Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 июня 2016 года г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Олифер А.Г.
при секретаре Максимовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева А.В. к Алексеевой А.В. о взыскании неосновательного обогащения, процентов,
у с т а н о в и л:
Алексеев А.В. обратился с иском к Алексеевой А.А., указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между Кореневским С.В, и Алексеевой А.А. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества: помещение блок секции № офис №, назначение нежилое, общей площадью 148,1 кв.м., расположенного по <адрес> <адрес>. По соглашению между продавцом Кореневским С.В. и Алексеевым А.В. стоимость имущества определена в размере <данные изъяты>, которые Алексеев А.В. должен был оплатить Кореневскому С.В. в полном объеме на момент подписания основного договора купли продажи; при этом по просьбе Алексеева А.В. и с согласия Кореневского С.В. в основном договоре купли-продажи в качестве покупателя указывается Алексеева А.А. Фактическая оплата по договору купли-продажи произведена Алексеевым А.В. ДД.ММ.ГГГГ, которые Алексеева А.А. по устной договоренности с ней истца обязалась вернуть ему после совершения сделки, что следует из условий предварительного договора и расписки от ДД.ММ.ГГГГ Кореневского С.В в получении денежных средств отАлексеева А.В. Вместе с тем, до настоящего времени Алексеева А.А. денежные средства истцу не вернула; направленная ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес претензия оставлена без удовлетворения. В связи, полагая Алексееву А.А. неосновательно сберегшей принадлежащие ему денежные средства, истец просил взыскать с Алексеевой А.А. в свою пользу <данные изъяты> с начислением на данную сумму процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ из расчета 8,25% годовых, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения решения суда.
Истец Алексеев А.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; в ранее состоявшемся судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что между ним и Алексеевой А.А. была устная договоренность относительно возвращения уплаченных им денежных средств за оформление на её имя приобретаемого объекта недвижимости; никаких письменных соглашений между ним и ответчиком не оформлялось.
Ответчик Алексеева А.А. в судебное заседание не явилась; ее представитель Шилко М.А. в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что Алексеева А.А. состояла в браке с истцом Алексеевым А.А., который был расторгнут в 2012 году; ДД.ММ.ГГГГ между Алексеевой А.А. и Кореневским С.В. в счет оплаты приобретаемого ответчицей недвижимого имущества – нежилого помещения блок секции № офис №, общей площадью 148,1 кв.м., расположенного по <адрес>, было заключено соглашение о задатке, во исполнение которого ею были переданы продавцу Кореневскому С.В. денежные средства в размере <данные изъяты>. После погашения кредита в банке, получении соответствующего документа, ДД.ММ.ГГГГ Алексеевой А.А. была передана продавцу оставшаяся сумма <данные изъяты>, заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, согласно которого стоимость определена <данные изъяты>, документы переданы на регистрацию в Росреестр по Смоленской области. В связи с тем, что в договоре купле-продаже отсутствовал пункт о передаче и получении денежных средств в счет продаваемого имущества, ДД.ММ.ГГГГ составлена расписка о получении Коеренвским С.В. от неё денежных средств, переданная так же в Росреестр по Смоленской области для регистрации сделки. ДД.ММ.ГГГГ года было зарегистрировано право собственности Алексеевой А.А. на недвижимое имущество. Каких-либо документов, подтверждающих передачу Алексеевой А.А. денежных средств Алексеевым А.В. в счет приобретаемого имущества не имеется. Исходя из представленного Алексеевым А.В. предварительного договора купли-продажи недвижимости, стороной по сделки Алексеева А.А, не является. Расчет по заключенному договору купли продажи недвижимости между Алексеевой А.А. и Кореневским С.В. произведен, что подтверждается распиской о получении последним денежных средств. Представленная расписка о передаче денежных средств Алексеевым А.В. Кореневкому С.В. является подтверждением возникновения гражданско-правовых отношений возникших между ними, а не между Алексеевой А.А. и Алексеевым А.В. Алексеевым А.В. не предоставлено доказательств приобретения Алексеевой А.А. без установленных законом или иными правовыми актами или сделкой оснований имущества за счет истца, а соответственно им не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возникновения обязательств из неосновательного обогащения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кореневский С.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, возражений по заявленным требованиям, представителя в суд не направил.
Заслушав пояснения сторон, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Так, в силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст. 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 указанного Кодекса.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ между Кореневским С.В. (далее также – Продавец) и Алексеевой А.А. (далее также – Покупатель) заключен договор купли продажи недвижимого имущества - нежилого помещения блок секции № офис №, общей площадью 148,1 кв.м., расположенного по <адрес>, по условиям которого стоимость приобретаемого имущества определена в сумме <данные изъяты> с оплатой частями: в день подписания договора путем внесения задатка в размере <данные изъяты>, и <данные изъяты> - в день сдачи документов для регистрации сделки по договору в Управление Федеральной регистрационной службы; сторонами подписан акт приема передачи недвижимого имущества (л.д. 9, 10).
Истец Алексеев А.В. в качестве стороны договора купли-продажи в его тексте не упоминается.
Во исполнение условий договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в тот же день между покупателем Алексеевой А.А. и продавцом Кореневским С.В. заключено соглашение о задатке, в тексте которого Кореневский С.В. подтверждает получение от Алексеевой <данные изъяты> в качестве задатка в счет оплаты приобретаемого Алексеевой А.А. имущества (л.д. 13).
При этом стороной ответчицы также представлена суду собственноручная расписка Кореневского С.В. в получении именно от Алексеевой А.А. всей суммы, предусмотренной договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, составляющей <данные изъяты>, в счет оплаты приобретаемого объекта недвижимости (л.д. 67).
Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Кореневским С.В. и Алексеевой А.А. явился основанием для регистрации ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> за Алексеевой А.А. права собственности на недвижимое имущество - нежилое помещение блок секция № офис №, общей площадью 148,1 кв.м. расположенное по <адрес> (л.д. 12).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что именно Алексеева А.А. являлась покупателем у Кореневского С.В. недвижимого имущества; от неё продавцом Кореневским С.В. получены денежные средства в счет оплаты имущества.
При этом, доказательств в подтверждение тому, что объект недвижимости приобретался Алексеевой А.А. по указанию или соглашению с истцом Алексеевым А.В. в его личных или общих с ответчицей интересах с целью последующего раздела, суду не представлено.
Так, представленный суду предварительный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ недвижимого имущества, заключенный между Алексеевым А.В. и Кореневским С.В., по условиям которого якобы стороны в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязались заключить договор купли продажи нежилого помещения стоимостью 5 <данные изъяты>, уплачиваемой самим Алексеевым А.В. при том, что по просьбе покупателя и с согласия продавца в основном договоре купли-продажи в качестве покупателя будет указана Алексеева А.А. (л.д. 14), доказательством наличия обязательств Алексеевой А.А. перед Алексеевым А.В. не является, поскольку Алексеева А.А. стороной указанного договора не является и его не подписывала.
Представленная стороной истца суду расписка от ДД.ММ.ГГГГ Кореневского С.В. в получении от Алексеева А.В. денежных средств в размере <данные изъяты> за продажу недвижимого имущества (л.д. 15) факт получения Кореневским С.В. денежных средств в той же сумме и в оплату того же объекта недвижимости от самой Алексеевой А.А. не опровергает.
В свою очередь, стороной истца суду не представлено доказательств наличия соглашения между Алексеевой А.А. и Алексеевым А.В., по которому у ответчицы возникает денежное обязательство перед истцом в связи с приобретением с оформлением на её имя объекта недвижимости; в частности, что плательщиком по договору купли-продажи является Алексеев А.В., а Алексеева А.А. обязуется вернуть ему уплаченные им денежные средства в определенный срок либо передать приобретенное ею имущество; что денежные средства в оплату имущества передавались Алексеевой А.А. Алексеевым А.В.
Таким образом, доводы истца о том, ответчица неправомерно пользуется и удерживает денежные средства не нашли своего должного подтверждения в судебном заседании в виду не предоставления стороной истца, вопреки требованию части 1 статьи 56 ГПК РФ, достоверных доказательств фактической оплаты договора купли-продажи, покупателем в котором значится Алексеева А.А., самим Алексеевым А.В., а также наличия обязательства Алексеевой А.А. вернуть денежные средства Алексееву А.В.
В силу приведенных обстоятельств, правовых оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
По правилам ч.3 ст. 144 ГПК РФ обеспечительные меры, принятые определением Промышленного районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, сохраняют свое действие до вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Алексеевак Алексея Владимировича к Алексеевой Александре Анатольевне о взыскании неосновательного обогащения, процентов отказать.
Принятые определением Промышленным районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ обеспечительные меры отменить по вступлению решения суда в законную силу.
На решение в течение одного месяца может быть подана апелляционная жалоба в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска.
Председательствующий Олифер А.Г.
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2016 года.