Дело № 2-3009/2019
24RS0048-01-2018-013809-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к ООО «АМК-Енисей» о возложении обязанности по ликвидации незаконной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «АМК-Енисей» о возложении обязанности по ликвидации незаконной свалки. Требования мотивированы тем, что проведено рейдовой мероприятие на территории <адрес> во исполнение п. 2 протокола совещания по вопросу реализации комплексного плана подготовки гостевых трасс к проведению XXIX Всемирной зимней Универсиады 2019 года в г. Красноярске на основании приказа министерства и планового задания, по результатам которого установлено наличие несанкционированной свалки отходов, расположенной на территории земельного участка по адресу: <адрес> Данный земельный участок принадлежит ООО «АМК-Енисей». Наличие на земельном участке несанкционированной свалки отходов производства и потребления является нарушением природоохранных норм и служит поводом для привлечения соответствующих виновных лиц к ответственности, определенной действующим законодательством РФ. Учитывая потенциальную опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, а также окружающей среде министерство просит обязать ООО «АМК-Енисей» ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1,6 га. периметром 548м., по следующим координатам: №.
До судебного заседания представитель истца – Авсиевич Л.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточнил исковые требования, просит обязать ООО «АМК-Енисей» ликвидировать несанкционированную свалку отходов в границах земельного участка с кадастровым номером №, в виде навалов веток и строительного мусора.
Представитель истца Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края – Авсиевич Л.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, представил акт № проведения планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ООО «АМК-Енисей» - Козаченко А.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истцом не представлено доказательств наличия на указанном земельном участке строительного мусора, веток, негативного воздействия на окружающую среду. По мнению ответчика, ветки отходами не являются. На указанном земельном участке нет несанкционированной свалки, имеется навал земли, которая предназначена для дальнейшего использования для отсыпки ям. Кроме того, полагает, что у истца отсутствуют полномочия для обращения в суд с подобными исками. Просит в удовлетворении иска отказать.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд полагает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.
Согласно п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны планировать, разрабатывать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом положения статьи 13 ЗК РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края, установлено наличие несанкционированной свалки мусора, состоящей из отходов производства и потребления, расположенной земельном участке с кадастровым номером № и имеющей географические координаты: №. Площадь несанкционированной свалки составляет 1,6 га. периметром 548м.
По результатам планового (рейдового) осмотра, обследования специалистом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на земельном участке отходы расположены на почве земельного участка вне специализированной площадки.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, местоположение земельного участка с кадастровым номером № является: <адрес>. Право собственности на данный участок зарегистрировано за ООО «АМК»-Енисей».
Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ООО «АМК»-Енисей» ФИО7 пояснял о том, что обнаруженная истцом свалка ликвидирована. В этой связи суд по ходатайству сторон отложил судебное разбирательство для проверки данного обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом – государственным инспектором отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края ФИО8 в присутствии представителя по доверенности ООО «АМК-Енисей» ФИО9 проведен осмотр, обследование на территории земельного участка с кадастровым номером №, в ходе которого установлено несанкционированное размещение отходов в виде трех навалов веток и строительного мусора, площадь каждого навала 3-4 кв.м. По результатам планового (рейдового) осмотра, обследования специалистом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, который также подписан представителем ответчика ФИО9, с указанием на то, что данные навал веток расположен в другом месте земельного участка, первоначально выявленные отходы удалены.
Оценивая имеющиеся по делу доказательства по правилам ст.ст. 56, 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что в судебном заседании установлено нарушение ответчиком законодательства об охране окружающей среды в связи с необеспечением надлежащего контроля за соблюдением правил благоустройства, содержания территорий, своевременной очистки территории указанного земельного участка от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, что с достоверностью подтверждается материалами дела и, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не оспорено ответчиком, учитывая также, что бездействие ответчика создают угрозу для неопределенного круга лиц – граждан, и могут повлечь неблагоприятное для их жизни и здоровья воздействие, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Доводы представителя ответчика о том, что исковое заявление подано лицом, не имеющим полномочий на подачу иска, суд не принимает, в виду следующего.
На основании с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Постановлением Правительства Красноярского края от 31.08.2008 N 12-п образовано Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, действующее на основании Положения о Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Согласно п. 1.6 Положения, Министерство обладает правами юридического лица, выступает истцом или ответчиком в судах.
На основании п. 2.2 Положения к задачам министерства относится обеспечение сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов на территории Красноярского края.
В соответствии с п. п. 3 п. 1.1. Положения, Министерство осуществляет региональный надзор (контроль) в областях охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения радиационной безопасности, охраны атмосферного воздуха, водных отношений, экологической экспертизы, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также в сфере регулирования отношений недропользования.
Таким образом, истец, ссылаясь на наличие несанкционированной свалки отходов на территории указанного земельного участка, что в свою очередь нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как является источником негативного влияния на окружающую среду, вправе обратится с настоящим иском в суд в защиту неопределенного круга лиц. Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края вправе требовать от соответствующих лиц выполнение мероприятий, направленных на устранение допущенных нарушений природоохранного законодательства.
Доводы ответчика о том, что несанкционированная свалка ликвидирована, суд не принимает, поскольку стороной ответчика не представлено достоверных доказательств отсутствия свалки, напротив стороной истца представлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на территории указанного земельного участка сохраняется свалка в виде навалов веток и строительного мусора.
Принимая во внимание положения ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, определяющие, что в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, в решении устанавливается срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд полагает необходимым установить срок – 1 месяц с даты вступления решения в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края - удовлетворить.
Обязать ООО «АМК-Енисей» ликвидировать незаконную свалку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, в виде навалов веток и строительного мусора в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.В. Татарникова
Текст мотивированного решения изготовлен 26.08.2019.