Резолютивная часть
Дело № 2-2982/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.09.2020 г. г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре – Хабиевой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах инвалида первой группы Абдулганиевой Аньи Разаковны к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации г. Махачкалы включить с Абдулганиеву А.Р. в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований и.о. заместителя прокурора <адрес> к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении ФИО2 в единый список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обязании МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа «<адрес>» включить с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – отказать.
В окончательной форме решение суда будет изготовлено 17.09.2020.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев
Дело № 2-2982/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.09.2020 г. г. Махачкала
Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре – Хабиевой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах инвалида первой группы Абдулганиевой Аньи Разаковны к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации г. Махачкалы включить с Абдулганиеву А.Р. в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма,
УСТАНОВИЛ:
И.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО5 обратилась в суд с иском к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации <адрес> включить с ФИО2 в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой города проведена проверка по обращению инвалида 1 группы ФИО2 о нарушениях ее жилищных прав.
Установлено, что в мае 2003 года ФИО2 обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении ей жилья из муниципального жилого фонда.
Согласно письму заведующего отделом по учету, распределению, приватизации и обмену жилой площади администрации <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ №КП-57 ФИО2 включена в городской список остронуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.
Факт признания ФИО2 нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения ее в городской список граждан, остронуждающихся в улучшении жилья, подтверждается также письмом первого заместителя главы администрации <адрес> ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ №-А и информациями от ДД.ММ.ГГГГ №-о и ДД.ММ.ГГГГ №/к, поступившей в прокуратуру <адрес> по результатам рассмотрения обращения ФИО2
С 2003 года ФИО2 включена в список остронуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, но ввиду отсутствия финансирования администрацией <адрес> строительство муниципального жилья не ведется, нераспределенная жилая площадь в городском жилищном фонде не имеется, по мере освобождения жилья либо строительства муниципальных домов вопрос по обеспечению ФИО2 жильем будет решаться в порядке очерёдности.
Между тем, как следует из обращения ФИО2, поступившего в прокуратуру города ДД.ММ.ГГГГ, и подтверждается доводами, изложенными Управлением по жилищным вопросам администрации <адрес> (далее-Управление) в ответе на ее заявление, Управление не признает факт нахождения ФИО2 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и предлагает заявителю представить документы для рассмотрения вопроса о постановке на данный учет.
Указанные действия Управления по жилищным вопросам администрации <адрес> (ныне МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий») являются незаконными по следующим основаниям.
Просит суд признать незаконным бездействие МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в не включении ФИО2 в единый список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма обязать МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа «<адрес>» включить с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» представило возражения на исковое заявление, в котором просило об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В ходе проведения внутренней проверки в списках граждан принятых на учет ФИО2 не числится. На сегодняшний день в муниципальном списке <адрес>, граждан принятых на учет в соответствии со ст.2 п.2 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ № «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан», в очереди стоят 3 224 человека. В списке «О ветеранах, инвалидах и семьях имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет в муниципальном образовании <адрес>» до ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 01.02.2020г. в очереди стоят 774 человека. При проверке входящей корреспонденции поступающих заявлений в аппарат администрации <адрес> обращения ФИО2 не обнаружено.
В ходе рассмотрения дела представитель прокуратуры ФИО7, а также ФИО2 поддержали исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ФИО8 иск не признала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В Жилищном кодексе Российской Федерации (далее ЖК РФ), вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрен институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 ЖК РФ, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 52 ЖК РФ определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 статьи 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Между тем, доказательства, подтверждающие постановку в предусмотренном законом порядке ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а также доказательства ее обращения с заявлением о постановке на указанный учет (приложением документов, подтве6рждающих право состоять на данном учете), ни в период действия ЖК РФ, ни в период действия Жилищного кодекса РСФСР суду не представлены.
Доводы стороны истца о включении ФИО2 в городской список остронуждающихся в улучшении жилищных условий граждан суд признает несостоятельными, поскольку действующими (и действовавшими ранее) нормативными правовым актами ведение данного списка, как и обязательность предоставления жилого помещения лицам, включенным в данный список, не предусматривалась. Кроме того, суду не представлен данный список.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы к МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа «город Махачкала» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не включении Абдулганиевой Аньи Разаковны в единый список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обязании МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» администрации городского округа «город Махачкала» включить с 23.06.2003 Абдулганиеву Анью Разаковну в список граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма – отказать.
В окончательной форме решение суда изготовлено 17.09.2020.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев