Дело №2а-2575/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2017 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Абдрахмановой Е.О., с участием прокурора Душковой К.Б., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Димитровграда Ульяновской области, Баскову Н. Н.чу, Кряжеву Ю. В., Беловой Е. А., Рыбкиной Е. А., обществу с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие», обществу с ограниченной ответственностью «Финсервис», Занченко И. В., Габунову Н. Р., некоммерческому партнерству «Содействие развитию торгового комплекса «СоцГород», Богданову А. М., Иванову В. Е., Епифановой Т. В., Пимонову А. Ю., Есипенко А. А.чу о понуждении к проведению категорирования объекта, разработке и согласованию паспорта безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование своих требований сославшись на то, что по результатам проведенной прокуратурой проверки по соблюдению законодательства о противодействии терроризму установлено, что ответчики являются собственниками нежилого помещения – здания торгового центра «СоцГород», расположенного по адресу: г.Димитровград, пр.Ленина, 23В, включенное в перечень мест массового пребывания людей в пределах территории г.Димитровграда. Таким образом, ответчики в силу ч.3.1 ст.5 Закона №35-ФЗ обязаны обеспечить выполнение требований к его антитеррористической защищенности. В нарушение вышеуказанных требований законодательства на момент проверки обследование и категорирование торгового центра «СоцГород» не проведено, паспорт безопасности не составлен и с уполномоченными органами не согласован.
Просит обязать администрацию г.Димитровграда, ответчиков в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести категорирование объекта, разработать и согласовать с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий паспорт безопасности торгового центра «СоцГород», расположенного по адресу: г.Димитровград, пр. Ленина, 23В.
В судебном заседании старший помощник прокурора Душкова К.Б. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию г. Димитровграда организовать мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а собственникам здания в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести категорирование объекта, разработать и согласовать паспорт безопасности торгового центра «СоцГород», расположенного по адресу: г.Димитровград, пр. Ленина, 23В. Суду дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г.Димитровграда Ульяновской области Шулимова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании согласилась с уточненными административными исковыми требованиями.Суду пояснила, что паспорт безопасности утверждается главой города, в полномочия администрации указанные функции не входят.
Административные ответчики Басков Н.Н., Кряжев Ю.В., Белова Е.А., Рыбкина Е.А., Занченко И.В., Габунов Н.Р., Богданов А.М., Иванов В.Е., Епифанова Т.В., Пимонов А.Ю., Есипенко А.А., представители административных ответчиков ООО «Автотранспортное предприятие», ООО «Финсервис», некоммерческое партнерство «Содействие развитию торгового комплекса «СоцГород», представители заинтересованных лиц отдела в г. Димитровграде УФСБ России по Ульяновской области, Межмуниципального Отдела МВД России «Димитровградский», Димитровградского Отдела вневедомственной охраны- филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Ульяновской области, Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Ульяновской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены. От Димитровградского Отдела вневедомственной охраны- филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Ульяновской области поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, от Габунова Н.Р. поступил отзыв на административное исковое заявление, от МО МВД России «Димитровградский» поступил отзыв на исковое заявление.
В соответствии со ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса и исследовав материалы дела, суд находит уточненные административные исковые требования прокурора г.Димитровграда обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Пунктом 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в качестве одного из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации установлен приоритет мер предупреждения терроризма.
Частью 3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" предусмотрено, что Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса);
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 (ред. от 22.07.2017) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" установлен порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В силу ч.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 организационные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей осуществляются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, на которых расположены соответствующие места массового пребывания людей.
На основании ч.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В связи с указанным Главой администрации г.Димитровграда 25.02.2016 по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утвержден перечень мест массового пребывания людей в пределах территории г.Димитровграда, включающий в себя <данные изъяты> объект: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, ТЦ «СоцГород», <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д. 6).
Судом установлено, что собственниками здания торгового центра «СоцГород» являются ответчики – Басков Н.Н., Кряжев Ю.В., Белова Е.А., Рыбкина Е.А., общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие», общество с ограниченной ответственностью «Финсервис», Занченко И.В., Габунов Н.Р., некоммерческое партнерство «Содействие развитию торгового комплекса «СоцГород», Богданов А.М., Иванов В.Е., Епифанова Т.В., Пимонов А.Ю., Есипенко А.А., что подтверждается сообщениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 27.11.2017, а потому в силу ч.3.1. ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ указанные лица обязаны обеспечить выполнение требований к его антитеррористической защищенности.
С учетом изложенного, доводы административного ответчика Габунова Н.Р., отраженные в отзыве на административный иск, согласно которым он считает требования незаконными и не подлежащими удовлетворению в части понуждения к указанным действиям его, являются несостоятельными.
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Согласно п.7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В силу п.п. «б» п.13 Концепции одним из направлений предупреждения (профилактики) терроризма является осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Согласно п. «а» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что административный ответчик - администрация города Димитровграда Ульяновской области является юридическим лицом, которое создано 01.07.2002. Основным видом деятельности юридического лица является деятельность органов местного самоуправления районов, городов, внутригородских районов, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно ч.6, ч.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий. Для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - комиссия).
В состав комиссии включаются правообладатель места массового пребывания людей, представители территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (по согласованию), территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При необходимости к работе комиссии привлекаются представители собственников объектов, которые располагаются в границах места массового пребывания людей либо в непосредственной близости к нему (ч.9 Постановления №272).
В соответствии с п.13 Постановления № 272 Результаты работы комиссии в 10-дневный срок со дня обследования оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в произвольной форме, содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении месту массового пребывания людей соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями.
Общий вывод о достаточности антитеррористической защищенности места массового пребывания людей делается в случае, если установленные требования к физической охране, оборудованию средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны места массового пребывания людей выполнены в соответствии с его категорией.
Акт обследования и категорирования места массового пребывания людей составляется в 6 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей (далее - паспорт безопасности).
При наличии разногласий между членами комиссии по вопросам категорирования места массового пребывания людей решение принимается в ходе согласительного совещания большинством голосов членов комиссии с решающим голосом председателя комиссии. Неурегулированные разногласия включаются в акт обследования и категорирования места массового пребывания людей с указанием особых мнений членов комиссии.
На основании п.14 Постановления №272 на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В настоящее время на территории г.Димитровграда функционирует межведомственная комиссия по обследованию мест массового пребывания людей, созданная постановлением Главы г.Димитровграда от 25.02.2016 №* (в ред.постановления от 10.01.2017 №*).
Согласно Положению о Межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей на территории города Димитровграда Ульяновской области основными задачами Комиссии являются организация проведения категорирования и оформление паспортов безопасности мест массового пребывания людей на территории города Димитровграда Ульяновской области; оценка состояния антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; организация мероприятий по антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; организация взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Ульяновской области, органами местного самоуправления, антитеррористической комиссией г.Димитровграда Ульяновской области, правообладателями мест массового пребывания людей, по вопросам обследования, категорирования и проверки мест массового пребывания людей на территории города; выявление и устранение факторов, способствующих совершению в местах пребывания людей террористических актов, и угроз террористического характера (раздел 2 Положения).
Проверкой, проведенной прокурором г.Димитровграда установлено, что административными ответчиками не проведено обследование и категорирование торгового центра «СоцГород», паспорт безопасности не составлен и с уполномоченными органами не согласован, что может создать значительные трудности для оперативного реагирования и оценки антитеррористической обстановки в случае возникновения чрезвычайной ситуации, что может повлечь за собой гибель людей, имущества, значительные затраты государства на ликвидацию последствий, которые можно предотвратить или минимизировать при соблюдении требований законодательства.
На период рассмотрения дела в суде, разработанный и утвержденный паспорт безопасности объекта ответчиками не представлен.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что уточненные административные исковые требования прокурора о понуждении администрации г.Димитровграда организовать мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а Баскова Н.Н., Кряжева Ю.В., Белову Е.А., Рыбкину Е.А., ООО «Автотранспортное предприятие», ООО «Финсервис», Занченко И.В., Габунова Н.Р., некоммерческое партнерство «Содействие развитию торгового комплекса «СоцГород», Богданова А.М., Иванова В.Е., Епифанову Т.В., Пимонова А.Ю., Есипенко А.А. провести категорирование объекта, разработать и согласовать паспорт безопасности торгового центра «СоцГород», расположенного по адресу: г.Димитровград, пр. Ленина, 23В подлежат удовлетворению.
При этом административным ответчикам необходимо предоставить время для добровольного исполнения решения суда, а именно в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненный административный иск прокурора г.Димитровграда удовлетворить.
Обязать администрацию г. Димитровграда Ульяновской области организовать мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей – торгового центра «СоцГород».
Обязать Баскова Н. Н.ча, Кряжева Ю. В., Белову Е. А., Рыбкину Е. А., общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие», общество с ограниченной ответственностью «Финсервис», Занченко И. В., Габунова Н. Р., некоммерческое партнерство «Содействие развитию торгового комплекса «СоцГород», Богданова А. М., Иванова В. Е., Епифанову Т. В., Пимонова А. Ю., Есипенко А. А.ча в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести категорирование объекта, разработать и согласовать с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий паспорт безопасности торгового центра «СоцГород», расположенного в г.Димитровграде, пр.Ленина, д.23 В.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 18 декабря 2017 года.
Судья С.В. Тудиярова