Дело № 2-709/2019
УИД 24RS0032-01-2018-004534-44
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2019 года г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Гинтера А.А.,
с участием истца Никаноровой В.А. и ее представителя – адвоката Брехунова А.Н.,
представителя ответчика Нечаевой Л.А. – Терентьева Д.С.,
при секретаре Новиковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никаноровой ВА к Нечаевой ЛА, нотариусу Кирилловой Вере Валентиновне и администрации г. Красноярска о признании недействительным ордера, о признании недействительным договора на передачу жилого помещения в собственность от 24.04.2006 года, заключенного между Муниципальным образованием – город Красноярск и Нечаевой ЛА, о включении жилого помещения в состав наследства,
УСТАНОВИЛ:
Никанорова В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Нечаевой Л.А., нотариусу Кирилловой В.В. и администрации г. Красноярска о признании сделки недействительной, включении имущества в наследственную массу.
Требования мотивированы тем, что 25.10.2016 года умер К, который приходился Никаноровой В.А. отцом. После его смерти, нотариусом Кирилловой В.В. по заявлению Кротовой Н.М. было заведено наследственное дело. 09.09.2018 года истцу стало известно от Кротовой Н.М. о том, что в 1995 году К в порядке очереди предоставлена в бессрочное и безвозмездное пользование квартира, расположенная по адресу: *, в которой он состоял на регистрационном учете с 07.10.1998 года по 11.02.2005 года. Вместе с тем из документов на спорную квартиру следует, что 28.02.2005 года администрацией Ленинского района г. Красноярска на имя Нечаевой Л.А. был выдан ордер * о предоставлении ее семье права на вселение в 1 комнату *, на основании распоряжения * от 28.02.2005 года. 24.04.2006 года между администрацией г. Красноярска и Нечаевой Л.А. был заключен договор на передачу жилого помещения в собственность, на основании которого Нечаева Л.А. приобрела спорное жилое помещение. Вместе с тем, ранее наследодателю спорная квартира была предоставлена в период работы в организации Автобаза № 1, являвшейся структурным подразделением «Сибхимстрой». Сведения об изъятии из владения К указанной квартиры и передачи её Нечаевой Л.А. отсутствуют. Выдача ордера Нечаевой Л.А. и последующая передача квартиры в собственности ответчика, без согласия Кротова А.Ф., повлекли уменьшение наследственной массы, что нарушает права Никаноровой В.А. как наследника.
Никанорова В.А. просит признать недействительной сделку, а именно ордер *, выданный 28.02.2005 года администрацией Ленинского района г. Красноярска на имя Нечаевой ЛА. Признать недействительной сделку, а именно договор на передачу жилого помещения в собственность от 24.04.2006 года, заключенный между Муниципальным образованием – город Красноярск, в лице исполнительного органа администрации г. Красноярска и Нечаевой ЛА. Обязать нотариуса Кириллову Веру Валентиновну включить в состав наследства, оставшегося после смерти К однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: *, жилой площадью 16,5 кв.м.
В судебном заседании истец Никанорова В.А. и ее представитель – адвокат Брехунов А.Н. (по ордеру * от 18.12.2018 года) исковые требования поддержали полностью, по основаниям указанным в иске, настаивали на удовлетворении по заявленным требованиям и тем сторонам, к которым они предъявлены. Никанорова В.А. суду пояснила, что отец добровольно снялся с регистрационного учета из *, споров относительно вселения и регистрации в указанном жилом помещении не было. Наследодатель реализовал право на однократную бесплатную приватизацию.
Ответчик Нечаева Л.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Терентьеву Д.С. (по доверенности от 26.11.2018 года), который в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований, просил отказать в их удовлетворении, кроме того, заявил ходатайство о пропуске срока исковой давности в связи с тем, что сделка была совершена в 2005 году, и прошло уже более 10 лет.
Ответчик – нотариус Кириллова В.В. и ее представитель Власова М.В. (по доверенности от 30.01.2019 года) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик администрация г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, заявлений, ходатайств не представил.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Кротова Н.М., администрация Ленинского района г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, заявлений, ходатайств не представили.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 7 вышеназванного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.
В силу положений ст. 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
По смыслу положений Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилое помещение может быть передано в собственность лицам, имеющим право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, и не использовавшим право приватизации.
На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами.
Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе (п. 2 ст. 166 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из объяснений сторон и их представителей, а также доказательств представленных в материалы дела, судом установлено, что Никанорова В.А. и Нечаева Л.А. являются дочерями К, умершего 25.10.2016 года.
Согласно сведениям, предоставленным врио нотариуса Нотариальной палаты Красноярского края Кирилловой В.В. - Власовой М.В., следует, что в производстве нотариальной конторы имеется наследственное дело * в отношении имущества К Наследниками, обратившимися за принятием наследства являются: супруга наследодателя – Кротова Н.М., дочери – Нечаева Л.А. и Никанорова В.А. Свидетельства о праве на наследство не выдавались.
В состав наследства на момент его открытия, вошла: доля в квартире, расположенной по адресу: *; нежилое помещение (гараж), расположенный по адресу: *. Квартира, расположенная по адресу: *, в состав наследства не входит, поскольку на вещном праве не принадлежала наследодателю.
Согласно выписки из домовой книги Нечаева Л.А. была зарегистрирована в спорном жилом помещении с 13.12.1995 года в качестве квартиросъемщика. 28.02.2005 года Нечаевой Л.А. был выдан ордер * на право занятия жилого помещения, расположенного по адресу: *, в ордер также включен её сын - Н
24.04.2006 года между администрацией г. Красноярска и Нечаевой Л.А. заключен договор на передачу жилого помещения в собственность граждан, согласно которому в собственность Нечаевой Л.А. безвозмездно было передано вышеуказанное жилое помещение. На момент приватизации ответчиком – Нечаевой Л.А., её отец К, в соответствии с договором на передачу квартиры в собственность граждан от 25.01.1995 года реализовал свое право на однократную бесплатную приватизацию. На основании договора К, Кротовой Н.М. и Н в порядке приватизации передано жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: *.
К был зарегистрирован в спорном жилом помещении с 07.10.1998 года по 11.02.2005 года, а затем встал на регистрационный учет по адресу: *.
В последующем Нечаева Л.А распорядилась принадлежащей ей квартирой, расположенной по адресу: *.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что спорное жилое помещение на момент открытия наследства, К не принадлежало. При жизни наследодатель не оспаривал выдачу Нечаевой Л.А. ордера в 2005 году. Добровольно, после реализации права на однократную бесплатную приватизацию и выдачи ордера в подтверждение права пользования квартирой *, снялся с регистрационного учета. При таких обстоятельствах наследодатель не имел право на приобретение спорной квартиры в собственность, следовательно, оснований у наследников оспаривать выдачу ордера 28.02.2005 года администрацией Ленинского района г. Красноярска на имя Нечаевой Л.А. и требовать признания недействительным договора на передачу жилого помещения в собственность от 24.04.2006 года в соответствии со ст. 1112 ГК РФ и Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не имеется. Таким образом, исковые требования Никаноровой В.А. о признании недействительным выдачу ордера * от 28.02.2005 года администрацией Ленинского района г. Красноярска на имя Нечаевой Л.А., признании недействительным договора на передачу жилого помещения в собственность от 24.04.2006 года заключенного с Нечаевой Л.А., о включении в состав наследства однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: *, удовлетворению не подлежат.
Более того, истицей пропущен срок исковой давности об оспаривании сделок. Наследодатель при жизни вышеуказанные сделки не оспаривал, что не влечет изменения сроков исковой давности, а также порядка их исчисления, для его наследников. Тот факт, что К знал о совершаемых сделках, подтверждается вышеприведенными фактическими обстоятельствами дела
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Никаноровой ВА к Нечаевой ЛА, нотариусу Кирилловой Вере Валентиновне и администрации г. Красноярска о признании недействительным ордера, о признании недействительным договора на передачу жилого помещения в собственность от 24.04.2006 года, заключенного между Муниципальным образованием – город Красноярск и Нечаевой ЛА, о включении жилого помещения в состав наследства, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца через Ленинский районный суд г. Красноярска, со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Гинтер