дело № 2-864/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово Камчатского края | 20 августа 2020 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Конышевой Я.А., при секретаре судебного заседания Палаткиной М.А.,
с участием истца Малаховой О.Л.,
третье лица Михасева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малаховой Ольги Леонидовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Дальтур» о защите прав потребителей,
у с т а н о в и л:
Истец обратилась с иском в суд к ответчику, в котором просила суд расторгнуть договор № 599 от 14 января 2020 года реализации туристического продукта между Малаховой О.Л. и ООО «Дальтур», взыскать сумму в размере 293316 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, проценты за уклонение от возврата денежных средств в размере 1490 рублей 62 копейки.
В обоснование требований истец ссылается на то, что 14 января 2020 года между ней и ответчиком был заключен договор № 599 от 14 января 2020 года о реализации туристского продукта, стоимость тура составила 300 250 рублей, которая была полностью оплачена истцом. Непосредственно перед поездкой 19 марта 2020 года истец была уведомлена ответчиком, что вылет переносится с 24 марта 2020 года на 25 марта 2020 года в связи с чем ей была возвращена часть денежных средств в размере 6934 рубля. 20 марта 2020 года посредством смс-сообщения ответчик сообщил истцу, что предоставление заявленных им услуг в указанные в договоре сроки невозможно. 14 апреля 2020 года истец предъявил ответчику письменное требование о возврате уплаченных денежных средств, однако на данное заявление ответчик не отреагировал, денежные средства до настоящего времени не вернул. Поскольку ответчик безосновательно отказывает в возврате истцу денежных средств, несмотря на то, что изменились существенные условия договора, которые связаны с тем, что турист не может совершить поездку по независящим от него обстоятельствам, а именно угроза жизни, которая наступила вследствие ухудшения обстановки в стране пребывания, соответственно сумма уплаченная по договору подлежит взысканию с ответчика. Также действиями ответчика истцу причинен моральный вред в размере 100 000 рублей, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке 395 ГК РФ в размере 1490 рублей 62 копейки.
На основании определения Елизовского районного суда от 20 июля 2020 года по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика ООО «Дальтур» на надлежащего ООО «Восток Трэвел».
В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Третье лицо Михасев И.А. в судебном заседании пояснил, что при оформлении договора о реализации туристского продукта была допущена техническая ошибка, в качестве туроператора было указано другое юридическое лицо ООО «Дальтур», входящее в группу Пегас, вместо ООО «Восток Трэвел» и который использует один и тот же сайт. В возражениях на иск от 11 августа 2020 года полагал, что в настоящее время оснований для расторжения договора и возврата денежных средств не имеется, поскольку в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073 договор о реализации туристского продукта, который заключен до 31 марта 2020 года может быть расторгнут и денежные средства могут быть возвращены в случае если турист оказался от предложенного туроператором равнозначного туда в срок до 22 сентября 2020 года, но не позднее 31 декабря 2021 года; в случае если в срок до 22 сентября 2020 года туроператором не направлено уведомление о предоставлении равнозначного туда, то соответственно возврат денежных средств осуществляется не позднее 31 декабря 2020 года; а также возврат денежных средств возможен в течение 90 календарных дней с даты предъявления требования, но не позднее 31 декабря 2021 года, в случае если заказчик достиг возраста 65 лет, либо находится в трудной жизненной ситуации, наступившей в период действия постановления. Таким образом, ни один из вариантов не предусматривает расторжение договора в судебном порядке и в настоящее время права истца не нарушены, поскольку туроператор не реализовал своё право на предоставление равнозначного туристского продукта.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу абзаца 5 статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности" туристский продукт определен как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.
В соответствии со ст. 10 ФЗ от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
Из ч. 5 ст. 10 ФЗ от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности" следует, что каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
На основании ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Как установлено в судебном заседании 14 января 2020 года между ИП Михасев И.А. (турагент) и Малаховой О.Л.(заказчик) заключен договор о реализации туристского продукта № 599 от 14 января 2020 года на пребывание 4 человек в период с 24 марта 2020 года по 06 апреля 2020 года в стране <данные изъяты> Также истцом в кассу третьего лица внесены денежные средства в полном объеме в размере 300 250 рублей ( л.д.8-18).
14 апреля 2020 года истцом в адрес ООО «Дальтур» была направлена претензия о расторжении договора о реализации туристского продукта и возврата денежных средств (л.д.23-25), которая была оставлена без удовлетворения.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Положением об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 года N 1073, предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает особенности на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 года включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма (далее - туроператор), либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором (далее - договор), включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта (далее - заказчик) уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Данное постановление вступило в законную силу 24 июля 2020 года.
Указанным Положением предусмотрено, что туроператор обеспечивает предоставление туристского продукта, предусмотренного договором, либо равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые дополнительно по соглашению сторон договора, но не позднее 31.12.2021 (п. п. 1, 2, 4 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 N 1073).
Так, в случае расторжения договора по требованию заказчика, в том числе при его отказе от равнозначного туристского продукта, туроператор обязан вернуть ему уплаченную сумму не позднее 31.12.2021. Исключение предусмотрено, в частности, для заказчиков в возрасте 65 лет и старше, которым стоимость турпутевки должны вернуть в течение 90 календарных дней с даты предъявления требования о возврате, но не позднее 31.12.2021 (п. п. 5, 6 Положения).
При принятии решения о предоставлении равнозначного туристского продукта туроператор направляет заказчику (непосредственно или через турагента) в течение 60 календарных дней с 24.07.2020 уведомление, содержащее обязательство по предоставлению не позднее 31.12.2021 такого туристского продукта. Турагент обязан направить заказчику уведомление в течение одного рабочего дня (в случае приобретения турпутевки через турагента).
Если на 24.07.2020 наступили сроки предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, и туроператором не направлено заказчику соответствующее уведомление в установленный срок, туроператор должен вернуть ему уплаченную за турпутевку сумму не позднее 31.12.2020 (п. п. 2, 3 7 Положения; п. 2 Постановления N 1073).
Судом установлено, что договор о реализации туристского продукта был заключен между истцом и ответчиком 14 января 2020 года, т.е. в период до 31 марта 2020 года, порядок расторжения, которых урегулирован Постановлением Правительства РФ от 20.07.2020 года N 1073; предложение о равнозначном туристском продукте истцу не поступало и от него истец не отказывался; соответственно срок возврата истцу денежных средств на момент рассмотрения дела не наступил.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок для возврата денежных средств у ответчика не наступил, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения требований в части взыскания денежных средств, уплаченных по договору о реализации туристского продукта, соответственно не имеется оснований и для удовлетворения производных требований в части взыскания процентов за пользования чужими денежными средствами и компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Малаховой Ольги Леонидовны к Обществу с ограниченной ответственностью «Восток Трэвел» о расторжении договора № 599 от 14 января 2020 года реализации туристского продукта, взыскании суммы в размере 293316 рублей, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1490 рублей 62 копейки-отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 27 августа 2020 года.
Председательствующий Я.А. Конышева