Решение по делу № 2-3700/2016 ~ М-2934/2016 от 05.04.2016

решение суда составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Подольский городской суд Московской области

В составе председательствующего судьи Митрофановой Т.Н.

При секретаре судебного заседания Левшиной Н.Е.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбаковой К. Н. к Администрации Городского округа Подольск о взыскании среднего месячного заработка за период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией предприятия,

УСТАНОВИЛ

Рыбакова К.Н. с учетом уточнения требований (л.д. 20) обратилась в суд с иском к Администрации Городского округа Подольск и просит взыскать с ответчика средний месячный заработок за второй и третий месяцы трудоустройства со дня увольнения в размере 29 982,07 рублей.

Истец мотивирует свои требования тем, что состояла в трудовых отношениях с МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Подольского муниципального района», откуда ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен в связи с ликвидацией работодателя. При увольнении истцу было выплачено выходное пособие и среднемесячный заработок на период трудоустройства за первый месяц. Однако, средний месячный заработок за второй и третий месяцы трудоустройства до настоящего времени не выплачен, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.

Истец - Рыбакова К.Н. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик - представитель Администрации Городского округа Подольск Звягина Е.В., действующая по доверенности в судебное заседание явился, заявленные требования о взыскании заработной платы за второй признает, за третий месяц не признает, поскольку истец является пенсионером (л.д. 21).

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено:

ДД.ММ.ГГГГ Рыбакова К.Н. была принята на должность уборщицы МКУ «Управление по обеспечению деятельности администрации Подольского муниципального района», что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.10-12).

Приказом №106 от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с Рыбаковой К.Н. расторгнут по основаниям пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ в связи с ликвидацией юридического лица (л.д.6), с приказом об увольнении истец ознакомлен, трудовая книжка истцом была получена и расчет при увольнении, выходное пособие выплачены.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ Московской области «Подольский ЦЗН» принято решение №1730 о сохранении среднего месячного заработка истца за третий месяц со дня увольнения (л.д.5).

Указанное решение ответчиком не оспорено, о чем они представили заявление (л.д. 21).

Согласно представленному расчету, среднедневной заработок истца составил 731,27 рублей (л.д.3,4).

На обращение истца к ответчику (л.д. 7,8) о выплате среднего месячного заработка за второй месяц со дня увольнения, получен отказ, мотивированный отсутствием финансирования (л.д. 9).

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (статья 46, часть 1), в том числе закрепленных статьей 37 Конституции Российской Федерации прав в сфере труда.

Целями трудового законодательства, в соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации, являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Государство гарантирует обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод.

Пунктом 1 части 1 статьи 81 ТК РФ установлено, что «Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем».

В соответствии со статьей 178 ТК РФ «При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен».

Законом Московской области от 22 мая 2015 г. N 81/2015-ОЗ в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городской округ Подольск, городской округ Климовск, городское поселение Львовский Подольского муниципального района, сельское поселение Дубровицкое Подольского муниципального района, сельское поселение Лаговское Подольского муниципального района и сельское поселение Стрелковское Подольского муниципального района преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование и наделено вновь образованное муниципальное образование статусом городского округа (Городской округ Подольск).

В силу пункта 5 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования».

Согласно пункту 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 922, «Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате».

Учитывая, что Управление по обеспечению социальных гарантий и охране труда Администрации города Подольска ликвидировано, а с 01 января 2016 года Администрация Городского округа Подольск является правопреемником Администрации города Подольска Московской области, обязанность по выплате среднего месячного заработка должна быть возложена на ответчика - Администрацию Городского округа Подольск.

Согласно правовой позиции Конституционного суда, отраженной в определении от 29.11.2012 N 2214-О «Социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации), предопределяет необходимость создания определенных гарантий реализации конституционных прав граждан в сфере труда. Конституция Российской Федерации, относя к числу конституционных прав в данной сфере право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3), исходит из того, что стабильная занятость является необходимым условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Это требует от законодателя установления мер, направленных на оказание содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости, а также минимизацию негативных последствий, которые могут наступить для гражданина в результате потери работы.

При осуществлении соответствующего правового регулирования законодатель, действующий в рамках своих дискреционных полномочий, должен учитывать, что увольнение работника может быть результатом реализации не только его конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, но и права работодателя на осуществление эффективной экономической деятельности и рациональное управление имуществом (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации), предполагающего возможность самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).

Предоставляя работодателю как субъекту, организующему трудовую деятельность и использующему труд работников, правомочия в сфере управления трудом, законодатель вправе предусмотреть и правовые гарантии защиты прав работников в сфере труда. Однако при этом в силу требований статей 2, 7, 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в целях обеспечения баланса конституционных прав и свобод работников и работодателей, являющегося необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляющего основу для справедливого согласования прав и интересов сторон трудового договора посредством соответствующего правового регулирования, он не вправе устанавливать для работодателя такие обязанности, исполнение которых предполагает несоразмерное конституционно значимым целям ограничение свободы его экономической (предпринимательской) деятельности.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Реализация им указанных полномочий в сфере управления трудом может повлечь за собой необходимость расторжения трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Предоставление работодателю права расторгнуть трудовой договор по указанному основанию предполагает и возложение на него обязанности по соблюдению определенных законодателем правовых гарантий защиты увольняемого работника от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы. К их числу относятся установленные статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации выплата каждому увольняемому работнику выходного пособия в размере среднего месячного заработка, а также сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть первая), и, кроме того, сохранение в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения он обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть вторая).

Сама по себе обязанность работодателя осуществлять указанные выплаты в пользу работника, уволенного в связи с сокращением численности или штата, не предполагает несоразмерное конституционно значимым целям ограничение свободы экономической (предпринимательской) деятельности работодателя и учитывает баланс интересов сторон трудового договора.

Как следует из части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату. При этом законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.

По смыслу оспариваемого законоположения, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного.

Решение же органа службы занятости населения о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения может быть обжаловано работодателем в судебном порядке.

При рассмотрении этой категории споров суды, действуя сообразно аутентичной воле федерального законодателя, выраженной в части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, обязаны на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия оценивать обжалуемое решение органа занятости населения с точки зрения его правомерности и обоснованности, устанавливая, исследуя и анализируя при этом всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (статьи 10, 118 и 120 Конституции Российской Федерации)».

При таких обстоятельствах, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности и во взаимосвязи с нормами трудового законодательства, учитывая наличие всех указанных в пункте 2 статьи 178 ТК РФ оснований, а так же то, что ответчик не оспаривает решение о сохранении среднего месячного заработка истца за третий месяц со дня увольнения, о чем представлено письменное заявление (л.д. 21), с ответчика Администрации Городского округа Подольск в пользу истца подлежит взысканию средний месячный заработок за второй и третий месяцы трудоустройства - февраль и март 2016 года в размере 29 982,07 рублей (731,27 рублей * 20 рабочих дней за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 14 625,40; 731,27 рублей * 21 рабочий день с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 15 356,67 рублей).

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПКРФ, суд

РЕШИЛ

Взыскать с Администрации Городского округа Подольск в пользу Рыбаковой К. Н. средний месячный заработок за второй и третий месяц после увольнения в размере 29 982 рубля 07 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца, с принесением апелляционной жалобы через Подольский городской суд.

Председательствующий судья     Т.Н. Митрофанова

2-3700/2016 ~ М-2934/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рыбакова Клавдия Николаевна
Ответчики
Администрация Подольского муниципального района
Администрация г.о.Подольск
МКУ "Управление по обеспечению деятельности Администрации Подольского района"
Суд
Подольский городской суд Московской области
Судья
Митрофанова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
podolsky--mo.sudrf.ru
05.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2016Передача материалов судье
06.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2016Подготовка дела (собеседование)
26.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2016Судебное заседание
08.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2016Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее