Дело № год
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
(мотивированное решение)
<адрес> 15 октября 2019 года
Мильковский районный суд Камчатского края в составе
председательствующего судьи Забиша А.В.,
при секретаре Телесовой Е.А.,
с участием истца Илларионовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илларионовой фио9 к администрации Мильковского сельского поселения о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Истец Илларионова О.П. подала в суд исковое заявление к ответчику администрации Мильковского сельского поселения о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ её матери фио4, Долиновским сельским советом <адрес> был выдан ордер № на право занятия 2-комнатной квартиры <адрес>, которую впоследствии фио4 и её муж фио5 приобрели в собственность по договору приватизации от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Долиновским сельским советом. В указанном доме фио4 и её муж фио5 проживали до самой смерти. Она является единственной наследницей по закону и после их смерти она фактически приняла наследство, но оформить свои наследственные права на указанный дом она не может ввиду описки в правоустанавливающих документах, поскольку в договоре приватизации неверно указан номер дома, вместо <адрес>, указан <адрес>. Вместе с тем, её мать с супругом никогда в <адрес> не проживали, указанный дом является зданием магазина, а все имеющиеся у истца документы, подтверждают фактическую передачу в собственность её матери именно <адрес>. Внести исправления в договор приватизации невозможно, поскольку Долиновского сельского совета в настоящее время не существует. Иных наследников, не имеется.
Истец Илларионова О.П. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила суд признать за ней право собственности на 1/3 долю в праве собственности на спорный жилой дом. Дополнительно суду пояснила, что отчим Машихин А.К. на нее завещание не оформлял. Других наследников его не осталось. Отчим ее (Илларионову) не удочерял.
Ответчик администрация Мильковского сельского поселения извещенная надлежащим образом в судебное заседание своего представителя не направила. В заявлении адресованном суду, просила дело рассмотреть без участия представителя ответчика, возражений по иску не имеет.
Свидетель Михалев В.В. суду пояснил, что действительно фио1 жила в <адрес>, а не 16. Приняла наследство поддерживает дом в санитарном состоянии и обрабатывает приусадебный участок.
Суд, выслушав истца, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статьям 1111, 1113, 1114 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (статья 1153 ГК РФ).
Как предусмотрено статьями 1153, 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в шестимесячный срок со дня открытия наследства совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в том числе, если наследник вступил во владение имуществом, принял меры к его сохранности, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имуществ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1152 ГК принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В судебном заседании установлено следующее.
Согласно свидетельству о смерти ДД.ММ.ГГГГ скончалась фио4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.20).
Как следует из материалов дела, умершая фио4 совместно с супругом фио5 проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое было ей предоставлено Долиновским сельским советом <адрес> по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на семью состоящую из двух человек, на основании решения месткома Долиновского сельсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ фио4 и фио5 в комитет по приватизации жилищного фонда местных Советов <адрес> было подано заявление о передаче в собственность занимаемого на основании вышеуказанного ордера жилого помещения.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Долиновского сельсовета <адрес> в лице главы фио6 и фио5, фио4 был заключён договор приватизации, зарегистрированный ДД.ММ.ГГГГ в администрации <адрес> за №.
В соответствии со ст.34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
По смыслу ст. 1150 ГК РФ доля пережившего супруга в совместно нажитом супружеском имуществе не включается в состав наследства, оставшегося после смерти умершего супруга.
Таким образом, после смерти фио4 открылось наследственное имущество, в том числе в виде принадлежащей ей 1/2 доли в общей совместной собственности супругов.
Наследниками первой очереди по закону к имуществу умершей фио4 приходятся истец фио1 и супруг умершей - фио5
Как установлено из материалов дела, пояснений участников процесса, после смерти фио4, истец фио1 и фио5 к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство не обращались, но в установленный законом шестимесячный срок фактически совместно приняли наследственное имущество после ее смерти в виде вещей домашнего обихода, кроме того фио5 продолжал проживать в жилом помещении (доказательств иного суду не представлено).
Таким образом, после смерти фио5 в силу статей 1152,1110 ГК РФ собственниками принадлежащей ей доли в общей собственности на жилое помещение стали истец фио1 и фио5, как фактически принявшие наследство.
То есть фактически, Илларинова стала собственником спорного жилого помещения в размере 1/3 доли и Машихин в размере 2/3 долей.
Согласно свидетельству о смерти, ДД.ММ.ГГГГ фио5 скончался (л.д.19).
Как следует из материалов дела, фио5 родным отцом истцу фио1 не приходится.
В соответствии с п. 3 ст. 1145 ГК РФ, если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
ГК РФ не содержит прямого указания на то, кого следует считать пасынком, падчерицей, отчимом, мачехой.
Вместе с тем, исходя из системного толкования норм Семейного права в их взаимосвязи с нормами ГК РФ, под пасынком (падчерицей) следует понимать ребенка, который воспитывается (воспитывался) в семье супруга одного из своих родителей (мачехи, отчима).
Как установлено в судебном заседании на момент заключения брака между фио5 и фио4, истец достигла совершеннолетнего возраста и на иждивении Машихина не находилась, в связи с чем, истец и фио5 не могут быть признаны по отношению друг к другу отчимом и падчерицей и следовательно, истец не является наследником фио5 по закону.
Как следует из пояснений истца, в настоящее время она решила оформить свои наследственные права, но совершить указанные действия не представляется возможным по причине ошибки в договоре приватизации при указании номера дома подлежащего передаче в собственность.
В силу положений статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Действительно как следует их договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ собственник передал и получатели приобрели в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Вместе с тем, оценивая представленные стороной истца доказательства, а именно, ордер на право занятия жилого помещения, технический паспорт жилого помещения, справку главы администрации села Долиновка, письмо главы администрации <адрес> в Бюро по приватизации, суд приходит к выводу, что при заключении договора приватизации была допущена техническая описка при указании номера дома подлежащего передаче в собственность Машихиных, вместо <адрес> указан <адрес>.
При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлено фактическое принятие истцом наследственного имущества после смерти Машихиной, иные наследники отсутствуют, право истца на наследование никем иным не оспаривается (доказательств обратного суду не представлено), суд находит требования истца о признании за ней права собственности в размере 1/3 доли на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> порядке наследования, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Илларионовой фио10 удовлетворить.
Признать за Илларионовой фио11 в порядке наследования право собственности на 1/3 долю в праве собственности на жилой <адрес> расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Забиш