РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2018 года п. Таксимо
Муйский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Сандановой Д.Ч., при секретаре Филипповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черниковой Татьяны Васильевны к муниципальному казённому учреждению «Содружество» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Черникова Т.В. обратилась в суд с иском к МКУ «Содружество» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда. Требования мотивированы следующим. 23 ноября 2016 года она была принята на работу в МКУ «Содружество» на должность главного специалиста-юриста на период временного отсутствия основного работника ГОС, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста. 19 июня 2018 года она получила уведомление о том, что в связи с выходом ГОС из отпуска по уходу за ребенком до полутора лет трудовой договор с истцом прекращен 21 июня 2018 года. Однако еще 20 июня 2018 года ГОС, проживающей в <адрес>, на электронную почту администрации МО ГП «Северомуйское» было направлено заявление о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком до трехлетнего возраста с 21 июня 2018 года. На момент незаконного увольнения она находилась в отпуске с 14 мая по 6 июля 2018 года. Просит восстановить в должности главного специалиста-юриста в МКУ «Содружество» с 21 июня 2018 года, взыскать средний заработок за дни вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
В судебном заседании истец Черникова Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что она с 14 мая 2018 года по 6 июля 2018 года находилась в отпуске. 21 июня 2018 года она была уволена. В период пребывания в отпуске расторжение трудового договора не допускается. Кроме того, она могла бы быть уволена 22 июня 2018 года, поскольку это день выхода на работу основного работника ГОС Но 21 июня 2018 года ГОС направила заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет. Истца могли уволить только после отпуска, если бы ГОС вышла на работу 22 июня 2018 года. После незаконного увольнения врачи направили её на госпитализацию в Улан-Удэ, поскольку ухудшилось состояние здоровья, на лечение необходимо потратить 70000 рублей. Первое увольнение судом было признано незаконным, после этого её повторно уволили, она считает, что подверглась дискриминации. Просит восстановить в прежней должности с 21 июня 2018 года, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 9 июля по 9 августа 2018 года в сумме 30965,04 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Представитель ответчика МКУ «Содружество» Усенкова Н.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что основному работнику ГОС предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 22 марта 2017 года по 21 июня 2018 года, приступить к работе должна была 22 июня 2018 года. Оснований для продления срочного трудового договора, заключенного между МКУ «Содружество» и временным работником Черниковой Т.В., на 21 июня 2018 года не возникло. Трудовой договор расторгнут на основании п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Заявление ГОС о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет поступило 21 июня 2018 года. Расчет среднего заработка за дни вынужденного прогула не оспаривает. Просит отказать в удовлетворении иска.
Помощник прокурора Муйского района Республики Бурятия Цыремпилова Н.Б. в своем заключении считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, поскольку Черникова Т.В. принята на должность на период временного отсутствия основного работника ГОС, которая согласно приказу должна была приступить к работе 22 июня 2018 года. 21 июня 2018 года зарегистрировано заявление о том, что ГОС изъявила желание продлить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет. Оснований для увольнения Черниковой Т.В. не имелось, юридический факт выхода на работу основного работника 22 июня 2018 года не состоялся. Компенсацию морального вреда необходимо взыскать с учетом требований разумности и справедливости.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд. Согласно ст. 3 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Судом установлено, что на основании трудового договора № от 23 ноября 2016 года, заключенного между МКУ «Содружество» и Черниковой Т.В., Черникова Т.В. с 23 ноября 2016 года принята на должность главного специалиста-юриста на период временного отсутствия основного работника ГОС
Договор заключен на период с 23 ноября 2016 года по дату выхода на работу основного работника ГОС
Приказом № от 23.11.2016 г. Черникова Т.В. принята на работу в отдел по формированию муниципального заказа, заключению и исполнению договоров МКУ «Содружество» на должность главного специалиста-юриста на время отсутствия основного работника ГОС
На основании приказа МКУ «Содружество» № от 21.06.2018 г. Черникова Т.В. уволена 21 июня 2018 года по истечении срока трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) – выход на работу основного работника.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения
В соответствии со ст. 79 ТК РФ трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.
Из материалов дела следует, что на основании приказа № от 21.03.2017 г. главному специалисту-юристу МКУ «Содружество» ГОС предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года шести месяцев с 22 марта 2017 года по 21 июня 2018 года. Приступить к работе 22 июня 2018 года.
В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
Сроком окончания трудового договора, заключенного с Черниковой Т.В., является выход основного работника на работу.
Согласно приказу основной работник ГОС должна была приступить к работе 22 июня 2018 года. Следовательно, последним днем работы Черниковой Т.В. и днем прекращения заключенного с нею трудового договора является 22 июня 2018 года.
Таким образом, прекращение действия трудового договора и увольнение Черниковой Т.В. 21 июня 2018 года является незаконным.
Более того, 21 июня 2018 года в МКУ «Содружество» поступило заявление ГОС о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет с 21.06.2018 г.
Указанное заявление было зарегистрировано 21 июня 2018 года №, что подтверждается выпиской из журнала входящей корреспонденции. Факт поступления заявления 21 июня 2018 года подтвержден представителем ответчика Усенковой Н.А.
ГОС предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 22 июня 2018 года по 28 декабря 2019 года. Приступить к работе 29 декабря 2019 года.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ГОС фактически не вышла на работу, трудовой договор, заключенный с Черниковой Т.В. на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращен в нарушение требований ст. 79 ТК РФ.
Принимая во внимание, что работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе, суд приходит к выводу о необходимости восстановления Черниковой Т.В. в должности главного специалиста-юриста МКУ «Содружество».
В соответствии с требованиями ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Из представленной бухгалтерской справки сумма среднего заработка за один день составляет 1290,21 рублей. Средний заработок за дни вынужденного прогула с 9 июля 2018 года по 9 августа 2018 года составляет 30965,04 рублей (1290,21 х 24 рабочих дня).
Данный расчет заработной платы за дни вынужденного прогула ответчик не оспаривает, в связи с чем, в пользу Черниковой Т.В. подлежат взысканию 30965,04 рублей.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
При решении вопроса о компенсации морального вреда в связи с неправомерными действиями работодателя и незаконным увольнением истца суд учитывает степень нравственных страданий Черниковой Т.В., повлекших ухудшение состояния её здоровья, факт неоднократного незаконного увольнения истца, подтвержденного вступившим в законную силу решением Муйского районного суда Республики Бурятия от 16 марта 2018 года.
Таким образом, принимая во внимание, что истец был уволен в нарушение действующего трудового законодательства, суд считает необходимым с учетом требований разумности и справедливости, а также с учетом нравственных переживаний истца и конкретных обстоятельств дела, взыскать в пользу Черниковой Т.В. с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда, превышающих указанную сумму, следует отказать, так как требуемая истцом сумма компенсации морального вреда является завышенной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черниковой Татьяны Васильевны к муниципальному казённому учреждению «Содружество» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Восстановить Черникову Татьяну Васильевну в должности главного специалиста - юриста муниципального казённого учреждения «Содружество» с 21 июня 2018 года.
Взыскать с муниципального казённого учреждения «Содружество» в пользу Черниковой Татьяны Васильевны заработную плату за дни вынужденного прогула с 9 июля 2018 года по 9 августа 2018 года в сумме 30965 (тридцать тысяч девятьсот шестьдесят пять) рублей 04 копейки, компенсацию в счет возмещения морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Судья Д.Ч. Санданова
Решение в окончательной форме изготовлено 14 августа 2018 года.
Судья Д.Ч. Санданова