Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
21 января 2021 года <адрес>
Судья Кочевского районного суда Пермского края И.В. Шерстюков,
при секретаре судебного заседания ФИО2
с участием: защитника юридического лица ФИО5, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5,
рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица – администрации Кочевского муниципального округа Пермского края главы муниципального округа ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка №1 Кочевского судебного района Пермского края Лобановой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Кочевского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (мотивировочная часть составлена ДД.ММ.ГГГГ) № Администрация Кочевского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000,00 рублей.
Законный представитель юридического лица глава Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО4 не согласился с вынесенным постановлением мирового судьи судебного участка № Кочевского судебного района Пермского края Лобановой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, считает его необоснованным, вынесенным с неполным, не всесторонним, не объективным рассмотрением обстоятельств по делу об административном правонарушении, в связи с чем подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе указал следующее.
Ссылаясь на Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отмечает, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, обеспечению безопасности дорожного движения в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления. В данном случае к компетенции МКУ «Управление капитального строительства и дорожного хозяйства администрации Кочевского муниципального округа Пермского края» (далее по тексту – МКУ «УКС»), созданного на основании решения Думы Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, относится формирование и реализация муниципальной политики в области строительства и осуществлении дорожной деятельности по вопросам местного значения, отнесенными к ведению Кочевского муниципального округа, направленной на удовлетворение общественных потребностей населения. Из Положения об МКУ «УКС», учредителем которого является Кочевский муниципальный округ Пермского края, следует что целями и задачами деятельности данного учреждения является, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Данное учреждение несет ответственность за качество содержания муниципального имущества (автомобильная дорога Кочево-Акилово находится в муниципальной собственности Кочевского муниципального округа). Для достижения указанных целей учреждение выступает заказчиком от имени учредителя (Кочевского муниципального округа) разрабатывает и утверждает аукционную документацию, заключает муниципальные контракты на содержание автомобильных дорог местного значения, осуществляет контроль за исполнением муниципальных контрактов; осуществляет бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета Кочевского муниципального округа, главного распорядителя бюджетных средств Кочевского муниципального округа. Данное свидетельствует о том, что именно МКУ «УКС» уполномочено нести ответственность за ненадлежащее осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, за состояние дорог и дорожных сооружений и обеспечение безопасности движения по ним. В компетенцию администрации округа указанные полномочия не входят, что следует из Положения об администрации Кочевского муниципального округа, утвержденного решением Думы Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные доводы мировым судьей во внимание приняты не были, анализ вышеуказанным нормативно-правовым актам в судебном решении не дан. Вывод судьи о том, что администрация округа является субъектом указанного административного правонарушения является несостоятельным. Отсутствие субъекта правонарушения приводит к отсутствию состава административного правонарушения, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу.
В судебном заседании защитник юридического лица ФИО5 на доводах жалобы настаивала, просила производство по делу прекратить, рассмотреть вопрос о снижении размера назначенного административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ.
Должностное лицо ОГИБДД ММО МВД России «Кочевский» извещено, в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Заслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности по части 27 статьи 19.5 КоАП РФ составляет 3 месяца.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ, в 16:02 часов, государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Кочевский» ФИО6 выявлены недостатки содержания участка автомобильной дороги Кочево-Акилово 0км+188м – 0км+330м, 0км+925м – 1км+400м, 1км+750м – 1км+841м, а именно: отсутствие дорожной горизонтальной разметки предусмотренной проектом организации дорожного движения.
ДД.ММ.ГГГГ юридическому лицу - Администрации Кочевского округа государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Кочевский» ФИО6 было выдано предписание № об устранении выявленных нарушений, в течение 30 суток с момента получения предписания. Согласно штампа входящей корреспонденции Администрацией Кочевского муниципального округа, данное предписание получено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ МКУ «УКС» дан ответ на предписание №, в котором сообщается, что для выполнения работ по нанесению дорожной горизонтальной разметки на участке дороги Кочево-Акилово 0км+188м – 0км+330м, 0км+925м – 1км+400м, 1км+750м – 1км+841м определен подрядчик. Указанные работы будут выполнены при наступлении благоприятных условий.
ДД.ММ.ГГГГ в 18:00 часов, т.е. по истечении срока выполнения предписания, была проведена контрольная проверка по ранее выявленным недостаткам в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, в ходе которой установлено, что предписание № не выполнено.
Юридическому лицу Администрации Кочевского округа государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Кочевский» ФИО6 выдано предписание № по устранению нарушений, выявленных ДД.ММ.ГГГГ в ходе контрольной проверки. Наименование мероприятия: с 0км+188м – 0км+330м, 0км+925м – 1км+400м, 1км+750м – 1км+841м автодороги Кочево-Акилово нанести дорожную разделительную разметку 1.1, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, 1.5 разделяющие транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, обозначающих границы полос движения предназначенных для движения в одном направлении, срок выполнения – в течение 30 суток с момента получения предписание. Предписание № получено администрацией округа ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией округа ДД.ММ.ГГГГ дан ответ на предписание № о невозможности выполнения мероприятий по нанесению горизонтальной дорожной разметки ввиду наступления неблагоприятных погодных условий.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
"ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) (далее по тексту – «ГОСТ Р 50597-2017») устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Пунктом 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 определено, что дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б (износ и разрушение, изменение светотехнических характеристик). Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2 (срок устранения - не более 30 суток).
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" деятельность по содержанию и ремонту автомобильных дорог включена в общее понятие дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 13 и 15 Закона № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог", утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380, исполнение государственной функции, помимо прочего включает в себя такую административную процедуру как надзор за дорожным движением.
Из положений пункта 9.7 Административного регламента следует, что сотрудники при осуществлении федерального государственного надзора имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно пункту 1 статьи 12, абзацу одиннадцатому пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 вышеуказанного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2.1.1 раздела II Положения об администрации Кочевского муниципального округа Пермского края основной задачей администрации муниципального округа является, в том числе, решение вопросов местного значения, относящихся к ведению администрации муниципального округа в соответствии с Уставом Кочевского муниципального округа. Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 5 раздела II Устава Кочевского муниципального округа Пермского края, утвержденного решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 22 Устава Кочевского муниципального округа Пермского края определена структура органов местного самоуправления Кочевского муниципального округа в которую входят: Дума Кочевского муниципального округа Пермского края; глава муниципального округа - глава администрации Кочевского муниципального округа Пермского края; администрация Кочевского муниципального округа Пермского края. Исходя из изложенного, следует, что администрация Кочевского муниципального округа Пермского края является единственным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования. Следовательно, именно орган местного самоуправления (местная администрация) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе касающихся дорожной деятельности. В собственности муниципального образования «Кочевский муниципальный округ Пермского края» находятся виды имущества, предназначенные для решения вопросов местного значения, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования «Кочевский муниципальный округ Пермского края» и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Именно на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организации дорожного движения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Созданное в структуре исполнительно-распорядительного органа муниципального образования управление капитального строительства и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Кочевский муниципальный округ Пермского края не является органом местного самоуправления. Так, пунктами 1.2, 1.3- 1.6 Положения об Управлении капитального строительства и дорожного хозяйства администрации Кочевского муниципального округа Пермского края утвержденного решением Думы муниципального образования города от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что управление является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, функциональным органом администрации муниципального образования Кочевского муниципального округа, Управление в своей деятельности подотчетно Главе администрации Кочевского муниципального округа Пермского края.
В связи с чем, предписание инспектора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в рамках предоставленных полномочий, предлагающее администрации Кочевского муниципального округа Пермского края организовать выполнение мероприятий по устранению перечисленного в этом предписании нарушения, следует считать как вынесенное в отношении надлежащего субъекта.
Таким образом, осуществление дорожной деятельности в части надлежащего содержания дорог местного значения и улиц на территории Кочевского муниципального округа и обеспечению безопасности дорожного движения на них законом прямо возложено на администрацию Кочевского муниципального округа, которая также должна устранять выявленные нарушения в данной сфере по выданному уполномоченным административным органом предписанию, а потому является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная позиция содержится в кассационном определении Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Факт совершения Администрацией Кочевского муниципального округа Пермского края административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ и виновность в его совершении подтверждается совокупностью доказательств, исследованных мировым судьей и приведенных в обжалуемом постановлении, в том числе: протоколом об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами, предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, врученного Администрации Кочевского округа ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения в течение 30 суток с момента получения предписания, актом контрольной проверки по ранее выявленным недостаткам в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения и иными доказательствами.
Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Все предъявленные доказательства оценены мировым судьей в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ является правильным и обоснованным.
Исходя из диспозиции ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке; не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Как следует из материалов дела, предписание государственного инспектора дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Кочевский» ФИО6 возложило на юридическое лицо обязанность по устранению недостатков при содержании автомобильной дороги.
Сведений об отмене данного предписания не имеется. Требование является конкретным и понятным.
Довод жалобы о ненадлежащем субъекте административного правонарушения суд отклоняет в силу следующего.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 вышеуказанного Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2.1.1 раздела II Положения об администрации Кочевского муниципального округа Пермского края основной задачей администрации муниципального округа является, в том числе, решение вопросов местного значения, относящихся к ведению администрации муниципального округа в соответствии с Уставом Кочевского муниципального округа.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 5 раздела II Устава Кочевского муниципального округа Пермского края, утвержденного решением Думы Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения муниципального округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 22 Устава Кочевского муниципального округа Пермского края определена структура органов местного самоуправления Кочевского муниципального округа в которую входят: Дума Кочевского муниципального округа Пермского края; глава муниципального округа - глава администрации Кочевского муниципального округа Пермского края; администрация Кочевского муниципального округа Пермского края. Исходя из изложенного, следует, что администрация Кочевского муниципального округа Пермского края является единственным исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования.
Таким образом, осуществление дорожной деятельности в части надлежащего содержания дорог местного значения и улиц на территории Кочевского муниципального округа и обеспечению безопасности дорожного движения на них законом прямо возложено на администрацию Кочевского муниципального округа, которая также должна устранять выявленные нарушения в данной сфере по выданному уполномоченным административным органом предписанию, а потому является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичная позиция содержится в кассационном определении Верховного суда Российской Федерации от 12 августа 2020 года №30-КАД20-2-К5.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции нашел подтверждение факт принадлежности автомобильной дороги Кочево –Акилово собственнику – Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края.
Фактически юридическое лицо не оспаривает наличие выявленных нарушений, в связи с которыми было вынесено предписание №, между тем, указывает на необходимость возложения обязанности по его исполнению на МКУ «Управление капитального строительства и дорожного хозяйства администрации Кочевского муниципального округа Пермского края».
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Предписание № не вызывает каких-либо затруднений, неясностей, иного толкования, препятствующего его исполнению. Указанный в предписании срок исполнения предписания не указывает на его неисполнимость, не противоречит нормативным требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Учитывая характер нарушений, указанный в предписании срок являлся достаточным для устранения нарушений. Оснований полагать о незаконности и неисполнимости выданного предписания не имеется.
Администрация муниципального округа, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла всех зависящих от нее мер по предотвращению совершения правонарушения.
В связи с изложенным, в действиях администрации Кочевского муниципального округа правомерно установлен факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства, а также его вина, что указывает на наличие состава административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола (л.д. 118). Права разъяснены, копия протокола вручена (л.д. 119).
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся необходимые сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 27 статьи 19.5 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Назначение наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, в полной мере отвечающим цели административного наказания. Размер административного штрафа назначен в минимальном размере, предусмотренных санкцией статьи. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, для применения положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации, не установлено. Оснований для снижения размера назначенного обществу административного наказания и применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
С учетом изложенных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Кочевского судебного района Пермского края Лобановой О.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, оставить без изменений, жалобу законного представителя юридического лица – администрации Кочевского муниципального округа Пермского края главы муниципального округа ФИО4 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующими право обжалования вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб.
Судья И.В. Шерстюков