Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2017 года <адрес>
Сухобузимский районный суд в составе председательствующего судьи Кузнецовой С.А., при секретаре ФИО2,
с участием прокурора <адрес> Савицкого А.Б.,
истца ФИО1, представителя истца Скрибана В.А., ответчика ФИО4, представителя ответчика ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения» <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заявление мотивировано тем, что истец приказом директора ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № был уволен по п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности) с ДД.ММ.ГГГГ, с чем он не согласен. В п.1 части II раздела 8 по графе 6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п <адрес> «Об утверждении нормативов штатной численности краевых учреждений социального обслуживания» присутствует должность заведующий хозяйством в количестве 1 штатной единицы. Так как МБУ «КЦСОН» <адрес> руководствуется данным постановлением при утверждении штатной численности, ему не понятны основания, по которым было произведено сокращение его должности. В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата его информируют о вакантной должности специалиста по социальной работе на текущую дату, а не предлагают. В справках о наличии вакансий от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ он дает согласие работать в должности специалиста по социальной работе, но после его третьего согласия директор направила ему письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором просит предоставить документ согласно профессиональным стандартам специалиста по социальной работе, утверждены приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н по пункту требования к образованию и обучению: высшее или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности, хотя директору ответчика известно о наличии у него среднего профессионального образования, так как диплом находился в отделе кадров в личном деле. Также ей известно, что он обучается в педагогическом университете по специальности «социальная работа» на 3 курсе. Его не принимают на должность специалиста по социальной работе, а увольняют. После предупреждения о сокращении он обращался к директору с заявлением о приятии его на должность специалиста по социальной работе в <адрес>, которая временно освободилась в связи с переводом Нестеренко на должность заведующего отделением, после чего Нестеренко сразу была переведена на должность специалиста по социальной работе с доплатой за работу заведующего отделением. В течение двух месяцев после предупреждения о сокращении он неоднократно обращался к директору принять его на любую другую работу, согласен был на временную, но получал отказ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о переводе его на должность социального работника, так как с этой должности уволилась его жена, и в это время, до ДД.ММ.ГГГГ, она отрабатывала двухнедельный срок, на что также получил отказ. Также в это время с должности социального работника уволилась ФИО5, но на эту должность принят был другой человек. Он считает, что директор изначально планировала сократить не его должность, а конкретно его, к тому же ему не понятны основания сокращения. Считает, что фраза - проведение организационно-штатных мероприятий, указанная в уведомлении и предстоящем сокращении, должна быть обоснована. Просит восстановить его на работе в должности заведующего хозяйством, отменив приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О прекращении трудового договора в связи с сокращением численности». Взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, а также компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель Скрибан В.А. исковые требования подержали в полном объеме, дополнили, что обязанность работодателя заключается в том, что бы предлагать работнику должность которого подлежит сокращению, другую имеющуюся вакантную должность, соответствующую его квалификации, а не уведомлять о наличии вакантных должностей без учета его квалификации. Действие работодателя по уведомлению его о наличии вакантной должности специалиста по социальной работе, без письменного предложения занять ему имеющуюся вакантную должность, следует рассматривать как попытку придания видимости соблюдения права работника, предусмотренного трудовым законодательством, о чем свидетельствует отказ работодателя перевести его на должность специалиста по социальной работе, после того, как он выразил на это свое согласие, мотивируя отказ тем, что уровень его образования не соответствует требованиям, предусмотренным профессиональным стандартам.
Представители ответчика ФИО4, ФИО7 исковые требования не признали, представили возражения в письменном виде, согласно которым, действительно Постановлением <адрес> №-п «Об утверждении нормативов штатной численности краевых учреждений социального обслуживания» от ДД.ММ.ГГГГ, принят и утвержден норматив штатной численности краевых учреждений социального обслуживания, в разделе 8 Приложения к которому указано, что в комплексных центрах социального обслуживания населения предусмотрена должность заведующего хозяйством 1 штатной единицы. Вместе с тем, в п.1.1. Постановления рекомендовано главам городских округом и муниципальных районов края организовать работу по приведению штатной численности муниципальных учреждений социального обслуживания в соответствии с нормативами, утвержденными настоящим Постановлением. На местах главы муниципальных районов доводят до сведения данный норматив штатной численности, а учредитель- Управления социальной защиты населения согласовывают штатные расписания комплексных центров. Согласно п.1.2 Устава ответчика полномочия учредителя ответчика от имени муниципального образования <адрес> осуществляет Управление социальной защиты населения администрации <адрес>. Согласно п.3.7 Устава, директор учреждения в силу своей компетенции разрабатывает и утверждает структуру и штатное расписание учреждения, положения о структурных подразделениях учреждения и его филиалах, по согласованию с учредителем, в порядке установленном муниципальным правовыми актами района. Вместе с тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ министерством социальной политики края проведена выездная проверка, составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что в штатном расписании Учреждения имеются должности: заведующего хозяйством и юрисконсульта (аппарат), которые не отвечают требованиям рационального использования трудовых функций, поскольку нуждаемость в них по фактической занятости в трудовой деятельности отсутствует. Также отсутствие обоснованной трудовой занятости данных должностей подтверждается фотографиями рабочего времени. С учетом результатов проверки и с учетом организации и координации деятельности учреждения с учредителем было согласовано проведение сокращения штата работников МБУ «КЦСОН» <адрес> по должностям: заведующего хозяйством и юрисконсульта. Изменение норматива штатной численности Учреждения должно быть, прежде всего, связано с улучшением организации и выполнения бюджетным учреждением муниципального задания на оказание социальных услуг населению и др. В должностные обязанности заведующего хозяйством входит: обеспечение хозяйственного обслуживания помещений учреждения, разработка планов по текущему и капитальному ремонту основных фондов, организация проведении ремонта, обеспечения учреждения мебелью, организация хранении инвентаря, вывоза макулатуры, мусора, прочих отходов, ведение необходимой документации, своевременное обеспечение работников учреждения канцелярскими принадлежностями. В ходе проверки установлено, что трудовая деятельность заведующего хозяйством при 40-часовой рабочей неделе заключается, в основном, в ежемесячной передаче показаний и актов в энергосберегающие ресурсные организации (энергосбыт).Снижение трудовой занятости заведующего хозяйством произошло, в том числе, по причине того, что в конце 2014 года упразднено из Учреждения отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, которое размещалось в <адрес>, в здании 1960 г. постройки. Так, у ответчика осталось только одно помещение в <адрес>, где Учреждение фактически располагается. В этом же здании располагается и Управление социальной защиты населения. С учетом оценки рабочего времени по должности заведующего хозяйством, с учетом имеющихся заключенных договоров по обслуживанию учреждения, в части бытово-хозяйственной направленности, ответчик пришел к выводу о необходимости в целях оптимизации деятельности учреждения исключить из штатной численности должность заведующего хозяйством. О предстоящем увольнении ФИО11 уведомлен за два месяца, до него доводились имеющиеся вакансии, в том числе, и вакансии с местом работы в других местностях. В справках о наличии вакансии специалиста по социальной работе отделения срочного социального обслуживания (Шилинская сельская администрация) ФИО11 указал о согласии в случае доставки его до рабочего места служебным транспортом. На что ему были даны ответы о том, что доставка работников ответчика служебным транспортом до места работы не предусмотрена локальными актами Учреждения; кроме того, соискатель должен иметь высшее (бакалавриат, специалист) или среднее профессиональное образование либо профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности. От ФИО11 поступало заявление о переводе на должность специалиста по соц. работе (<адрес>) на период времени отсутствующего работника Нестеренко, по которому ему бы дан ответ, где у ФИО11 истребовались данные по образованию, предусмотренные «Профессиональным стандартом специалиста по социальной работе». ФИО11 в период с 31.10.2016г. о ДД.ММ.ГГГГ находился в учебном отпуске, и в первый рабочий день по выходу из учебного отпуска (ДД.ММ.ГГГГ) представил заявление о переводе его на должность социального работника в <адрес>. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанной вакантной должности не имелось, истцу был дан соответствующий ответ, произведен полный расчет, он был ознакомлен с приказом об увольнении. Полагает, что при проведении процедуры увольнения ФИО1 по основанию сокращения штатной численности не допущено нарушений действующего трудового законодательства, в связи с чем, оснований для удовлетворения его требований не имеется.
<адрес> считает, что увольнение истца проведено с соблюдением трудового законодательства, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, заключение прокурора, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.34 и ч.2 ст.35 Конституции Российской Федерации, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Согласно п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской федерации трудового кодекса РФ» при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Согласно ст.180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан передоложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Истец ФИО1 была принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ в муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» <адрес> (МБУ «КЦСОН» <адрес>) в аппарат центра на должность заведующего хозяйством, что подтверждается трудовым договором №, заключенным между истцом и ответчиком - работодателем ДД.ММ.ГГГГ, из трудового договора следует, что договор является договором по основной работе, заключен на неопределенный срок, а также сведениями из трудовой книжки истца.
Согласно штатному расписанию ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласованному с Учредителем – Управлением социальной защиты населения администрации <адрес> в лице руководителя, в штате ответчика имеется одна штатная единица заведующего хозяйством.
ДД.ММ.ГГГГ директором МБУ «КЦСОН» <адрес> издан приказ №-ОД «О сокращении штатной численности», согласно которому необходимо с ДД.ММ.ГГГГ сократить численность и штат работников МБУ «КЦСОН» <адрес> и исключить из штатного расписания учреждения должности юрисконсульта (аппарат) и заведующего хозяйством по одной штатной единице. В срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить, утвердить и согласовать новое штатное расписание, которое будет действовать с ДД.ММ.ГГГГ. В срок до ДД.ММ.ГГГГ известить органы службы занятости о предстоящем высвобождении работников; подготовить уведомления о сокращении численности и штата работников и ознакомить персонально под роспись каждого работника, подлежащего увольнению; начиная с ДД.ММ.ГГГГ предлагать работникам, подлежащим увольнению, в соответствии с их квалификацией другую работу (а при отсутствии - любую нижестоящую или нижеоплачиваемую должность) при наличии вакантных должностей.
Согласно приказу директора МБУ «КЦСОН» <адрес> №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в штатное расписание» утвердить с ДД.ММ.ГГГГ новое штатное расписание со следующими изменениями: исключить должность «Юрисконсульт II категории» из административно управленческого аппарата в количестве 1,0 штатной единицы; исключить должность «Заведующий хозяйством» из вспомогательного и обслуживающего персонала в количестве 1,0 штатной единицы.
В соответствии с пунктом 3.7 Устава МБУ «КЦСОН» <адрес> директор учреждения в силу своей компетенции разрабатывает и утверждает структуру и штатное расписание учреждения, положения о структурных подразделениях учреждения и его филиалах, по согласованию с Учредителем, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами <адрес>.
Учредителем ответчика является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет от имени муниципального образования <адрес> Управление социальной защиты населения администрации <адрес> (п.1.2 Устава ответчика).
Согласование ответчика с учредителем проведения сокращения штата работников по должностям заведующего хозяйством и юрисконсульта подтверждаются представленными доказательствами: обращением ответчика к Учредителю ДД.ММ.ГГГГ, обращением Учредителя к главе администрации района с анализом штатной численности ответчика с просьбой согласовать проведение сокращения штата в МБУ «КЦСОН» <адрес>, письмом Учредителя к ответчику от 04.07.2016г. о согласовании проведения сокращения штата работников по указанным должностям.
Из акта выездной плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ Министерства социальной политики <адрес>, которая была поведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБУ «КЦСОН» <адрес> следует, что трудовая деятельность заведующего хозяйством ФИО1 при 40-часовой рабочей неделе заключается в основном, в ежемесячной передаче показаний и актов в энергообеспечивающие ресурсные организации (энергосбыт). В связи с чем, рекомендовано УСЗН, осуществляющему функции и полномочия учредителя КЦСОН, в целях организации надлежащего исполнения государственных полномочий по социальному обслуживанию граждан обеспечить приведение в соответствие действующему законодательству локальных актов, документации, а также штатного расписания КЦСОН на основании анализа эффективности деятельности работников и расстановки штата КЦСОН, рассмотрев целесообразность исключения из штатного расписания необходимого количества штатных единиц должностей социальных работников, юриста и заведующего хозяйством.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, в котором указано, что с ДД.ММ.ГГГГ занимаемая им должность заведующего хозяйством будет сокращена. Также указано о приложении справки о наличии вакансий а также о том что в случае его отказа от перевода на предложенную в связи с появлением вакансии должность и по истечении двух месяцев со дня получения настоящего уведомления трудовой договор с ним будет прекращен в соответствии с п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ с выплатой выходного пособия в размере среднемесячного заработка.
В приложенной справке о наличии вакансий указана должность специалиста по социальной работе (отделение срочного социального обслуживания, Шилинская сельская администрация), требования об образовании – высшее профессиональное или среднее профессиональное. В указанной справке ФИО1 осуществлена запись следующего содержания: «согласен в случае с доставкой до рабочего места (имелось ввиду <адрес>) служебным транспортом».
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истцу для сведения представлялись аналогичные справки, с указанием той же вакантной должности, на которых ФИО1 собственноручно указывал, что он согласен, при условии доставки на рабочее место служебным транспортом.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работодателем был дан ответ о том, что доставка служебным транспортом до места работы не предусмотрена, кроме того, до ДД.ММ.ГГГГ ему было предложено предоставить документ, согласно профессиональным стандартам специалиста по социальной работе, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н по пункту требования к образованию и обучению: высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности.
Сведений о предоставлении соответствующих документов истцом ответчику в судебное заседание не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ от истца работодателю поступило заявление о переводе его на должность специалиста по социальной работе (<адрес>) на период временно отсутствующего работника ФИО8, на что ему также было предложено предоставить документ, согласно профессиональным стандартам специалиста по социальной работе, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н по пункту требования к образованию и обучению: высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо профессиональная переподготовка в соответствии с профилем деятельности.
По поводу временно отсутствующего работника Нестеренко, ответчик пояснил, что должность ФИО8 –специалиста по социальной работе не была вакантна, поскольку ФИО8 была переведена на должность заведующего отделением временно (поскольку работник – заведующий отделением находился в декретном отпуске), а через месяц Нестеренко была переведена на свою должность – специалиста по социальной работе, ФИО11 к этому времени не был сокращен.
ДД.ММ.ГГГГ (по выходу из учебного отпуска, что не отрицается самим истцом) истец подал ответчику заявление с просьбой перевести его на должность социального работника в <адрес> в связи с сокращением его должности. На что ему был дан ответ об отсутствии вакантной должности социального работника со состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ с истцом был расторгнут трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением численности.
Согласно штатному расписанию ответчика, согласованному с Учредителем и утвержденному приказом ответчика №-ОД от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в учреждении не имеется должности заведующего хозяйством.
При принятии решения, суд принимает во внимание, в том числе, то, что работодателю принадлежит право определять необходимую численность и штат работника.
Судом принимаются доводы ответчика и доказательства, представленные в обоснование доводов о законности увольнения истца в связи с сокращением численности. Установлено, что было принято решение о сокращении одной штатной единицы должности заведующего хозяйством. Истец был своевременно уведомлен о предстоящем сокращении численности (более чем за два месяца), он уведомлялся о наличии вакантной должности, указывал на согласие занять указанную должность, но с условием, которое не могло быть выполнено работодателем (доставлять служебным транспортом к месту работы в другой населенный пункт), о чем истцу было известно. Истцом не отрицалось, что им получены необходимые выплаты в связи с увольнением по сокращению численности. Также истцом не отрицалось что в период, предстоящий увольнению, он работал по совместительству в общеобразовательной школе.
Судом не установлено нарушений требований трудового законодательства при увольнении истца в связи с сокращением численности. Доводы истца о том, что после его увольнения в Учреждении появлялись вакантные должности, но они не были предложены ему, несостоятельны, поскольку установлено, что на момент его увольнения вакантных должностей, соответствующей его квалификации, либо нижестоящих или нижеоплачиваемых должностей не имелось. Также несостоятельны доводы истца об отсутствии предложения со стороны работодателя перевести его на должность, с которой увольнялась его супруга ФИО9, поскольку (как пояснил ответчик и не оспаривалось истцом) её увольнение произошло после увольнения истца, ДД.ММ.ГГГГ, она работала на 0,5 ставки, после увольнения её 0,5 ставки были распределены между другими социальными работниками, должность не была вакантной. Истец также не мог был переведен на освободившуюся ДД.ММ.ГГГГ должность инженера-программиста, на которую был принят специалист на 0,5 ставки по совместительству, поскольку не обладает соответствующим образованием, предъявляемым к соискателю на указанную должность, на которую был принят специалист ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в тот период, когда должность истца –заведующий хозяйством, не была сокращена, что подтверждается документами, представленными ответчиком.
Принимая во внимание, что представленные ответчиком документы и доказательства свидетельствуют о проведении процедуры сокращения численности в соответствии с законом, оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению «Комплексный центр социального обслуживания населения» <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение одного месяца через Сухобузимский районный суд.
Судья
Копия верна:
Судья Сухобузимского
районного суда С.А. Кузнецова