Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о. Чапаевск Самарской области 14 июля 2023 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Викторовой О.А.,
при секретаре Шаталиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда Самарской области административное дело № 2А-50/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к ФИО5 о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
МИФНС №23 России по Самарской области обратилась в суд к ФИО2 с административным иском о взыскании задолженности по налогам.
С учетом уточнения требований, просили суд взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен>, пени за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен>, за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен>
В судебное заседание представитель административного истца – ФНС №23 России по Самарской области не явился, извещались надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик ФИО2 - извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица – <Данные изъяты> судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – <Данные изъяты> – в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд, изучив материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению.
Особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций закреплены в главе 32 КАС РФ.
Судом установлено, что ФИО2 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в качестве налогоплательщика налога на имущество физических лиц.
Согласно сведениям ЕГРН Росреестра на имя ФИО2 зарегистрировано право собственности на строение с кадастровым номером 63:10:0104003:1390.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Из материалов дела следует, что ФИО2 налоговым органом направлялось налоговое уведомление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об уплате налога на имущество за <Дата обезличена> год, в том числе, в отношении строения с кадастровым номером <Номер обезличен> (в размере <Номер обезличен> рублей). Также было направлено налоговое уведомление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> об уплате налога на имущество за <Дата обезличена> год, в том числе в отношении строения с кадастровым номером <Номер обезличен> (в размере <Номер обезличен> рублей).
Указанные требования исполнены ФИО2 частично – не произведена оплата налога за вышеназванное строение.
В этой связи ФИО2 налоговым органом направлено налоговое требование по состоянию на <Дата обезличена> об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере <Номер обезличен> рублей, пени в размере <Номер обезличен> в срок до <Дата обезличена> и налоговое требование по состоянию на <Дата обезличена> об уплате налога на имущество за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен> рублей в срок до <Дата обезличена>.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога на имущество в полном объеме Инспекция <Дата обезличена> обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 о взыскании образовавшейся задолженности.
Определением мирового суда от <Дата обезличена> судебный приказ в отношении ФИО2 отменен, что послужило основанием настоящего административного иска.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Так, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 397 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании п. п. 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки с физического лица в порядке и сроки, которые предусмотрены ст. 48 НК РФ.
При рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) судам необходимо проверять, не истекли ли установленные статьей 48 Налогового Кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный истец обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением в установленный законом срок – в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа.
При рассмотрении вопроса о соблюдении срока на обращение в мировой суд судом учитываются все налоговые требования, имеющиеся в деле.
Так, налоговым органом представлены требования от <Дата обезличена> со сроком исполнения <Дата обезличена> на сумму задолженности <Номер обезличен>; требование от <Дата обезличена> со сроком исполнения <Дата обезличена> на сумму задолженности по налогу <Номер обезличен>; требование от <Дата обезличена> со сроком исполнения <Дата обезличена> на сумму налога <Номер обезличен>; требование от <Дата обезличена> со сроком исполнения <Дата обезличена> на сумму задолженности в размере <Номер обезличен>.
Проанализировав данные требования, суд приходит к следующему.
Сумма задолженности в требованиях от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена> менее <Номер обезличен>. С учетом выставления требования от <Дата обезличена> сумма задолженности составляет менее <Номер обезличен> (изменения вступили в силу <Дата обезличена>), то есть налоговый орган не наделен бы правом на обращение в суд за взысканием образовавшейся задолженности.
С выставлением требования от <Дата обезличена> сумма задолженности по всем требованиям превысила <Номер обезличен>, в связи с чем налоговый орган обязан был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения данного требования, то есть до <Дата обезличена>.
Согласно входящему штампу на заявлении о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 заявление поступило в мировой суд <Дата обезличена>.
Таким образом, налоговым органом соблюден срок на обращение в суд с заявлением о взыскании образовавшейся задолженности с административного ответчика.
Административным ответчиком не представлено доказательств уплаты спорной задолженности, в связи с чем требования Инспекции законны и обоснованы.
Суд также полагает отметить следующее.
В материалы дела административным ответчиком представлены возражения и документы о несогласии с кадастровой стоимостью спорного имущества (гаража) и, как следствие, о несогласие с размером налога.
Вместе с тем, судом установлено, что в отношении спорного объекта применены результаты кадастровой оценки и кадастровая стоимость составляет <Номер обезличен> начиная с <Дата обезличена>. В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> кадастровая стоимость объекта составляла <Номер обезличен>, что и указано в налоговых уведомлениях Инспекции при исчислении налога на имущество.
Более того, спорный объект включен в Печень объектов, налоговая абаз которых определяется их кадастровой стоимостью.
В этой связи, при отсутствии иных данных о кадастровой стоимости спорного гаража, размер налога Инспекцией исчислен верно.
При этом суд отмечает, что административный ответчик не лишен права на обращение в суд с вопросом о снижении кадастровой стоимости и оспаривании нормативного акта (Перечня).
Нарушений прав административного ответчика суд не усматривает.
На основании изложенного, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании ст.114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере <Номер обезличен>., согласно п.1 ч. 1 ст.333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, <Дата обезличена> г.р. паспорт <Данные изъяты> в пользу МИФНС России <Номер обезличен> по <Адрес обезличен> задолженность по налогу на имущество физических лиц за <Дата обезличена> год в размере в размере <Номер обезличен>, пени за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен>, по налогу на имущество физических лиц за <Дата обезличена> год в размере <Номер обезличен>
Взыскать с ФИО2, <Дата обезличена> г.р. <Данные изъяты> в доход государства госпошлину в размере <Номер обезличен> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Чапаевского городского суда О.А. Викторова
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>.