой воды, полка для туалетных принадлежностей, кнопка для вызова дежурного, урна для мусора, тазы. Стены были оштукатурены «под шубу», из-за чего неоднократно касаясь её, истец обдирал кожу на руках. Указанные нарушения причинили истцу нравственные и физические страдания. Просил взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебное заседание истец Кузьмин С.А., отбывающий наказание в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области не доставлялся, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о личном участии в рассмотрении дела не ходатайствовал.
Представитель ответчика УМВД России по Калининградской области Павлов А.О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее представил суду письменный отзыв, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков ИВС при УМВД России по г. Калининграду, Министерства Финансов РФ, МВД России в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, и не оспорено сторонами, что Кузьмин С.А. содержался в ИВС УМВД России по г. Калининграду в период с 01 часов 35 минут < Дата > по 15 часов 25 минут < Дата >, то есть суммарно на протяжении полутра суток.
При поступлении в изолятор Кузьмин С.А. жалоб не заявлял, в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС собственноручно выполнил запись: «жалоб на здоровье нет, в экстренной медицинской помощи не нуждаюсь», скрепив написанное собственной подписью. По убытии из ИВС, задержанный Кузьмин С.А. собственноручно написал: «Жалоб на режим и условия содержания нет, подпись».
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
Федеральным Законом от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с п. 9 ст. 17, ст.ст. 23, 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», лицам, содержащимся под стражей, гарантируется получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В силу ст. 16 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 года № 950, камерыИВСоборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией.
Как следует из представленных УМВД России по г. Калининграду сведений следует, что в периоды пребывания в изоляторе временного содержания Кузьмин С.А. обеспечивался 3-х разовым питанием. Пища выдаётся в одноразовой (пластиковой) посуде, с одноразовыми столовыми принадлежностями (ложка, вилка). Обеспечивался индивидуальным спальным местом - нарами с деревянным покрытием, что соответствовало метражу по норме (4,5 кв.м.), постельными принадлежностями и бельём (матрац, подушка, одеяло, две простыни и наволочка). Прогулки не предоставлялись в связи с отсутствием прогулочного дворика. Отопление в камерах включается с наступлением отопительного периода, температура в них составляет плюс 18-19 градусов по Цельсию, камеры сухие и чистые, окна камер находятся на солнечной стороне здания, поэтому особенно летом в них очень светло. При отсутствии в камере системы подачи водопроводной воды, кипяченая вода для питья выдается ежедневно с учетом потребности. Имеется шкаф для хранения личных вещей задержанных, холодильник для хранения продуктов питания, имеется естественная и искусственная вентиляция, выдается мыло, туалетная бумага, за отсутствием в камере санузла, вывод подозреваемых в туалет осуществляется согласно распорядка дня. Для задержанных в ИВС оборудован санузел с унитазом, душевой, раковиной, имеется зеркало. В ИВС есть библиотека и радиоточка, выдается пресса, есть возможность работы с документами по уголовному делу и написанию писем родственникам. Камеры оборудованы естественным и искусственным освещением. Каждое утро, согласно распорядка дня, производится уборка камер силами самих задержанных. Уборочный инвентарь и средства для уборки имеются в наличии, ИВС обеспечен горячей и холодной водопроводной водой из городских сетей. После убытия задержанных из ИВС камеры дезинфицируются и убираются.
В то же время, на запрос суда Уполномоченным по правам человека в Калининградской области сообщено, что ИВС не волной мере соответствует требованиям федерального законодательства, в 2017 году в Аппарат Уполномоченного по правам человека поступило небольшое количество жалоб на условия содержания в камерах ИВС.
Кроме того, Прокуратурой г.Калининграда сообщено, что в ходе проведенных ранее проверок в ИВС выявлены много численные нарушения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия и содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Установлено, что ИВС не имеет полного набора помещений и оборудования. Камеры ИВС оборудованы естественным и искусственным освещением, однако естественное освещение недостаточное, так как вместо остекления окна выполнены из стеклоблоков. Камеры оборудованы естественной и искусственной вентиляцией. Из-за отсутствия форточек в части камер имеется недостаточный приток воздуха. Прогулочный дворик в ИВС отсутствует.
В соответствии с Актом по результатам мероприятий по надзору за исполнением санитарного законодательства РФ в ИВС УМВД России по г. Калининграду Медико-санитарной части МВД России по Калининградской области от 06 сентября 2017 года в результате проведённых мероприятий установлено, что ИВС занимает приспособленные помещения на втором этаже здания довоенной постройки по адресу: г.Калининград, ул.Генделя,4. Водоснабжение, канализация и отопление ИВС от городских сетей. Капитальный ремонт помещений проводился в 2008 году. ИВС не имеет должного набора помещений, предусмотренных сводом правил СП 12-95 МВД России «Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России» (далее - СП 12-95 МВД России). Отсутствует санпропускник с дезинфекционной камерой, ряд служебных кабинетов и помещений (комната < ИЗЪЯТО >, комната хранения одежды наряда, приёма пищи, класс и др.), прогулочной двор, кладовые для отдельного хранения чистого и грязного постельного белья, для постельных принадлежностей, для хранения вещей задержанных и другие подсобные помещения. В ИВС для содержания задержанных функционируют 12 камер - 11 камер площадью 4,5 кв.м и одна камера площадью 9,5 кв.м, которые рассчитаны на содержание 1 и 2 человек соответственно. Лимит наполнения составляет - 13 человек. Площадь на 1 задержанного в камере составляет более 4 кв.м, что соответствует требованиям ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Фактически наполняемость ИВС составляет в среднем 5-7 человек в день. По внутренней отделке помещения ИВС соответствуют требованиям СП 12-95 МВД России и приказа МВД РФ от 22.11.2005 года № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», кроме камер, где стены выполнены «под шубу», что является нарушением ст. 18.2 СП 12-95 МВД России. Камеры для задержанных оборудованы естественным и искусственным освещением. Величина оконных проёмов камер составляет 0,68м на 0,57м, что не соответствует требованиям п. 17.11 СП 12-95 МВД России (1,2м на 0,9м). Внутреннее остекление окон выполнено стеклоблоками, отсутствуют форточки, что является нарушением п. 17.12 и п. 17.13 СП 12-95 МВД России. Естественное освещение недостаточное: световой коэффициент составляет 1:11 при нормативном значении 1:8 (п. 17.11 СП 12-95 МВД России). Искусственное освещение камер осуществляется люминесцентными энергосберегающими лампами, расположенными в нишах над дверьми за защитным стеклом. Уровни искусственной освещенности составляют от 9 лк до 12 лк при нормативе не менее 150 лк (п.3.2.1 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»). Приведение показателей искусственной освещенности в камерах в соответствие санитарным требованиям не представляется возможным в связи с конструктивными и иными особенностями помещений. В камерах предусмотрена и находится в рабочем состоянии механическая вытяжная вентиляция, кроме того, имеется вентиляция с естественным побуждением через внутристенные каналы. Камеры по оснащению и оборудованию не полностью соответствуют требованиям приказа МВД РФ от 22.11.2005г. № 950, а именно: отсутствуют стол и скамейка, вешалка и полочка для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, не оборудованы санузлы, краны с водопроводной водой, бачки для питьевой воды. Для задержанных в камерах установлены нары на 1-2-х человек. Индивидуальные постельные принадлежности (матрац, подушка, одеяло) и индивидуальное чистое постельное белье выдаются. Стирка белья проводится еженедельно, в соответствии с государственным контрактом. Для задержанных оборудован санузел (унитаз, раковины, душевая). К душевой подведена холодная и горячая вода, помещение канализовано. Санитарное состояние санузла ИВС удовлетворительное. Задержанные обеспечиваются ежедневно 3-х разовым горячим питанием на завтрак, обед и ужин. Приготовление пищи проводится в ООО «Аппетит» согласно государственному контракту. Доставка готовой пищи осуществляется в индивидуальной одноразовой посуде, хлеба – в прозрачной упаковке. На время приема пищи каждому задержанному выдают одноразовую столовую посуду (ложку, вилку, стакан). Кроме того, в ИВС имеется запас столовой металлической посуды (более 30 комплектов). Уборка помещение проводится ежедневно, уборочного инвентаря достаточное количество. В связи с отсутствием прогулочного двора, ежедневные прогулки не проводится, что является нарушением ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При наличии жалоб на плохое самочувствие дежурным вызывается бригада скорой медицинской помощи.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что содержание Кузьмина С.А. в ИВС УМВД России по г. Калининграду в период с 01 часов 35 минут 11 июля 2017 года по 15 часов 25 минут 12 июля 2018 года не в полной мере соответствовало требованиям, установленным приведенными правовыми актами РФ. В связи с указанными обстоятельствами Кузьмину С.А. был причинён моральный вред.
Учитывая изложенные выше обстоятельства суд находит, что исковые требования Кузьмина С.А. о компенсации морального вреда являются обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению. Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание характер нарушения прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, объективные обстоятельства, влиявшие в указанный период на деятельностьИВС при УМВД России по г. Калининграду, малозначительный временной промежуток пребывания истца вИВСпри УМВД России по г. Калининграду.
С учетом принципа разумности и справедливости, а также принимая во внимание непродолжительность содержания, что свидетельствует о невысокой степени причиненного вреда, и перенесенных страданий, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению и оценивает сумму компенсации морального вреда в размере 800 рублей.
Статьей 1071 ГК РФ установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Аналогичные пояснения разъяснения содержаться в п. 15 постановления пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса РФ».
Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ;
В соответствии с подпунктом 100 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом президента РФ от 31.12.2016 г. № 699 именно МВД РФ осуществляет функции главного распорядителя в получении средств федерального бюджета.
При изложенных выше обстоятельствах, учитывая причинения морального вреда фактом содержанием в ИВС УМВД России по гор. Калининграду, компенсация морального вреда подлежит взысканию с Российской Федерации в лице МВД России за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кузьмина С.А. удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации счет казны Российской Федерации в пользу Кузьмина С.А. компенсацию морального вреда в размере 800 (восемьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части требований иска - отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 декабря 2018 года.
Судья: