Дело №2-4104/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> районный суд <адрес>
В составе: председательствующего Сидоренко ЕА
При секретаре Бондаревой ЯА
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации <адрес> об отказе в постановке на учет граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса,
У С Т А Н О В И Л:
Киронова РШ предъявила иск к администрации <адрес> об отказе в постановке на учет граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
Свои требования мотивирует тем, что она вместе со своим супругом и 4 несовершеннолетними детьми, на основании договора найма жилого помещения, проживает в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
К заявлению ею были приложены документы в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса».
Согласно ответу администрации <адрес> от 12.03,2015 №К-1710 решением жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учете граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса из-за несоответствия ее категориям граждан, определенных в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса».
С указанным отказом она не согласна, он нарушает не только ее права, но и права членов ее семьи. Считает, что имеет право состоять на указанном учете, так как она и члены ее семьи в соответствии со ст. 5 1 Жилищного кодекса Российской Федерации являются нуждающимися в жилых помещениях. Результатом постановки на учет граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса. является приобретение квартиры и улучшение тем самым жилищных условий семьи.
Просит суд признать решение жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и обязать администрацию <адрес> поставить ее на учет граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
В судебном заседании истица Киронова РШ иск поддержала по выше изложенным основаниям. Суду пояснила, что своего жилья ее семья не имела и не имеет. Муж служил в системе исполнения наказаний, уволен со службы в связи с сокращением. Ее семья имеет небольшой доход, соответственно приобрести жилье в ипотеку не они не имеют возможности. Они проживают в общежитии СиБЮИ, но в здании начинается капитальный ремонт и у ее семьи не имеется иной перспективы, как оказаться на улицу. Не понимает, почему она при наличии факта признания нуждающейся в обеспечении жильем, отсутствия жилого помещения для постоянного проживания, не может рассчитывать на приобретение жилья экономического класса. Просит иск удовлетворить.
Администрация города своего представителя не направила, о месте и времени судебного заседании я извещена надлежащим образом, в письменных возражениях на иск просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд считает, что иск следует удовлетворить в силу следующего.
Киронова РШ ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, состав семьи - истец, супруг и 4 детей, указав в заявлении, что относится к категориям, имеющим право на приобретение жилья экономического класса, а именно:
граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом президента Российской Федерации, а также, граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по указанным основаниям, но не состоящие на таком учета;
граждане, имеющие 3 и более детей.
Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №4) истице было отказано в по постановке на учет граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на основании подп. «а» п. 2 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1099«О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса», в связи с тем, что она не является нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма либо членом семьи нанимателя, а также не имеет на праве собственности жилого помещения и не является членом семьи собственника жилого помещения, проживает по <адрес> на условиях специализированного найма жилого помещения в общежитии, когда приведенной нормой установлена совокупность оснований для включения в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, и помимо указанных истицей оснований необходимо то, что гражданин является нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
По мнению комиссии, поскольку истица не является нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма либо членом семьи нанимателя, а также не имеет на праве собственности жилого помещения и не является членом семьи собственника жилого помещения, проживает по <адрес> на условиях специализированного найма жилого помещения в общежитии, она не имеет совокупности оснований для включения в указанные списки.
По мнению суда, факт того, что семья истицы проживает в общежитии, не имеет в собственности жилого помещения либо жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи собственника либо членом семьи нанимателя, не является достаточным основанием для отказа истице во включении в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
.Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п.35 ст.16.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" в целях настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации определяет отдельные категории граждан и основания их включения в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Фонда, переданных в безвозмездное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, в сроки, предусмотренные частью 34 настоящей статьи, а также форму указанного списка и состав сведений, включаемых в указанный список.
В соответствии с п.п. а,г п.1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса" к категориям граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", в том числе относятся следующие категории граждан:
граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, а также граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по указанным основаниям, но не состоящие на таком учете;
граждане, имеющие 3 и более детей, - независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
В соответствии с п.2 приведенного Постановления граждане, относящиеся к одной или одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 настоящего перечня, включаются в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья, в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", при наличии одновременно в том числе следующих оснований в совокупности:
гражданин является нанимателем жилого помещения или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, при этом общая площадь занимаемого жилого помещения (с учетом площади, приходящейся на каждого члена семьи) не превышает размер общей площади жилого помещения, рассчитанный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, более чем на 18 квадратных метров либо количество комнат в жилом помещении (квартире или жилом доме) меньше количества проживающих в нем семей (в том числе если семья состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
Истица, имеющая основания, установленные п.1 приведенного Перечня, проживает с семьей, состоящей из пяти человек в общежитии № СибЮИ ФСКН России по адресу: <адрес>, секция №11, комнаты №7,8 на основании договора найма № жилого помещения (места) в общежитии для проживания сотрудника (работника) СибЮИ ФСКН России от 26.06.2013. Согласно п.2 договора найма жилое помещение предоставляется в связи со службой (работой) в СибЮИ ФСКН России.
По мнению суда то, что истица и члены ее семьи проживают в общежитии, жилые помещения в котором ей предоставлены в связи с работой, не является основанием считать, что у истица отсутствуют основания, указанные в выше приведенном п.2 Постановления, и она не может быть включена в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
Согласно ст.10 Жилищного Кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
Согласно ст.92 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся) жилые помещения в общежитиях;
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно ст.93 Жилищного Кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст.99 Жилищного Кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
С учетом того, что договор найма жилого помещения в общежитии определяется субъектным составом и характером отношением сторон договора найма, а к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 Жилищного Кодекса Российской Федерации согласно ст. 100, права нанимателя по сравнению с правами нанимателя по договору социального найма жилого помещения ограничиваются лишь отсутствием возможности распоряжаться им, приобретать в собственность, договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда имеет срок действия, который ограничен наступлением определенного в законе события (прекращение трудовых отношений), суд считает, что граждане, проживающие в общежитии по договору найма не могут быть ограничены в реализации своего права на приобретение жилья экономического класса при наличии условий, указанных в п.1 Перечня.
Иное толкование, по мнению суда, противоречит положениям п.2 Перечня, согласно которого в списки граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса подлежит включению гражданин, имеющий из совокупности оснований то, что гражданин является нанимателем жилого помещения, а нанимателем жилого помещения является как гражданин – наниматель по договору социального найма, так и гражданин- наниматель по договору найма специализированного жилого помещения.
При ином толковании ( в толковании жилищной комиссии) право на приобретение жилья экономического класса имеют только те граждане, которые имеют жилые помещения для постоянного проживания, но не обеспечены жильем по социальной норме, а граждане, не имеющие жилья для постоянного проживания, соответственно имеющие более худшие жилищные условия, такого право не имеют, что по мнению суда не допустимо, поскольку граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма и граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы имеют равное право на признание нуждающимися в жилых помещениях (ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с неоднократно выраженной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В силу изложенного суд считает, что решение жилищной комиссией по заявлению истицы основано на неверном толковании положений выше приведенного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса", соответственно нельзя признать его законным. Требование истицы следует удовлетворить и обязать администрацию <адрес> поставить ФИО3 на учет для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
Иных оснований для отказа во включении в указанный список, кроме рассмотренного, жилищная комиссия не приводила своем решении.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Обязать администрацию <адрес> поставить ФИО3 на учет для включения в список граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: