Судья Щербина И.С. Дело № 33а-2880/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2-1800/2021 по административному исковому заявлению военного прокурора Брянского гарнизона действующего в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц к призывной комиссии Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании незаконными решений призывных комиссий,
по апелляционной жалобе представителя Д.Д.А. - К.О.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 23 июля 2021 года, которым постановлено:
«административные исковые требования военного прокурора Брянского гарнизона действующего в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц к призывной комиссии Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании незаконным решения призывной комиссии – удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 №7/101 незаконным.
Признать решение призывной комиссии Орловской области от 23.05.2013 №27 в части утверждения решения призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 №7/101 незаконным».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав представителя Д.Д.А.- К.О.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя военного комиссариата Орловской области К.З.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – военный прокурор Брянского гарнизона, действующий в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании незаконным решений призывных комиссий.
В обоснование заявленных требований указывал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Д.Д.А. 04.02.2008 был поставлен на военный учет в военном комиссариате г. Ливны и Ливенского района Орловской области.
В период военного призыва 2013 года в военный комиссариат был представлен акт исследования состояния здоровья Д.Д.А. от 08.02.2013, выданный БУЗОО «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», в соответствии с которым Д.Д.А. имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы.
На основании вышеуказанного медицинского документа решением призывной комиссии военного комиссариата г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 Д.Д.А. признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании пп. «а» п.1 ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Вместе с тем, согласно сведениям БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи и. ФИО7», Д.Д.А. в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 за медицинской помощью не обращался.
По мнению административного истца, представленный подложный документ – акт исследования состояния здоровья Д.Д.А. ввел членов призывной комиссии в заблуждение относительно состояния здоровья последнего.
Указанный подложный документ послужил основанием для принятия решения призывной комиссией г. Ливны и Ливенского райцона Орловской области о признании Д.Д.А. ограниченно годным к военной службе и освобождении от призыва на военную службу, зачислении в запас при отсутствии законных оснований.
Указанное решение призывной комиссии г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 было утверждено решением призывной комиссии Орловской области (протокол от 23.05.2013).
По указанным основаниям, административный истец просил суд признать решение призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № и решение призывной комиссии Орловской области от 23.05.2013 №27 в части утверждения решения призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № незаконными.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», комиссия врачей: ФИО8, ФИО9, призывная комиссия г.Ливны и Ливенского района Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Д.Д.А. - К.О.В. просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Приводит довод о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным иском, так как о возможном факте использования подложных (поддельных) документов (актов исследования состояния здоровья), послуживших основанием для освобождения граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах Орловской области, административному истцу стало известно ранее 14.02.2021, а именно 31.07.2020 из поступившего в адрес военной прокуратуры сообщения отдела ФСБ войсковой части 77107 №, а также из ответов на запросы военного комиссариата Орловской области, БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», военного комиссариата г. Ливны и Ливенского района, полученных в срок до 26.01.2021, справки об исследовании №.
Полагает, что судом первой инстанции необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства Военной прокуратуры Брянского гарнизона об отложении судебного заседания, а также ходатайства представителя административного истца об истребовании материалов прокурорской проверки и обеспечении явки административного истца в судебное заседание.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель военной прокуратуры Брянского гарнизона Г.И.С. полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Административный истец- военный прокурор Брянского гарнизона, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно статье 22 названного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Исходя из положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военные комиссариаты осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
Согласно статье 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (п. 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе (пункт 2 указанной статьи).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565.
В приложении к указанному Положению содержатся требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - I графа.
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Из приведенных выше норм следует, что в обязанности призывной комиссии включены вопросы оценки достоверности и обоснованности сведений о состоянии здоровья призывника, содержащихся в соответствующих медицинских документах, поскольку именно они служат основанием для принятия призывной комиссией определенного решения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу (признанного негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья) выносится на основании изучения подлинников акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения, листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Из материалов дела усматривается, что 04.02.2008 Д.Д.А., <дата> года рождения, был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г. Ливны и Ливенского района Орловской области (т. 1 л.д. 11-14).
При этом, в военный комиссариат г. Ливны и Ливенского района Орловской области в период призыва 2013 года Д.Д.А. был представлен акт исследования состояния здоровья от 08.02.2013 №, выданный БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» в соответствии с которым последний имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы, – «остеохондроз нижнего отдела позвоночника С5-С6» (т. 1 л.д. 15-17).
Решением призывной комиссии г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № Д.Д.А. был признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Указанное решение призывной комиссии г. Ливны и Ливенского района Орловской области утверждено протоколом призывной комиссии Орловской области (протокол от 23.05.2013 № 27).
При рассмотрении дела судом установлено, что 06.08.2020 в адрес военного прокурора Брянского гарнизона поступило сообщение отдела ФСБ России в отношении граждан призывного возраста, согласно которого отделом ФСБ России войсковая часть 77107 получены данные о возможном факте использования подложных документов (актов исследования состояния здоровья), послуживших основанием для освобождения граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах Орловской области, в том числе Д.Д.А. (т. 1 л.д.70-74).
По информации БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» Д.Д.А. находился на стационарном лечении в оториноларингологическом отделении больницы в период с 24.12.2013 по 31.12.2013 (т. 1 л.д.90, 43-45), тогда как в военный комиссариат г. Ливны и Ливенского района Орловской области в период призыва 2013 года Д.Д.А. был представлен акт исследования состояния здоровья от 08.02.2013 №, выданный БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» в соответствии с которым последний имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы, – «остеохондроз нижнего отдела позвоночника С5-С6» (т. 1 л.д. 15-17).
Допрошенная судом первой инстанции врач лечебного учреждения ФИО9, пояснила, что акт исследования состояния здоровья Д.Д.А. № от 08.02.2013 она не подписывала, рукописный текст данного акта также выполнен не ею. Кроме того, бланк данного акта оформлен неправильно (т.1 л.д.121об.).
Как следует из справки об исследовании ЭКЦ УМВД России по Орловской области от 05.02.2021 №/и, оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» и оттиск гербовой печати БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», расположенные на акте исследования состояния здоровья Д.Д.А. № от 08.02.2013 нанесены формами высокой печати. Оттиск прямоугольного штампа на акте исследования состояния здоровья № от 08.02.2013 и оттиск прямоугольного штампа, представленный в качестве образца, нанесены разными штампами. Оттиск гербовой печати БУЗ «Орловской области больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», расположенный в акте исследования состояния здоровья № от 08.02.2013 на Д.Д.А. и изображение экспериментальных образцов гербовой печати БУЗ Орловской области больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», представленных в качестве образцов получены с разных печатей (различие установлено по содержанию) (т. 1 л.д.101).
Установив при разрешении спора, что Д.Д.А. был представлен подложный (фиктивный) акт исследования состояния здоровья, который послужил основанием для принятия решения призывной комиссией г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № о признании его ограниченно годным к военной службе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для признания решений призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № и призывной комиссии Орловской области от 23.05.2013 № в части утверждения решения призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № незаконными.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным иском во внимание не принимается, так как опровергается материалами дела, из которых следует, что прокурор обратился в суд с настоящим административным иском 11.06.2021, после окончания 14.04.2021 в полном объеме прокурорской проверки, т.е. в установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок (т.1, л.д.102).
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 23 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Д.Д.А. - К.О.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Щербина И.С. Дело № 33а-2880/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2021 года г. Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Циркуновой О.М.,
судей Сабаевой И.Н., Сафроновой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2-1800/2021 по административному исковому заявлению военного прокурора Брянского гарнизона действующего в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц к призывной комиссии Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании незаконными решений призывных комиссий,
по апелляционной жалобе представителя Д.Д.А. - К.О.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 23 июля 2021 года, которым постановлено:
«административные исковые требования военного прокурора Брянского гарнизона действующего в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц к призывной комиссии Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании незаконным решения призывной комиссии – удовлетворить.
Признать решение призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 №7/101 незаконным.
Признать решение призывной комиссии Орловской области от 23.05.2013 №27 в части утверждения решения призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 №7/101 незаконным».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Сабаевой И.Н., выслушав представителя Д.Д.А.- К.О.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя военного комиссариата Орловской области К.З.И., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец – военный прокурор Брянского гарнизона, действующий в интересах Российской Федерации и в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Орловской области, федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Орловской области» о признании незаконным решений призывных комиссий.
В обоснование заявленных требований указывал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Д.Д.А. 04.02.2008 был поставлен на военный учет в военном комиссариате г. Ливны и Ливенского района Орловской области.
В период военного призыва 2013 года в военный комиссариат был представлен акт исследования состояния здоровья Д.Д.А. от 08.02.2013, выданный БУЗОО «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», в соответствии с которым Д.Д.А. имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы.
На основании вышеуказанного медицинского документа решением призывной комиссии военного комиссариата г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 Д.Д.А. признан «В» - ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании пп. «а» п.1 ст.23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Вместе с тем, согласно сведениям БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи и. ФИО7», Д.Д.А. в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 за медицинской помощью не обращался.
По мнению административного истца, представленный подложный документ – акт исследования состояния здоровья Д.Д.А. ввел членов призывной комиссии в заблуждение относительно состояния здоровья последнего.
Указанный подложный документ послужил основанием для принятия решения призывной комиссией г. Ливны и Ливенского райцона Орловской области о признании Д.Д.А. ограниченно годным к военной службе и освобождении от призыва на военную службу, зачислении в запас при отсутствии законных оснований.
Указанное решение призывной комиссии г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 было утверждено решением призывной комиссии Орловской области (протокол от 23.05.2013).
По указанным основаниям, административный истец просил суд признать решение призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № и решение призывной комиссии Орловской области от 23.05.2013 №27 в части утверждения решения призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № незаконными.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», комиссия врачей: ФИО8, ФИО9, призывная комиссия г.Ливны и Ливенского района Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Д.Д.А. - К.О.В. просит решение районного суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Приводит довод о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным иском, так как о возможном факте использования подложных (поддельных) документов (актов исследования состояния здоровья), послуживших основанием для освобождения граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах Орловской области, административному истцу стало известно ранее 14.02.2021, а именно 31.07.2020 из поступившего в адрес военной прокуратуры сообщения отдела ФСБ войсковой части 77107 №, а также из ответов на запросы военного комиссариата Орловской области, БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», военного комиссариата г. Ливны и Ливенского района, полученных в срок до 26.01.2021, справки об исследовании №.
Полагает, что судом первой инстанции необоснованно было отказано в удовлетворении ходатайства Военной прокуратуры Брянского гарнизона об отложении судебного заседания, а также ходатайства представителя административного истца об истребовании материалов прокурорской проверки и обеспечении явки административного истца в судебное заседание.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель военной прокуратуры Брянского гарнизона Г.И.С. полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Административный истец- военный прокурор Брянского гарнизона, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представил, о причинах неявки не сообщил.
При изложенных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 КАС РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены состоявшегося по делу решения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Порядок призыва граждан на военную службу определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно статье 22 названного Федерального закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Исходя из положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военные комиссариаты осуществляют проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет и призыве на военную службу.
Согласно статье 5.1 указанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (п. 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе (пункт 2 указанной статьи).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565.
В приложении к указанному Положению содержатся требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, в том числе, при их первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу - I графа.
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Из приведенных выше норм следует, что в обязанности призывной комиссии включены вопросы оценки достоверности и обоснованности сведений о состоянии здоровья призывника, содержащихся в соответствующих медицинских документах, поскольку именно они служат основанием для принятия призывной комиссией определенного решения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663», решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу (признанного негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья) выносится на основании изучения подлинников акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения, листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Из материалов дела усматривается, что 04.02.2008 Д.Д.А., <дата> года рождения, был поставлен на воинский учет в военном комиссариате г. Ливны и Ливенского района Орловской области (т. 1 л.д. 11-14).
При этом, в военный комиссариат г. Ливны и Ливенского района Орловской области в период призыва 2013 года Д.Д.А. был представлен акт исследования состояния здоровья от 08.02.2013 №, выданный БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» в соответствии с которым последний имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы, – «остеохондроз нижнего отдела позвоночника С5-С6» (т. 1 л.д. 15-17).
Решением призывной комиссии г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № Д.Д.А. был признан ограниченно годным к военной службе и освобожден от призыва на военную службу на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Указанное решение призывной комиссии г. Ливны и Ливенского района Орловской области утверждено протоколом призывной комиссии Орловской области (протокол от 23.05.2013 № 27).
При рассмотрении дела судом установлено, что 06.08.2020 в адрес военного прокурора Брянского гарнизона поступило сообщение отдела ФСБ России в отношении граждан призывного возраста, согласно которого отделом ФСБ России войсковая часть 77107 получены данные о возможном факте использования подложных документов (актов исследования состояния здоровья), послуживших основанием для освобождения граждан призывного возраста, состоящих на воинском учете в военных комиссариатах Орловской области, в том числе Д.Д.А. (т. 1 л.д.70-74).
По информации БУЗ ОО «Больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко» Д.Д.А. находился на стационарном лечении в оториноларингологическом отделении больницы в период с 24.12.2013 по 31.12.2013 (т. 1 л.д.90, 43-45), тогда как в военный комиссариат г. Ливны и Ливенского района Орловской области в период призыва 2013 года Д.Д.А. был представлен акт исследования состояния здоровья от 08.02.2013 №, выданный БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» в соответствии с которым последний имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы, – «остеохондроз нижнего отдела позвоночника С5-С6» (т. 1 л.д. 15-17).
Допрошенная судом первой инстанции врач лечебного учреждения ФИО9, пояснила, что акт исследования состояния здоровья Д.Д.А. № от 08.02.2013 она не подписывала, рукописный текст данного акта также выполнен не ею. Кроме того, бланк данного акта оформлен неправильно (т.1 л.д.121об.).
Как следует из справки об исследовании ЭКЦ УМВД России по Орловской области от 05.02.2021 №/и, оттиск прямоугольного штампа БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко» и оттиск гербовой печати БУЗ Орловской области «БСМП им. Н.А. Семашко», расположенные на акте исследования состояния здоровья Д.Д.А. № от 08.02.2013 нанесены формами высокой печати. Оттиск прямоугольного штампа на акте исследования состояния здоровья № от 08.02.2013 и оттиск прямоугольного штампа, представленный в качестве образца, нанесены разными штампами. Оттиск гербовой печати БУЗ «Орловской области больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», расположенный в акте исследования состояния здоровья № от 08.02.2013 на Д.Д.А. и изображение экспериментальных образцов гербовой печати БУЗ Орловской области больница скорой медицинской помощи им. Н.А. Семашко», представленных в качестве образцов получены с разных печатей (различие установлено по содержанию) (т. 1 л.д.101).
Установив при разрешении спора, что Д.Д.А. был представлен подложный (фиктивный) акт исследования состояния здоровья, который послужил основанием для принятия решения призывной комиссией г. Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № о признании его ограниченно годным к военной службе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для признания решений призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № и призывной комиссии Орловской области от 23.05.2013 № в части утверждения решения призывной комиссии г.Ливны и Ливенского района Орловской области от 26.04.2013 № незаконными.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с административным иском во внимание не принимается, так как опровергается материалами дела, из которых следует, что прокурор обратился в суд с настоящим административным иском 11.06.2021, после окончания 14.04.2021 в полном объеме прокурорской проверки, т.е. в установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ срок (т.1, л.д.102).
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 23 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Д.Д.А. - К.О.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи