Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.
при секретаре Семиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Осиповой ФИО7 к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Осипова Н.Б. обратилась в суд с настоящим иском. В обоснование своих требований истица указала, что зарегистрирована и проживает в квартире № дома № по ул. <адрес> в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с Министерством обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения РФ, поручившим заключение, изменение и расторжение договора ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ. В данном жилом помещении зарегистрирована одна.
Согласно ст. 1 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец обратился в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о приватизации квартиры. Однако было отказано в связи с тем, что жилое помещение не учитывается в реестре муниципального имущества и заключить договор на передачу жилого помещения в собственность не представляется возможным. Также письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> было сообщено, что указанный жилой дом в реестре федерального имущества не учитывается. Министерство обороны РФ препятствует в реализации конституционных прав. В связи с чем, истица обратилась в суд, и просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на спорную квартиру.
В судебном заседании истец Осипова Н.Б. и её представитель по доверенности Духанин А.Р. исковые требования поддержали.
Представители ответчиков – МО РФ, ДЖО МО РФ в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Представители третьих лиц – ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ и ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Осипова Н.Б. зарегистрирована в квартире № дома № по ул. <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги, в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного Осиповой Н.Б. (Наниматель) с Министерством обороны РФ (Наймодатель), действующим от имени собственника жилого помещения РФ, поручившим заключение, изменение и расторжение договора ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ (л.д. 7, 26).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32), квартира по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.) и закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным каченным учреждением «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Согласно ст. 1 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец обратился в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о приватизации квартиры. Однако истцу было отказано в связи с тем, что жилое помещение не учитывается в реестре муниципального имущества и заключить договор на передачу жилого помещения в собственность не представляется возможным (л.д. 8-9).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. из Департамента имущественных отношений МО РФ истцу разъяснено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «<данные изъяты>» Минобороны России. Учитывая, что Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации жилого помещения может быть принято в рамках гражданского судопроизводства (л.д. 13).
В соответствии со ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьёй 2 названного Закона предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Статья 18 указывает, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности граждане - наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе и право на приватизацию жилых помещений.
В силу разъяснения, содержащегося в пунктах 5 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ за №8, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе и долевую. При этом гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемых им жилых помещений на не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В судебном заседании установлено, что оснований, исключающих приватизацию согласно ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не имеется, истица ранее участия в приватизации не принимала (л.д. 29-30).
Пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривает, что установление права на приватизацию осуществляется публичной властью и государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Данным положениям Закона отвечают и пункты 6,7 Постановления <адрес> городской Думы «Об утверждении Положения о приватизации жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ за №6-1, согласно которым передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется Комитетом по управлению жилищным фондом городского округа <адрес>, - по жилым помещениям муниципального жилищного фонда городского округа <адрес>; предприятием, за которым закреплен государственный жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или учреждением, в оперативное управление которого переданы жилые помещения государственного жилищного фонда (ведомственный фонд).
Между тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке в федеральную или муниципальную собственность не передавалось, что в настоящее время создает препятствия истцу в реализации своего права на участие в приватизации.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы данного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Кроме того, как указано в п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8 и 35 Конституции РФ) во взаимосвязи со статьей 2 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Осиповой ФИО8 право собственности в порядке приватизации на квартиру № в доме № по ул. <адрес>.
Погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним: запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ о праве оперативного управления Федерального Государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру № дома № по ул. <адрес>; запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. о праве собственности Российской Федерации на квартиру № дома № по ул. <адрес>.
В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указанное судебное решение является основанием для государственной регистрации приобретения Осиповой ФИО9 права собственности (в порядке приватизации) на указанное жилое помещение - квартиру № в доме № по ул. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в <адрес> областной суд через районный суд.
Судья И.В. Хрячков
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.
при секретаре Семиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Осиповой ФИО7 к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
Осипова Н.Б. обратилась в суд с настоящим иском. В обоснование своих требований истица указала, что зарегистрирована и проживает в квартире № дома № по ул. <адрес> в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с Министерством обороны РФ, действующим от имени собственника жилого помещения РФ, поручившим заключение, изменение и расторжение договора ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ. В данном жилом помещении зарегистрирована одна.
Согласно ст. 1 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец обратился в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о приватизации квартиры. Однако было отказано в связи с тем, что жилое помещение не учитывается в реестре муниципального имущества и заключить договор на передачу жилого помещения в собственность не представляется возможным. Также письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> было сообщено, что указанный жилой дом в реестре федерального имущества не учитывается. Министерство обороны РФ препятствует в реализации конституционных прав. В связи с чем, истица обратилась в суд, и просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на спорную квартиру.
В судебном заседании истец Осипова Н.Б. и её представитель по доверенности Духанин А.Р. исковые требования поддержали.
Представители ответчиков – МО РФ, ДЖО МО РФ в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Представители третьих лиц – ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ и ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Осипова Н.Б. зарегистрирована в квартире № дома № по ул. <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги, в соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного Осиповой Н.Б. (Наниматель) с Министерством обороны РФ (Наймодатель), действующим от имени собственника жилого помещения РФ, поручившим заключение, изменение и расторжение договора ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ (л.д. 7, 26).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 32), квартира по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.) и закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным каченным учреждением «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации (запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Согласно ст. 1 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец обратился в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлением о приватизации квартиры. Однако истцу было отказано в связи с тем, что жилое помещение не учитывается в реестре муниципального имущества и заключить договор на передачу жилого помещения в собственность не представляется возможным (л.д. 8-9).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. из Департамента имущественных отношений МО РФ истцу разъяснено, что жилое помещение по адресу: <адрес>, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «<данные изъяты>» Минобороны России. Учитывая, что Минобороны России не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации жилого помещения может быть принято в рамках гражданского судопроизводства (л.д. 13).
В соответствии со ст.1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьёй 2 названного Закона предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. Статья 18 указывает, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности граждане - наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе и право на приватизацию жилых помещений.
В силу разъяснения, содержащегося в пунктах 5 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ за №8, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе и долевую. При этом гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемых им жилых помещений на не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В судебном заседании установлено, что оснований, исключающих приватизацию согласно ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не имеется, истица ранее участия в приватизации не принимала (л.д. 29-30).
Пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предусматривает, что установление права на приватизацию осуществляется публичной властью и государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Данным положениям Закона отвечают и пункты 6,7 Постановления <адрес> городской Думы «Об утверждении Положения о приватизации жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ за №6-1, согласно которым передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется Комитетом по управлению жилищным фондом городского округа <адрес>, - по жилым помещениям муниципального жилищного фонда городского округа <адрес>; предприятием, за которым закреплен государственный жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или учреждением, в оперативное управление которого переданы жилые помещения государственного жилищного фонда (ведомственный фонд).
Между тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке в федеральную или муниципальную собственность не передавалось, что в настоящее время создает препятствия истцу в реализации своего права на участие в приватизации.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы данного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Кроме того, как указано в п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8 и 35 Конституции РФ) во взаимосвязи со статьей 2 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Осиповой ФИО8 право собственности в порядке приватизации на квартиру № в доме № по ул. <адрес>.
Погасить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним: запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ о праве оперативного управления Федерального Государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации на квартиру № дома № по ул. <адрес>; запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. о праве собственности Российской Федерации на квартиру № дома № по ул. <адрес>.
В соответствии с п.1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указанное судебное решение является основанием для государственной регистрации приобретения Осиповой ФИО9 права собственности (в порядке приватизации) на указанное жилое помещение - квартиру № в доме № по ул. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в <адрес> областной суд через районный суд.
Судья И.В. Хрячков