Дело № РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
сел. Хунзах 21 октября 2020 года
Судья Хунзахского районного суда Республики Дагестан Магомедова А.К., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ ОПФР РФ по РД в <адрес>, УПФР РФ по РД о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, обязании включить периоды в должности в специальный трудовой стаж и обязании назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-Отделению Пенсионного фонда России по РД, УПФР РФ по РД о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии об отказе в назначении досрочной пенсии, обязании включить периоды в должности пожарника в ФГКУ «Отряд федеральной противопожарной службы» в специальный трудовой стаж, обязании назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения.
Требования мотивированы тем, что при появлении права на досрочную страховую пенсию за выслугу лет, как лицу, проработавшему в Государственной противопожарной службе (пожарной охране и др.) федерального органа исполнительной власти более 25 лет и достигшему на момент обращения возраста более 50 лет, он обратился в ГУ - Отделение Пенсионного фонда по РД в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, приложив все необходимые документы.
Рассмотрев его заявление, комиссия по назначению пенсий ДД.ММ.ГГГГ вынесла решение об отказе ему в назначении досрочной страховойпенсии, мотивировав тем, что период его работы в ПЧ-1 по охране <адрес>, ПЧС-1 по охране <адрес>, ГУ «Отряд ГПС МЧС РФ по РД, реорганизованный в ГУ «ЦУС ФГС по РД», ГУ «ЦУКС МЧС России по РД», не входили и не входят в состав МЧС России.
Истец считает отказ в назначении ему досрочной страховой пенсии незаконным, так как для подтверждения его стажа, наряду с другими документами, были представлены трудовая книжка, где указывается, что он с 1992 г. (приказ УГСП МВД РД от ДД.ММ.ГГГГ №) и по настоящее время работает в пожарной части пожарным.
В своем решении об отказе в назначении пенсии ответчик ссылается на то, что ПЧ-1 по охране <адрес>, ПЧС-1 по охране <адрес>, ГУ «Отряд ГПС МЧС РФ по РД», реорганизованный в ГУ «ЦУС ФГС по РД», ГУ «ЦУКС МЧС России по РД», не предусмотрены в списке организаций (учреждений) дающих право на досрочное назначение пенсии.
Согласно справке, выданной ГУ МЧС России по РД ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., он действительно работает в системе Государственной противопожарной службы в 1 пожарно-спасательной части пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (<адрес> и <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ УГПС МВД РД от ДД.ММ.ГГГГ №) по настоящее время, и что указанная должность дает право на досрочное назначение ему страховой пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N400-03 «О страховых пенсиях РФ» и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В связи с чем он просит отменить решение пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии и назначить ему пенсию с момента его обращения.
В суде ФИО1 не присутствовал, просил рассмотреть дело без него.
Представитель ответчика ГУ ОПФР РФ по РД в <адрес>, представитель ОПФР РФ по РД ФИО4 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что комиссия по назначению пенсий ДД.ММ.ГГГГ вынесла решение об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии, мотивировав тем, что период его работы в ПЧ-1 по охране <адрес>, ПЧС-1 по охране <адрес>, ГУ «Отряд ГПС МЧС РФ по РД, реорганизованный в ГУ «ЦУС ФГС по РД», ГУ «ЦУКС МЧС России по РД», не входили и не входят в состав периода работы в МЧС России. В связи с чем доводы истца не обоснованы. Просит в иске отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав сторон, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно паспорту ФИО1 к моменту обращения к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением для назначения трудовой пенсии, имел возраст 50 лет.
Решением комиссии УПФР РФ по <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что период его работы в ПЧ-1 по охране <адрес>, ПЧС-1 по охране <адрес>, ГУ «Отряд ГПС МЧС РФ по РД», реорганизованный в ГУ «ЦУС ФГС по РД», ГУ «ЦУКС МЧС России по РД», не входили и не входят в состав периода работы в МЧС России.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. п. 18 п. 1 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании ч.3 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу п. п. 18 ст. 27 Федерального Закона Российской Федерации N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 385 "О федеральной противопожарной службе", федеральная противопожарная служба входит в систему Министерства РФ по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, личный состав федеральной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники); военнослужащих; лиц, не имеющих специальных или воинских званий. В федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы проходят также службу государственные гражданские служащие.
Статьей 8 Федерального закона N69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
Суд считает, что оспариваемое решение Управления ОПФ РФ по РД в <адрес> незаконно, стаж работы истца с 1992 г. в качестве пожарного (код 16781) в пожарно-спасательной следует включить в специальный трудовой стаж и возложить на ответчика обязанность назначить ему досрочную трудовую пенсию.
В соответствии с записями в трудовой книжке, ФИО1 имеет трудовую деятельность в следующих организациях:
ПЧ-1 по охране <адрес>, ПЧС-1 по охране <адрес>, ГУ «Отряд ГПС МЧС РФ по РД», реорганизованный в ГУ «ЦУС ФГС по РД», ГУ «ЦУКС МЧС России по РД».
Из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимой для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на работе по выслуге лет работников в должностях ГПС в соответствии со ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ГУ МЧС России по РД ФИО1 действительно работает в системе Государственной противопожарной службы – в 1 пожарно-спасательной части пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы (<адрес> и <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ и имеет стаж 28 лет 6 месяцев и 3 дня.
Согласно п. п.. 18 п. 1 ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 ст. 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" определено, что в Государственную противопожарную службу входит федеральная служба, структурно входящая в МЧС РФ, и служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
Таковым является Положение о федеральной противопожарной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 385, согласно которому федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами МЧС России.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 868 утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О пожарной безопасности" противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как следует из данных норм, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.
В соответствии со ст.5 указанного Федерального закона №69-ФЗ федеральная противопожарная служба включает в себя:
структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора (далее - органы государственного пожарного надзора);пожарно-технические, научные и образовательные организации, судебно-экспертные учреждения; пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в населенных пунктах (территориальные подразделения федеральной противопожарной службы); пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из письма на запрос от ДД.ММ.ГГГГ, Главное управление МЧС России по <адрес> сообщает, что до ДД.ММ.ГГГГ все пожарные части, дислоцированные на территории Республики Дагестан, входили в состав Управления Государственной противопожарной службы МВД Республики Дагестан. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании государственного управления в области пожарнойбезопасности» и указанием МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № УправлениеГосударственной противопожарной службы МВД Республики Дагестан вошло всостав Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Государственного Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 28 МЧС Дагестана реорганизовано в Республиканскую государственную службу по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Дагестан в пределах существующих штатной численности и фонда оплаты труда, в состав которого вошли отдельные пожарные части, дислоцированные на территории Республики Дагестан в томчисле. В соответствии с договором Правительства Республики Дагестан, Главногоуправления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О созданиитерриториальных подразделений Государственной противопожарной службы в<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ создано Государственное учреждение «ОтрядГосударственной противопожарной службы Министерства Российской Федерациипо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий по Республике Дагестан», в составкоторого вошли все пожарные части, входившие в состав СЧС Дагестана. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>» реорганизовано в Государственное учреждение «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по <адрес>». С ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное учреждение «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по <адрес>»переименовано в Государственное учреждение «Центр управления в кризисныхситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по<адрес>». С ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создано Государственное учреждение «Отрядфедеральной противопожарной службы по <адрес>», в состав котороговошли все пожарные части ГУ «ЦУКС МЧС России по <адрес>». С ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное учреждение «Отряд федеральнойпротивопожарной службы по <адрес>» переименовано в федеральноегосударственное казенное учреждение «Отряд федеральной противопожарнойслужбы по <адрес>». С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением коллегии МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ и приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № ФГКУ «Отряд ФПСпо РД» ликвидировано. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №«О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органовМЧС России все пожарно-спасательные части, которые входили в состав ФГКУ«Отряд ФПС по РД», вошли в состав Главного управления МЧС России по<адрес>. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной противопожарной службе Государственнойпротивопожарной службы» Федеральная противопожарная служба Государственнойпротивопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерациипо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий.
Исходя из этого письма, суд делает вывод, что ФИО1 является работником государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Деятельность ФИО1 с начала его трудовой деятельности с 1992 г. относится к структуре ГУ МЧС России по РД.
При этом характер работы, должностные обязанности, условия работы истца при смене наименований юридических лиц в системе МЧС России по РД не изменились.
Кроме того, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, предоставляемой в УПФР РФ по РД, у ФИО1 имеются особые условия труда у ФИО1 При наличии трудовой книжки установленного образца ФИО1, подтверждающей факт работы в определенных условиях и в определенной должности, действует презумпция занятости на работах с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня.
Принимая во внимание, что в трудовой книжке истца внесены все необходимые сведения о работе, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, подтверждены уточняющей справкой, а также то обстоятельство, что ответчиком не представлено каких-либо доказательств, опровергающих работу истца в должности «пожарного», суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворении требований истца.
Таким образом, при включении в подсчет специального стажа у истца на дату обращения в пенсионный орган имелся необходимый специальный стаж 25 лет.
Согласно ст. 22 Федерального Закона Российской Федерации N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5, 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ ему должна быть назначена пенсия.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение Управления ГУ- Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии ФИО1.
Обязать Отделение Пенсионного фонда России по <адрес> назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости со дня его обращения за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.К. Магомедова