№ 2-36\2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем российской Федерации
«07» апреля 2014 года г.Мичуринск Тамбовской области
Мичуринский районный суд, Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Ртищева Ю.Ф.,.
при секретаре Толмачевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова С. М. к администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Ершову С.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 982 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, цель предоставления – для размещения здания информационно-методического центра, с расположенным на нем зданием общей площадью 152,4 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи здания и земельного участка от 16.09.2010г., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.10.2010г. В 2012 году Ершов С.М. без получения соответствующего разрешения разрушил здание информационно-методического центра и самостоятельно возвел на личные средства новое здание склада общей площадью 562 кв.м. Для регистрации права собственности на вновь возведенное здание необходимо изменить вид разрешенного использования земельного участка. Администрацией Заворонежского сельсовета Ершову С.М. отказано в изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка. Ершов С.М. просит суд обязать администрацию Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 982 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «для размещения здания информационно-методического центра» на «для размещения здания склада».
В дальнейшем, истцом исковые требования изменены, Ершов С.М. просит суд обязать администрацию Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 68:07:0301007:255 площадью 982 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «для размещения здания информационно-методического центра» на «для размещения нежилых зданий коммерческой деятельности».
В судебном заседании представитель истца – Зорина Т.А. исковые требования истца поддержала и пояснила, что истец по договору купли – продажи от 16.10.2010 года приобрел здание и земельный участок по адресу <адрес>. Приобретая данные объекты недвижимости, он изначально планировал не использовать здание по своему функциональному назначению. На тот момент это было здание информационно-методического центра. Без получения разрешения, Ершов своими силами, за счет собственных средств, снес здание информационно-методического центра и возвел здание склада. Когда он возвел новое здание, первоначально он планировал, что вновь возведенное здание будет как здание склада. Однако в связи с тем, что строительство нового здания Ершов осуществлял без разрешительных документов, соответственно вновь возведенное здание считалось самовольной постройкой. При обращении в суд, первая и вторая инстанция в иске отказали. До подачи первоначального иска о признании права собственности на вновь возведенное здание склада, Ершов 24 июля 2013 г. обращался в отдел по управлению имуществом землеустройству налогам и сборам как раз по вопросу изменения вида разрешенного использования. Однако в связи с тем, что обращение было не к тому органу, он получил ответ, и затем обращался в администрацию Заворонежского сельсовета. На момент обращения, его требования заключались в том, чтобы изменить вид разрешенного использования с размещения информационно-методического центра на здание склада. Администрация Заворонежского сельсовета и администрация Мичуринского района в первую очередь руководствуются тем, что в 2013г. были утверждены Правила землепользования и застройки Заворонежского сельсовета. Данные правила говорят о том, что это здание, которое принадлежит Ершову, находится в общественно-деловой зоне. Общественно-деловая зона согласно этим Правилам не допускает размещения здания склада. Поскольку Правила запрещают истцу использовать здание в качестве склада, он принял решение, что вновь возведенное здание будет использоваться как объект коммерческой деятельности. Ершов предпринял попытку и обратился в администрацию Заворонежского сельсовета с очередным письмом, 18.02.2014 г. за № 71 опять получил ответ, что поскольку вопрос рассматривается в Мичуринском районном суде, после того как будет окончено производство, можно будет вернуться к этому вопросу. Ершов обратился в ГУПТИ Тамбовской области и изготовил новый технический паспорт, что на сегодняшний день подтверждает, что это не здание склада, а просто здание. Также было изготовлено новое инженерно-техническое обследование этого здания и отражено, что это нежилое здание. Речь теперь о складе абсолютно не идет. Руководствуясь Правилами, утвержденными в 2013г. и с учетом уточненных исковых требований, просит суд обязать администрацию Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 982 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «для размещения здания информационно-методического центра» на «для размещения нежилых зданий коммерческой деятельности».
В судебном заседании представитель ответчика администрации Заворонежского сельсовета Мичуринского района Тамбовской области Остапенко О.В. исковые требования не признала, пояснила, что Ершов С.М. самовольно, без получения на то соответствующего разрешения, разрушил здание информационно-методического центра и самостоятельно возвел на личные средства новое здание склада общей площадью 562 кв.м. Истец обратился в администрацию Заворонежского сельсовета с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 982 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «для размещения здания информационно-методического центра» на «для размещения здания склада», в чем ему было отказано. В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участок и объектов капитального строительства на другой вид осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно Правилам землепользования и застройки Заворонежского сельсовета от 25.07.2013 года № 235, указанный земельный участок находится в общественно-деловой зоне, предназначенной для преимущественного размещения объектов управления. Здравоохранения, культуры, просвещения, связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, а также образовательных учреждений, культовых объектов, центров деловой, финансовой и общественной активности, стоянок автомобильного транспорта и иных зданий и сооружений. В связи с этим размещения здания склада на указанной территории правилами не предусмотрено.
Представитель третьего лица администрации Мичуринского района Иноземцева Т.В. возражала против исковых требований, пояснила, что в настоящее время возведенное истцом здание не является его собственностью – это самовольно возведенное строение. Заворонежский сельсовет готовит иск в суд о сносе самовольной постройки. Самовольная постройка – складское помещение в соответствии с картой градостроительного зонирования территории сельсовета, расположена в общественно-деловой зоне, что не соответствует градостроительному регламенту. Ершов С.М. не предпринял никаких мер к получению разрешения на строительство, как до начала строительства, так и во время проведения строительных работ. Считает, что изменять вид разрешенного использования нельзя. В Правилах перечислены здания какие могут размещаться на этом месте, это здания бытового обслуживания, учреждения социального направления, финансовой деятельности, объекты культуры, автомобильные стоянки и иные здания и сооружения, киски, лотки торговые, объекты пожарной охраны, антенно-сотовой и спутниковой связи. Прежде чем строить это здание, истцу нужно было первоначально получить разрешение об изменении вида разрешенного использования вместе с разрешением на строительство. Вместо этого Ершов сразу пошел в суд. За разрешением он не обращался. Ершов построил здание склада, теперь это здание для коммерческой деятельности, но право собственности не признано на это здание. Он не может изменять вид разрешенного использования если это не его постройка.
Суд, выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно договору купли- продажи от 16.09.2010 года Ершов С.М. приобрел у Ф. здание общей площадью 152,4 кв.м., назначении: образовательное, а также земельный участок площадью 982 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания информационно- методического центра, расположенные по адресу: <адрес>.
Право собственности Ершова С.М. на приобретенное имущество зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2010г. серии №, запись регистрации №, свидетельством о государственной регистрации права от 14.10.2010г. серии №, запись регистрации №.
В соответствии с технической документацией на указанном земельном участке истцом возведено здание склада общей площадью 562 кв.м. Литер А. Разрешение на взведение отсутствует.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Мичуринского районного суда от 30.09.2013 года Ершову С.М. отказано в иске к администрации Мичуринского района и администрации Заворонежского сельсовета о сохранении вновь возведенного здания склада № по <адрес>, и признании права собственности на указанное здание.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 11.12.2013г. решение Мичуринского районного суда от 30.09.2013г. оставлено без изменения.
При вынесении решения судом установлено, что здание склада расположено в общественно-деловой зоне, что не соответствует градостроительному регламенту, поскольку, согласно Правил землепользования и застройки Заворонежского сельсовета устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. В силу ст. 44 названных Правил на карте градостроительного зонирования территории сельсовета выделены территориальные зоны: жилые зоны, общественно-деловые зоны, производственные зоны, зона инженерной и транспортной инфраструктуры, зона рекреационного назначения, зона сельскохозяйственного назначения, зона специального назначения.
Согласно сообщению администрации Заворонежского сельсовета от 25.09.2013 года Ершову С.М. отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 982 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «для размещения здания информационно-методического центра» на «для размещения здания склада».
В силу положений части 1 статьи 7, части 1, части 2 статьи 42 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, а также своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п.20 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений; 4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешенийна строительство, разрешенийна ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; 6) принятие решений о развитии застроенных территорий; 7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.
Органам местного самоуправления, к числу которых относится и администрация Заворонежского сельсовета Мичуринского района, предоставлено право на осуществление в рамках их полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своих территорий, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием.
Выбор вида разрешенного использования земельного участка с нарушением установленных органами местного самоуправления градостроительных регламентов и последующее внесение в государственный кадастр недвижимости сведений, противоречащих Правилам землепользования и застройки, влекут нарушение публичных прав поселения в лице администрации на развитие территории в соответствии с зонированием.
Подпунктом8 пункта1 статьи1 Земельного кодекса определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту9 статьи1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части2 статьи85 Земельного кодекса, части1 статьи36 Градостроительного кодекса градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте1 статьи37 Градостроительного кодекса на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В силу пункта3 части1 статьи37 Градостроительного кодекса, абзацавторого части4 статьи17 Правил землепользования и застройки вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.
Пунктом3 статьи37 Градостроительного кодекса определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Аналогичные положения содержатся и в статье20 Правил землепользования и застройки. Согласно этим положениям изменение основного, условно разрешенного и (или) вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на основной и (или) вспомогательный виды разрешенного использования осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов и в порядке, установленном частью2 данной статьи.
Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами.
Из требований положений статей30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей7, 85 Земельного кодекса, статей16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта2 статьи36 Градостроительного кодекса об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Поэтому для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным, а при включении его (их) в кадастр недвижимости в качестве второго и последующих видов использования (что допускается) кадастровая оценка земельного участка с несколькими видами разрешенного использования осуществляется исходя из того вида, по которому при расчете получаются наибольшие значения показателей (подпункт2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N39).
Следовательно, Ершов С.М. не может выбрать в качестве основного и единственного ни один из вспомогательных видов разрешенного использования, указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки, в том числе "размещение нежилых зданий коммерческой деятельности".
Таким образом, требование об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка не основаны на нормах действующего законодательства и противоречит доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Ершову С. М. в удовлетворении иска к администрации Заворонежского сельсовета об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2014 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения путём подачи жалобы через Мичуринский районный суд.
Председательствующий судья Ю.Ф.Ртищев