Дело № 2-795
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2014 г. г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края
под председательством судьи Трошковой Л.Ф.,
с участием представителя заявителя П.Е.,
представителя заинтересованного лица З.А.,
при секретаре Полещук Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Н.В. об оспаривании действий администрации Чайковского муниципального района, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>
у с т а н о в и л :
Н.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Чайковского муниципального района, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 766,0 кв.м. с разрешенным использованием-садоводство, просил возложить на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> обязанность о принятии решения об осуществлении кадастрового учета и постановке на кадастровый учет земельного участка № площадью 766,0 кв.м. с разрешенным использованием-садоводство, возложить на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> обязанность выдать заявителю кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 59:12:0010430:29 площадью 766,0 кв.м. с разрешенным использованием-садоводство.
В обоснование заявления указал, что провел необходимую процедуру для оформления испрашиваемого земельного участка в собственность, 10.02.2014г получил ответ администрации Чайковского муниципального района о том, что испрашиваемый земельный участок снят с кадастрового учета в связи с прохождением через него напорного коллектора, кроме того земельный участок попадает в охранную зону ЛЭП. Снятие земельного участка с кадастрового учета считает незаконным, поскольку схема расположения земельного участка утверждена с учетом зонирования территории, кроме того администрация не является уполномоченным лицом, который вправе на основании ч.4 ст.34 ЗК РФ обращаться с заявлением о постановке и снятии земельного участка с кадастрового учета. Действия кадастровой палаты считает незаконными, поскольку земельный участок снят с кадастрового учета в нарушение требований ст.23,24 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости»
В судебном заседании заявитель не участвовал, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя П.Е. в судебном заседании на заявлении настаивала, дополнительно пояснила, что поскольку доказательства нахождения на земельном участке напорного коллектора как объекта недвижимости отсутствуют, какое-либо ограничение, обременение на земельном участке отсутствует, действия органа кадастрового учета и администрации Чайковского <адрес> полагает незаконными, нарушающим права заявителя на получение участка в собственность. Ответ администрации не содержит оснований, предусмотренных п.5 ст.27 ЗК РФ ограничения участка в обороте.
Представитель Администрации Чайковского муниципального района З.А. с заявлением не согласен, указывает, что со своей стороны администрация не допустила нарушений закона, поскольку вправе как собственник земельного участка в силу ч.5 ст.24 ФЗ обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о снятии земельного участка при наличии письма МУП «Водоканал» о прохождении по спорному участку коллектора и охранной зоны ЛЭП, т.е. имеется ограничение в обороте земельного участка.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> извещен о рассмотрении заявления, в судебном заседании не участвовал, мнение по заявлению не выразил.
Представитель МУП «Водоканал» пояснил, что в месте расположения спорного земельного участка проходит действующий напорный коллектор, по которому осуществляется водоотведение Завокзального и основного районов, коллектор передан в хозяйственное ведение и закреплен за предприятием, предоставление участка в собственность гражданину будет создавать препятствия при проведении ремонтных работ коллектора. .
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст.11,12 ГК РФ гражданин сам выбирает способ защиты своего нарушенного права, в том числе вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления … если считает, что нарушены его права и свобода.
В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч. 1 ст.16 Земельного Кодекса РФ:
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
На основании п.10 ст.3 ФЗ-137 от 25.10.2001г «О введении в действие Земельного Кодекса РФ»:
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов…
В соответствии с ч.2 ст.20 ФЗ-221 от 24.07.2007г «О государственном кадастровом учете»:
2. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В силу ст.25 вышеуказанного федерального закона:
1. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
2. Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Оспаривая незаконность действий администрации Чайковского муниципального района заявитель указывает на отсутствие у администрации права на обращение с заявлением о снятии с кадастрового учета испрашиваемого заявителем земельного участка в нарушение п.4 ст.34 ЗК РФ. С данным доводом суд не считает возможным согласиться по следующим основаниям.
П.2 ст. 25 вышеуказанного федерального закона предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Согласно п.4 ст.24 ФЗ-221 внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким е сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
Судом установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером №, площадью 766 кв.м. по адресу <адрес> с разрешенным использованием-садоводство, поставлен на кадастровый учет 13.08.2013г (л.д.8), заявителем произведены действия по предоставлению земельного участка. Запись носит временный характер, до истечения временного характера сведений о земельном участке в орган кадастрового учета поступило заявление, поданное представителем органа местного самоуправления о снятии земельного участка с кадастрового учета.
Суд считает заслуживающими внимания доводы представителя администрации Чайковского муниципального района о возникшей необходимости снятия земельного участка с кадастрового учета в связи с поступлением письма МУП «Водоканал» о прохождении в месте расположения испрашиваемого участка действующих напорных коллекторов, по которым осуществляется водоотведение Завокзального и Основного районов, в связи с чем они являются ограниченными в обороте.
В силу п.5 ст.24 указанного закона: в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Поскольку земельный участок был образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена, полномочным распорядителем является соответствующий орган местного самоуправления, а также имелось его волеизъявление, заявление о снятии земельного участка соответствовало требованиям действующего законодательства (по содержанию и по форме), поэтому ответчиком филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» было принято решение об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке. Таким образом действия администрации Чайковского муниципального района по обращению с заявлением о снятии испрашиваемого участка с кадастрового учета суд полагает законными.
Заявитель, считая его права нарушенными, полагает о незаконности действий кадастровой палаты по снятию испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что положение ст.24 ФЗ-221 о кадастре на рассматриваемый земельный участок не распространяется, поскольку участок не является преобразуемым и не подпадает под ограничения, указанные в п.27 ЗК РФ.
Согласно п.53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ № от 04.02.2010г. «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае:
Истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и не поступления в течение указанного срока документов, содержащих сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременений» прав на него;
Предоставления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют «временный» статус»…
Суд считает, что спорный земельный участок снят с кадастрового учета по заявлению собственника земельного участка кадастровым органом правомерно, поскольку постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет изменений объекта недвижимости осуществляется на основании предоставляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых документов, предусмотренных ФЗ-221, то есть проведение и снятие государственного кадастрового учета носит заявительный характер. Администрация Чайковского муниципального района как собственник испрашиваемого заявителем земельного участка, статус которого определен как «временный» обратилась в кадастровый орган с заявлением о снятии участка с кадастрового учета при наличии оснований для регистрации обременения на данном земельном участке. Орган кадастрового учета в свою очередь произвел снятие земельного участка с кадастрового учета, указанное решение принято на основании заявления уполномоченного лица и в соответствии с требованиями п. 5 ст.24 федерального закона (ФЗ-221).
Исходя из вышеизложенного, права и законные интересы истца как потенциального покупателя при снятии земельного участка с кадастрового учета ответчиками не нарушены, для заявителя отсутствуют препятствия на предоставление земельного участка в собственность. Удовлетворение данного заявления не приведет к защите и восстановлению прав и законных интересов, что противоречит нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 193,194, 197, 198,199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Н.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным действий администрации Чайковского муниципального района, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № площадью 766,0 кв.м. с разрешенным использованием-садоводство и возложении на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> обязанности о принятии решения об осуществлении кадастрового учета и постановке на кадастровый учет земельного участка № площадью 766,0 кв.м. с разрешенным использованием-садоводство и возложении на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> обязанности выдать заявителю кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № площадью 766,0 кв.м. с разрешенным использованием-садоводство.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: