РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2017 года в городе Новый Уренгой Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Сметаниной О. Ю., при секретаре Шик О. Ю., с участием истца Новокрещенова С. В., истицы Левдар Ю. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1583/2017 по иску Новокрещенова С.В., Левдар Ю.Г., Новокрещенова А.С. к администрации города Новый Уренгой о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке,
установил:
Новокрещенов С. В., Левдар Ю. Г., действующие также в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО5, а также Новокрещенов А. С. обратились в суд с иском к администрации города Новый Уренгой с требованиями о предоставлении благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма во внеочередном порядке. Иск мотивирован тем, что Новокрещенов С. В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Новый Уренгой, <адрес>, семья истцов имеет регистрацию по месту жительства по указанному адресу. Иным жильём истцы на территории г. Новый Уренгой и за его пределами не обеспечены. Распоряжением администрации города Новый Уренгой от 25 мая 2016 года, в составе пяти человек, семья истцов принята на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением администрации города Новый Уренгой от 20 декабря 2011 года № 2542-р жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Занимаемое истцами жилое помещение находится в крайне непригодном состоянии, не отвечает предъявленным к жилым помещениям требованиям и представляет особую опасность для их жизни и здоровья, при этом мероприятия по поддержанию дома в надлежащем состоянии собственником не ведутся. На обращение к ответчику с просьбой о предоставлении семье истцов другого жилого помещения, им было отказано на том основании, что переселение граждан из указанного дома будет осуществлено впоследствии. На основании изложенного, ссылаясь на ст.ст. 57, 86-89 ЖК РФ, истцы считают, что они имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В связи с чем просили обязать администрацию города Новый Уренгой предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и нормам, на условиях договора социального найма, согласно установленной норме предоставления, общей площадью не менее 75 м2.
В судебное заседание истец Новокрещенов А. С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие данного лица.
Истцы Новокрещенов С. В., действующий также в интересах Новокрещенова А. С. на основании доверенности, Левдар Ю. Г. на удовлетворении заявленных требований настаивали, в обоснование своей позиции привели доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрация города Новый Уренгой Галимова Л. Ф. (действующая на основании доверенности № 103 от 13 декабря 2016 года, выданной сроком до 31 декабря 2017 года) требования иска не признала. Привела доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, в которых право истцов на предоставление благоустроенного жилого помещения не оспаривала, однако считала, что требования заявлены преждевременно. Указала, что семья истцов состоит в списках малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Однако, полагает, что вне зависимости от того, что истцы состоят на учёте граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, предоставление им жилья вне очереди нарушит права иных граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В 2011 году <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу, включён в адресный перечень домов, признанных аварийными и подлежащих расселению.
Заслушав участников судебного заседания, исследовав и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию Социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (ст. 40).
Ст. 1 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище. Органы местного самоуправления на основании ст.ст. 2 и 14 ЖК РФ в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, посредством предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ст. 7 ЖК РФ, права и обязанности участников жилищных правоотношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Как установлено, жилой <адрес> в городе Новом Уренгое является муниципальной собственностью.
Истцы проживают в <адрес> в городе Новом Уренгое на основании договора социального найма [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 5-8).
Распоряжением администрации города Новый Уренгой от 20 декабря 2011 года жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. П. 2 данного распоряжения на департамент имущественных отношений администрации города Нового Уренгоя возложена обязанность осуществить мероприятия по переселению законного проживающих граждан из данного дома до 2015 года. Мероприятия по сносу дома в соответствии с п. 3 распоряжения должны осуществляться МКУ «УМХ» после исполнения п. 2 распоряжения.
Постановлением главы администрации города Новый Уренгой № 203 от 5 октября 2015 года указанный дом включён в адресный перечень домов, признанных аварийными и подлежащими расселению и сносу в 2015-2025 годах.
Семья истцов в составе пяти человек принята на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список внеочередников малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства в г. Новый Уренгой.
Из материалов дела также следует, что использование для дальнейшего проживания жилого помещения, занимаемого истцами на условиях социального найма, не возможно. Проживание в жилом доме несёт опасность для их жизни и здоровья, так как существует возможность обрушения здания в связи с его непригодным состоянием, в этой связи требуется остановка его эксплуатации.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением межведомственной комиссии [суммы изъяты] от 19 октября 2011 года; актом визуального обследования технического состояния объекта [суммы изъяты], составленным ГУП ЯНАО «ОЦТИ» 26 апреля 2011 года; актом осмотра технического состояния дома от 18 февраля 2011 года, составленным ОАО «Уренгойжилсервис»; экспертным заключением [суммы изъяты] от 5 октября 2011 года, составленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии я ЯНАО в г. Новый Уренгой»; заключением службы жилищного надзора ЯНАО о техническом состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме <данные изъяты> от 29 мая 2006 года; информационным письмом главного государственного инспектора г. Новый Уренгой по пожарному надзору от 21 апреля 2011 года; актами обследования инженерных сетей и сантехоборудования, составленным ОАО «УЖС» 26 мая 2010 года, 25 февраля 2011 года; актом осмотра электорооборудования дома от 1 марта 2011 года.
Доказательств, свидетельствующих об улучшении технического состояния дома на сегодняшний день, ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Согласно ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
При установленных обстоятельствах, поскольку истцы приняты на учёт малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма, при этом, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о невозможности использования для дальнейшего проживания жилого помещения занимаемого истцами на условиях социального найма, то у органа местного самоуправления в силу приведённых положений ЖК РФ возникла обязанность предоставить им на состав семьи жилое помещение по договору социального найма в связи с признанием занимаемого жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.
При этом, приведённый довод представителя ответчика о том, что предоставление жилья истцам во внеочередном порядке нарушит права и законные интересы иных граждан, состоящих в очереди и признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, необоснованны, поскольку жилое помещение должно быть предоставлено истцам вне очереди, что не предполагает включения в какие-либо списки.
Далее, согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии со ст. 28 - 5 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» нанимателю, проживающему в жилом помещении, подлежащем сносу, предоставляется другое жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 28 – 5 указанного Закона, нанимателю, принятому по месту жительства на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчёт нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем по месту жительства на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
В этой связи, поскольку истцы приняты на учёт в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма, а занимаемое ими жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, то в силу приведённых выше положений норм жилищного законодательства и Закона ЯНАО, семья Новокрещеновы-Левдар подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке в размере общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, которая в соответствии с решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 28 сентября 2005 года № 64 составляет 15 м2.
Таким образом, в целях защиты жилищных прав истцов, гарантированных им статьёй 40 Конституции Российской Федерации и предусмотренных ст. 57 ЖК РФ, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск Новокрещенова С.В., Левдар Ю.Г., Новокрещенова А.С. удовлетворить.
Обязать администрацию города Новый Уренгой предоставить Новокрещенову С.В., Левдар Ю.Г., Новокрещенову А.С., ФИО4, ФИО5 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 75 м2, расположенное в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 24 марта 2017 года путём подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Председательствующий: