Дело № 2-941/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2013 года город Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Завьялова О.М.
секретаря Аксеновой А.А.
с участием представителя истца помощника прокурора Дзержинского района г. Перми Шишкина Д.А., представителя ответчика Печникова В.Н., действующего на основании доверенности от 25.02.2013 года, представителя ответчика Шамота О.Б., действующей на основании доверенности от 10.01.2013 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района г. Перми предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Пермский маргариновый завод» об обязании создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд и иском, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Пермский маргариновый завод» (далее - ОАО «Пермский маргариновый завод») об обязании создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Свои требования мотивирует тем, что согласно сведениям представленным начальником Главного управления МЧС России по Пермскому краю Поповым О.В. от Дата ОАО «Пермский маргариновый завод» относится к категории организаций, осуществляющих эксплуатацию потенциально опасных объектов, на которых не созданы локальные системы оповещения в соответствии с действующим законодательством. Дата года прокуратурой Дзержинского района г. Перми вносилось представление директору ОАО «Пермский маргариновый завод» с требованием устранить нарушения Федерального закона «О гражданской обороне», Федерального закона «О промышленной безопасности и опасных производственных объектах», но до настоящего времени локальная система оповещения не создана. По требованию прокуратуры района ... Отделом надзорной деятельности г. Перми по Дзержинскому району в августе Дата проведена внеплановая проверка ОАО «Пермский маргариновый завод». По результатам проверки было установлено отсутствие локальной системы оповещения, ОАО выдано предписание №Дата об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в срок до Дата года. Учитывая положения Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 27.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства РФ от 01.03.1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» ответчик, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий которые могут выходить за пределы объектов ответчика и создавать угрозу жизни и здоровью людей, обязан создать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществляется на действующих потенциально опасных объектов, осуществляющих хозяйственную деятельность - за счет собственных средств этих объектов. ОАО «Пермский маргариновый завод» разработан проект по внедрению локальной системы оповещения, но локальная система оповещения до настоящего времени не создана, указанное предписание не исполнено. В нарушение указанных требований закона на прилегающей к ОАО «Пермский маргариновый завод» территории отсутствует локальная система оповещения, с целью предупреждения населения об опасности аварии. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении права граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании представитель истца на иске настаивал. Требования просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что представители ответчика не отрицают о необходимости создания локальной системы оповещения. Прокуратурой вносилось представление об устранение выявленного нарушения в связи с отсутствием локальной системы оповещения у ответчика, также сотрудники МЧС неоднократно проводили проверку и выносили предписания, однако до настоящего времени локальная система оповещения фактически не создана. Работы, выполняемые ответчиком по созданию локальной системы оповещения, не завершены. Предоставленные представителями ответчика документы не свидетельствуют о завершении работ локальной системы оповещения. Таким образом, требования прокурора не исполнены в связи с чем иск подлежит удовлетворении.
Представитель ответчика Шамота О.Б. иск не признал, по доводам, изложенным в письменном возражении. Дополнительно суду пояснял, что в Дата году с советом директоров были согласованы сметы на разработку и внедрение локальной системы оповещения, а так же подана заявка на выделение денежных средств. В Дата году был заключен договор с ЗАО «ТехноПол» на проектирование локальной системы оповещения, однако реализацию проекта пришлось приостановить поскольку завод находился на грани ликвидации. Дата года после проведения проверки надзорными органами МЧС в адрес предприятия было внесено предписание о внедрении локальной системы оповещения к Дата года. Проведя дополнительные переговоры с ЗАО «ТехноПол» был заключен договор и установлен график выполнения работ по установке локальной системы оповещения, договор предполагает ... этапов по выполнению работ, окончательный этап определен датой Дата года. График проведения работ был составлен из реальных возможностей монтажа локальной системы оповещения. На сегодняшний день завершен второй этап, перешли на ... этап проведения работ. О проведении работ по установке локальной системы оповещения уведомляются МЧС и Прокуратура. В настоящее время на предприятии уже установлены шкафы, завезли стойки, также с Дата года, начинается ... этап установки локальной системы оповещения. Три этапа уже пройдены. В течение 2-3 дней произойдет установка громкоговорителей. Работы производятся с опережением сроков. Все действия согласовываются с руководством, так как руководство заинтересовано в более быстрой и качественной установке локальной системы оповещения. Готовы предоставить сведения о проделанной работе прокуратуре. Учитывая данные обстоятельства, в удовлетворении требований просит отказать.
Представитель ответчика Печников В.Н. исковые требования не признал, по доводам, изложенным в письменном возражении, дополнительно суду пояснял, что проект локальной системы оповещения полгода находился на согласовании в МЧС, заводом был проведен конкурс на монтаж локальной системы оповещения, тендер выиграла компания ЗАО «ТехноПол», данная компания 13 лет на рынке, с этой компанией был заключен договор, они также являются поставщиками оборудования. О каждом этапе проведения работ информируется соответствующие органы. Согласование и подписание актов выполненных работ по монтажу локальной системы оповещения происходит в г. Нижний Новгород, так как там находиться совет директоров ОАО «Пермский маргариновый завод». В настоящее время МЧС установлен новый срок устранения нарушения по созданию локальной системы оповещения. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третьи лица Главное управление МЧС России по Пермскому краю, Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Пермскому краю № ... Отдел по Дзержинскому району г. Перми своих представителей в судебное заседание не направили, о дне и времени судом извещались надлежащим образом.
Ранее в предварительном судебном заседании представитель третьих лиц Кузнецов М.А., действующий на основании доверенности № № от Дата года, суду пояснял, что на основания требования прокуратуры в августе ... года была проведена внеплановая проверка ответчика на предмет создания ответчиком локальной системы оповещения. По результатам проверки было вынесено предписание и установлен срок установки локальной системы оповещения до Дата года. Вначале Дата года вновь была проведена проверка в порядке контроля, по результатам которой ответчику был установлен новый срок выполнения работ по созданию локальной системы оповещения до Дата. Проект локальной системы оповещения и её установка были согласованы с МЧС. На момент проведения проверки в Дата у ответчика отсутствовало оборудование, однако работы проводились, о чем предоставлялись документы. В настоящее время срок по предписанию установки системы локального оповещения ответчику продлен до сентября Дата.
Суд, установив позицию сторон, исследовав материалы дела, исследовав материалы дела № № об административном правонарушении в отношении ОАО «Пермский маргариновый завод» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к следующему выводу.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Статья 14 данного закона возлагает на организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязанность в том числе создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Система оповещения в силу Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006 №422/90/376, представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения.
Системы оповещения создаются: на объектовом уровне – локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта) (п. 4 Положения о системах оповещения населения).
Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 6 Положения о системах оповещения населения).
Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения (п. 7 Положения о системах оповещения населения).
Из материалов дела следует, что ОАО «Пермский маргариновый завод» является юридическим лицом о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за № № от Дата года (л.д. ...).
В Дата года в адрес директора ОАО «Пермский маргариновый завод» прокуратурой Дзержинского района г. Перми с целью устранения нарушений требований предусмотренных Федеральным законом от Дата года № № «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» внесено представление из которого следует, что в нарушение норм указанных законов на прилегающей к ОАО «Пермский маргариновый завод Сдобри» территории локальная система оповещения, для предупреждения населения об опасности в случае возникновения аварии, отсутствует (л.д. ...).
В Дата года прокуратурой Дзержинского района г. Перми в адрес исполняющего обязанности 4 ОНД по Дзержинскому району г. Перми и Пермскому муниципальному району было направлено требование об организации внеплановой проверки соблюдения требований законодательства о промышленной безопасности и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ОАО «Пермский маргариновый завод «Сдобри»» (л.д. ...).
Согласно акта проверки № № от Дата проведенной заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Перми по Дзержинскому району подполковником внутренней службы Утемовым К.М., и государственным инспектором по пожарному надзору г. Перми по Дзержинскому району старшим лейтенантом внутренней службы Кузнецовым М.А. в ОАО «Пермский маргариновый завод» были выявлены нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно на предприятии отсутствовала локальная система оповещения (л.д. ...).
По результатам проверки Дата ОАО «Пермский маргариновый завод» старшим инспектором ... ОНД г. Перми по Дзержинскому району старшим лейтенантом внутренней службы Кузнецовым М.А. было внесено предписание № согласно которого на ОАО «Пермский маргариновый завод» возлагалась обязанность создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях в срок до Дата (л.д. ...). Кроме того, в отношение ОАО «Пермский маргариновый завод» был составлен протокол № от Дата по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (материал №). Постановлением Мирового судьи судебного участка № ... Дзержинского района г. Перми Рыбаковой Л.В. от Дата по делу об административном правонарушении № ОАО «Пермский маргариновый завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа (материал №).
24.12.2002 года МЧС РФ утверждены Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения, согласно которым (п.2.2.8) зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта: в районах размещения ядерно - и радиационно опасных объектов - в радиусе 5 км вокруг каждого из объектов (включая поселок у объекта); в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг каждого из объектов; в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от каждого объекта.
В силу Методических рекомендаций… создание локальной системы оповещения - составная часть комплекса мероприятий гражданской обороны, проводимых с целью защиты персонала каждого потенциально опасного объекта, а также проживающего в районе его размещения населения, локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурной службы потенциально опасного объекта, технических средств оповещения, сетей вещания и линий связи.
Мероприятия по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения проводятся под руководством руководителей этих объектов, являющихся по должности начальниками гражданской обороны (НГО), с участием органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации или города (городского района), а также соответствующих служб оповещения и связи гражданской обороны (п. 4.1 Методических рекомендаций…).
В соответствии с п. 4.4 Методических рекомендаций... в плане мероприятий по созданию локальной системы оповещения весь период работ целесообразно разделить на три этапа: подготовка к проектированию и проектирование локальной системы оповещения - 4 - 8 месяцев; проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ - 8 - 12 месяцев; приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО - 4 - 8 месяцев.
На первом этапе: разрабатывается техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения; определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ; проводятся проектные работы; осуществляется приемка и утверждение проекта (п. 4.5).
Как следует из материалов дела в соответствии с положениями, предусмотренными п. п. 4.6 - 4.13 Методических рекомендаций… ОАО «Пермский маргариновый завод» разработано и согласовано с начальником Главного управления МЧС России по Пермскому краю - Поповым О.В., руководителем проектной организации генеральным директором ЗАО «Компания ТехноПол» - Деменевым С.И., начальником штаба ГО и ЧС ОАО «Пермский маргариновый завод» - Чемодуровым В.П., начальником отдела связи ГУ МЧС России по Пермскому краю - Мальцевым А.И., а также утверждено исполнительным директором ОАО «Пермский маргариновый завод» - Кулинченко В.В. Техническое задание на создание локальной системы оповещения ОАО «Пермский маргариновый завод». Также утверждены и согласованы указанными уполномоченными лицами рабочие проекты локальной системы оповещения ОАО «Пермский маргариновый завод» №
Согласно договора № от Дата года на монтаж локальной системы оповещения на предприятии ОАО «Пермский маргариновый завод» заключенного между ОАО «Пермский маргариновый завод» и ЗАО «Компания ТехноПол», подрядчик ЗАО «Компания ТехноПол» во исполнение договора обязуется выполнить, на основании согласованного с ГУ МЧС и утвержденного заказчиком ОАО «Пермский маргариновый завод» проекта № – ЛСО, следующие работы: осуществить поставку оборудования; смонтировать и произвести пуско-наладку локальной системы оповещения ГО и ЧС; сдать систему в эксплуатацию. Согласно приложения № к данному договору срок выполнения работ определен датой Дата (л.д. ...). Во исполнение указанного договора ОАО «Пермский маргариновый завод» произведена предоплата выполняемых работ, а также оплата оборудования локальной системы оповещения, что подтверждается платежными поручениями № от Дата, № от Дата. Согласно актов выполненных работ № от Дата, № от Дата, счет фактуры № № от Дата ЗАО «Компания ТехноПол» во исполнение обязательств по договору № от Дата ОАО «Пермский маргариновый завод» произведена поставка оборудования локальной системы оповещения (л.д. ... ).
Также из материалов дела следует, что по результатам контрольных мероприятий проведенных по предписанию № от Дата, старшим инспектором ... ОНД г. Перми по Дзержинскому району старшим лейтенантом внутренней службы Кузнецовым М.А. ОАО «Пермский маргариновый завод» вынесено новое предписание № от Дата об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, выразившихся в отсутствии системы локальной системы оповещения. Срок исполнения предписания до Дата (л.д. ...).
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела предприятие ОАО «Пермский маргариновый завод» приступило к созданию локальной системы оповещения. Основания для дополнительного возложения на ответчика обязанности по созданию локальной системы путем судебного акта, не имеется, поскольку предмет иска в данном случае на настоящее время отсутствует.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований прокурора Дзержинского района г. Перми предъявленных к ОАО «Пермский маргариновый завод» об обязании создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления прокурора Дзержинского района г. Перми предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Пермский маргариновый завод» обязать Открытое акционерное общество «Пермский маргариновый завод» создать локальную систему оповещения о чрезвычайных ситуациях – отказать.
Решение в течение одного месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья – подпись
...
Судья О.М. Завьялов
Решение в окончательной форме изготовлено 27.03.2013 года