Дело номер 2-237/2017
Решение в окончательной форме
изготовлено 02 мая 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2017 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В.Луханиной,
при секретаре Д.Г. Латкине,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству Обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации <адрес> Алтайского края о признании решения частично недействительным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Алейский городской суд с исковым заявлением о признании решения частично недействительным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ он и его супруга занимают жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>. Зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилье было предоставлено как военнослужащему. На ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет составила 23 года. В связи с чем полагает, что имеет право на приватизацию жилого помещения. Супруга не желает участвовать в приватизации жилого помещения. При сборе документов на приватизацию обнаружил, что согласно п. 175 приложения № к решению Исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, данная квартира включена в список служебных квартир. Указанное обстоятельство в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» препятствует приватизации жилого помещения. Полагает, что указанное решение в описательной части недействительным, поскольку квартира на момент принятия оспариваемого решения была не свободна, что является нарушением установленного законом порядка отнесения жилых помещений к специализированному фонду.
Поскольку на момент принятия оспариваемого решения истец уже проживал в спорной квартире, не являвшейся на тот момент служебной, то статус фактически несвободного жилого помещения не мог быть изменен в последующем, соответственно, решение в оспариваемой части является незаконным.
Распоряжением Правительства Российской Федерации номер 1779-р от 11 октября 2011 года военный городок города Алейска исключен из состава закрытых военных городков Российской Федерации. Поскольку истец вселился в жилое помещение в установленном законом порядке, по договору социального найма, право на приватизацию им не использовано, указанная квартира на момент его вселения служебной не являлась, военный городок, где он проживал, исключен из состава закрытых военных городков РФ, МО РФ иным жилым помещением он не обеспечен, полагает, что за ним должно быть признано право собственности на спорную квартиру.
Просит признать пункт № приложения № к решению Исполнительного комитета Алейского городского ФИО10 народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № о включении квартиры № дома № по Гвардейской <адрес> в список служебных квартир недействительным.
Признать ФИО1, приобретшим право пользования квартирой № дома № <адрес> на условиях социального найма.
Признать за ФИО1, право единоличной собственности в порядке бесплатной приватизации на однокомнатную благоустроенную квартиру № дома № по <адрес> на четвертом этаже многоквартирного жилого дома, общей площадью 30,20 кв.м., жилой площадью 17,50 кв.м.
В судебном заседании истец ФИО1, третье лицо ФИО8, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить. ФИО8 в судебном заседании указала, что не желает участвовать в приватизации, так как у нее имеется жилая площадь.
Представитель истца ФИО1 и третьего лица ФИО8 – ФИО6 в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что они просят удовлетворить их требования, в редакции, которая сформулирована в исковом заявлении. Поскольку одним из ответчиков заявлено о пропуске исковой давности, в данном случае полагает разрешить данный вопрос следующим образом. Сформулированы ряд требований к нескольким ответчикам, при этом требование о признании решения частично недействительным заявлено к Администрации г.Алейска. Таким образом, говоря о том, что в данном случае пропущен срок исковой давности или не пропущен, нужно устанавливать данный факт в соответствии с соответствующим Постановлением Пленума ВС РФ. Надлежащим ответчиком в этой части является Администрация г.Алейска, которая не предъявила никаких возражений по данному поводу, не заявила о применении срока исковой давности. При таких обстоятельствах, заявление другого ответчика, требования к которому по данному поводу не предъявлены, не имеет правового значения для решения вопроса, о применении срока исковой давности. Т.е. в данном случае просит обратить внимание на то, что применять исковую давность по требованию представителя МО РФ по иску в части признания решения частично недействительным, невозможно, так как такое заявление может быть сделано только Администрацией г.Алейска. Относительно заявленных исковых требований полагает, что статус жилого помещения после фактического вселения гражданина в указанное жилое помещение, не может быть изменен. В данном случае необходимо руководствоваться именно требованиями законодательства, а не судебными актами, прецедентным правом, которые приняты ВС РФ, по разным делам. При таких обстоятельствах, установлен тот факт, что ФИО1 вселился в жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ, когда указанная квартира не была включена в число служебных, именно это основание является доказательством того, что он имеет право на оспаривание указанного решения, поскольку на момент принятия решения квартира была фактически не свободна. С учетом изложенного, все остальные требования, подлежат удовлетворению. В ряде возражений перепутаны даже фактические обстоятельства, в данном случае никем не оспорен тот факт, что ФИО1, как по ранее действующему, так и по ныне действующему законодательству имел право на получение жилья от Министерства обороны РФ. Установлено, что истец предоставленным таким ему правом не воспользовался. Факт наличия в совместной собственности жилья, которое было приобретено на добрачные деньги супругой ФИО9, абсолютно не говорит о том, что он лишен возможности получения жилья от Министерства обороны РФ. При таких обстоятельствах полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Представители ответчиков - Министерства обороны РФ, Департамента жилищного обеспечения МО РФ, Департамента имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, Администрации г. Алейска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
В отзыве на исковое заявление представитель Департамента жилищного обеспечения МО РФ указывает на то, что истцом не доказано что он имеет право пользоваться спорным жилым помещением на условиях социального найма, а именно, не доказано, что он признавался нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма (в жилых помещениях фонда социального использования), а также не доказано, что уполномоченным на то органом принималось решение о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма. Кроме того с истцом не заключался договор социального найма жилого помещения. Истец проживает в служебном помещении, в связи с чем данное жилое помещение не подлежит приватизации. Как следует из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на спорное жилое помещение, он является служебным, кроме того, он выдан не Администрацией <адрес>, а Министерством обороны СССР и в частности, КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа. Обращают внимание суда на то, что служебный ордер № от ДД.ММ.ГГГГ выданный ФИО1 никем не оспаривался и не признавался недействительным. Выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона). Распоряжением Правительства РФ номер 1779-р от 11 октября 2011 года военный городок <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков, однако до 01 июня 2000 года Правительство РФ распоряжений по утверждению Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков не издавало. Военный городок в <адрес> не момент предоставления спорного жилого помещения истцу является закрытым военным городком, так как имел систему пропусков. Кроме того он находился при воинской части специального назначения - воинской части Ракетных войск стратегического назначения. Таким образом, истцу предоставлялось спорное жилое помещение в закрытом военном городке, а следовательно жилое помещение предоставлялось как служебное. При этом утрата военным городком, в котором находится жилое помещение, статуса закрытого, не влечет прекращение статуса служебного жилого помещения. Как следует из приложенной к исковому заявлению копии ордера от ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу в <адрес>, т.е. спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 для прохождения по месту военной службы. Таким образом, истец с членами семьи утратили право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>. Истец не имеет права проживания в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма. Так как спорная квартира является федеральной собственностью, то решение должно приниматься в порядке, установленном МО РФ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в силу п. 48 и 22 Положения, введенного приказом Министра обороны СССР от 18 ноября 1975 года номер 285. Кроме того, наличие решения уполномоченного органа о включении спорной квартиры в число служебных, при наличии не признанного недействительным служебного ордера на жилое помещение, не свидетельствует о возникновении между сторонами правоотношений по договору социального найма. Обращают внимание на то, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушений порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит. Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ. Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3,4 ст. 49 ЖК РФ). Следовательно, истец не приобрел права пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. Просят отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть гражданское дело в отсутствии их представителя.
Представитель Администрации г. Алейска в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просят рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Представитель ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ в возражении от ДД.ММ.ГГГГ указывают на то, что с требованиями истца они не согласны, считают их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Действовавшие на момент издания Администрацией <адрес> решения № от ДД.ММ.ГГГГ нормативные правовые акты, а также действующие в настоящее время Жилищный кодекс РФ, Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 года номер 42, не предусматривают в качестве последствий несоблюдения требования о регистрации квартиры в органе, осуществляющем учет жилых помещений в качестве служебного, утрату жилым помещением статуса служебного (специализированного) жилого помещения. При таких обстоятельствах полагают, что законных оснований для отмены Постановления Администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГГГ №, не имеется. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч.1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Таким образом, считают, что у истца отсутствуют основания на признание Постановления Администрации о включении жилого помещения в число служебных незаконным, подлежащим отмене и признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Также указывают на то, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан. Полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность в порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года номер 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооружённых Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года номер 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации», возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, и его региональные управления, в частности ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Рассматривая дела по приватизации жилых помещений, предоставленных военнослужащим, следует руководствоваться и применять нормы Федерального закона номер 76-ФЗ, также это однозначно означает, что не все военнослужащие могут приватизировать жилые помещения. Только те, которые заключили контракт, начиная с 1998 года. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено ФИО1 и членам его семьи на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако истцом не представлены документы, подтверждающие отношение истца к МО РФ, отсутствует выписка из послужного списка. Никаких документов оформленных, в установленном порядке, на отказ от участия в приватизации ФИО1, в суде не представлены. Кроме того, согласно выписки Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии за истцом числится жилое помещение, расположенное в <адрес>. Что также в свою очередь подтверждает статус истца не нуждающегося в жилом помещении. Считают, что для прекращения права на квартиру расположенную по адресу: г. Алейск, <адрес> ее приватизации необходимо проверить законность предоставления жилого помещения на основании ордера, отсутствие иной собственности, жилищных сертификатов полученных от Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года номер 76-ФЗ, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. При этом, согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением на безвозмездной основе от Министерства обороны Российской Федерации предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. При этом согласно нормам жилищного законодательства и законодательства о приватизации, для заключения договора найма и регистрации перехода прав собственности, гражданин должен предоставить документы (справку), подтверждающие не использование своего права приватизации по всей России, то есть из каждого субъекта федерации. Однако истцом предоставлена выписка по Алейскому району. Более того, жилые помещения жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильём (служебным или постоянным - по избранному месту жительства) военнослужащих. Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооружённых Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации. Просят в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица – Отделения (территориальное, <адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
В порядке ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие неявившихся участников по делу.
Выслушав истца ФИО1, третье лицо ФИО8, представителя истца и третьего лица ФИО6, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лицо имеет право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Данное положение закона закреплено в статье 49 Жилищного кодекса РФ.
В статье 1 Закона РФ от 04 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» под приватизацией жилого помещения понимается бесплатная передача в собственность гражданина РФ на добровольной основе занимаемого им жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Как установлено в судебном заседании квартира № по <адрес> была предоставлена сержанту сверхсрочной службы ФИО1 на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи 2 человека (жена).
На ордере, дающем право на вселение в жилое помещение, имеется диагональная кранная полоса, присущая ордерам на служебные жилые помещения.
Согласно выписки из поквартирной карточки ООО ГУЖФ» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> зарегистрированы истец ФИО1 (наниматель) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и ФИО8 (жена) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Согласно выписки по лицевому счету в квартире расположенной по адресу: <адрес> зарегистрированы два человека.
Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.
На момент вселения семьи ФИО9 в спорную квартиру действовал Жилищный кодекс РСФСР.
Поэтому при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР (далее ЖК РСФСР).
Согласно ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Из архивной выписки архивного отдела Администрации г. Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что решением № Исполнительным комитетом Алейского городского Совета народных депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении служебных квартир по Войсковой части №» на основании просьбы Войсковой части №, в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № закреплены служебные квартиры для военнослужащих Войсковой части № (Приложение №). В приложении к решению Исполкома от ДД.ММ.ГГГГ за номером № значиться квартира по <адрес>.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР «Об упорядочении использования ведомственных и служебных жилых помещений» от 29 июня 1962 года на районный Совет депутатов трудящихся была возложена обязанность по руководству жилищным и коммунальным хозяйством, а так же распределением жилищного фонда.
Согласно ст. 297 ГК РСФСР, в редакции 1964 года, служебные жилые помещения предоставляются гражданам для проживания по месту работы или в служебном здании в связи с характером их трудовых отношений, а определенным категориям работников – в соответствии с законодательствам Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР. Жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением Исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим Исполнительным комитетом специальному ордеру.
Согласно статьи 339 Гражданского кодекса РСФСР право пользования служебным жилым помещением, предоставленным работнику в связи с условиями работы, прекращается одновременно с прекращением трудового договора.
Пунктом 31 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года номер 285 и действовавшего на момент предоставления истцу жилого помещения (утратил силу в связи с изданием Министром обороны РФ Приказа от 15 февраля 2000 года номер 80), также предусматривалось, что заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением Исполкома Совета депутатов трудящихся.
По смыслу указанных норм права служебное жилое помещение предоставляется на период трудовых отношений, на момент предоставления гражданину жилого помещения оно должно быть в установленном порядке отнесено к числу служебных. Следовательно, решение о признании жилого помещения служебным должно быть принято в отношении свободного жилого помещения, не переданного для проживания гражданам на иных основаниях.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 декабря 1980 года номер 1131, действовавшим на момент предоставления жилья истцу, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и органов Комитета государственной безопасности СССР на первые пять лет службы в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы предоставляется общежитие или служебная жилая площадь. В течение этого срока за указанными лицами сохраняется право на жилую площадь, которую они занимали до поступления на военную службу.
При продолжении военной службы свыше пяти лет обеспечение жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы производится по месту их службы в порядке, устанавливаемом соответственно Министерством обороны, Министерством внутренних дел СССР и Комитетом государственной безопасности СССР.
Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года номер 285 (утратил силу в связи с изданием Министром обороны РФ Приказа от 15 февраля 2000 года номер 80) также предусматривалось, что военнослужащие обеспечивались служебными жилыми помещениями по специальным ордерам.
Таким образом, сержант ФИО1 в 1984 году мог получить в закрытом военном городке только служебное жилое помещение по специальному ордеру, выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 был выдан ордер Войсковой частью № на право занятия жилого помещения в закрытом военном городке, а следовательно ему не выдавался ордер в установленном законом порядке Алейским горисполкомом для занятия жилой площади социального использования. В связи с чем, он не мог не знать, что жилое помещение ему предоставлено именно как служебное.
То обстоятельство, что истец не знал о том, что принято решение, которым это помещение признано служебным, не имеет правового значения.
Оспариваемым решением права истца не нарушены, поскольку он получал это жилое помещение как военнослужащий в закрытом военного городке и как служебное.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года номер 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года номер 42.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РСФСР» от 26 декабря 1984 года номер 5 судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Анализируя нормы жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, суд приходит к выводу о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо о того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Действительно, спорная квартира была отнесена к служебному жилищному фонду после выдаче семье ордера на вселение.
Однако каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что истец не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении ему спорного жилого помещения как лицу, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях социального найма, не принималось, кроме того согласно выписки Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю за ФИО1 числится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 38,4 кв.м, что в свою очередь также подтверждает, что истец не нуждается в жилом помещении.
Такая позиция согласуется с практикой Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 27 января 2015 года номер 18-КГ14-173.
Согласно данным Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в документах архивного фонда Исполнительного комитета Алейского городского Совета депутатов трудящихся «Протоколы заседаний Исполкома городского Советы и документы к ним» за 1973-1976 годы, Исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов «Протоколы заседаний Исполкома, решения принятые Исполкомом, материалы к ним» за 1977-1984 годы, сведения о включении квартиры №, находящейся по адресу: <адрес>, число служебных жилых помещений Алейского гарнизона, по состоянию на дату ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют. В муниципальную собственность квартира №, находящаяся по адрес: <адрес>, не передавалась.
Поскольку спорная квартира, где проживает истец, сохраняет статус служебного жилого помещения, в силу статьи 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» она приватизации не подлежит.
При этом не имеет значение то обстоятельство, что военный городок <адрес> Алтайского края исключен из числа закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, поскольку само по себе исключение закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного.
Как указано выше, ФИО1 предоставлено принадлежащее Министерству обороны Российской Федерации служебное жилое помещение, статус квартиры не менялся.
Исключение жилого помещения из специализированного жилого фонда производится в силу положения ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года номер 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п.п. «м» п. 2 названного Постановления Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных жилых помещений либо передано в муниципальную собственность, что предполагает изменение статуса жилого помещения, истцом представлено не было.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а именно наличия у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения и отсутствия согласия Министерства обороны РФ на передачу в собственность данной квартиры в порядке ст. 2, 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года номер 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, и отказывает в иске в полном объеме.
Разрешая ходатайство ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ о пропуске срока исковой давности на подачу искового заявления со ссылкой на положение ст. 256 ГПК РФ, суд находит данные доводы несостоятельными, так как Глава 25 ГПК РФ утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи в принятием Федерального закона от 08 марта 2015 года номер 23- ФЗ.
Руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований к Министерству Обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации <адрес> Алтайского края о признании решения частично недействительным, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда в течении месяца.
Судья Алейского городского суда О.В. Луханина
Решение не вступило в законную силу