Дело №
УИД №RS0№-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 декабря 2021 г. п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Мусихина А.В., при секретаре Кузнецовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чернышевского района, действующего в интересах ФИО1, ФИО5 к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении, возложении обязанности по включению в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи, взыскании финансовой помощи,
установил:
Прокурор Чернышевского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах ФИО1, ФИО5 В обоснование иска указал, что истцы постоянно проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> 2006 и 2007 года соответственно.
Факт проживания ФИО1, ФИО5 в указанном жилом помещении подтверждается: постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 № 367 «Об определении границ зон действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях на территории муниципального района «Чернышевский район», где <адрес> включена в зону подтопления; актом обследования утраченного имущества первой необходимости, согласно которому пострадавшими от паводка являются ФИО7, ФИО8, ФИО15, ФИО5, проживающие по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в результате наводнения, согласно акту обследования утраченного имущества первой необходимости, имущество первой необходимости по месту жительства по адресу: <адрес>, утрачено частично.
Согласно информации администрации муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15, ФИО5 не включены в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием на момент возникновения паводковой ситуации постоянной регистрации по адресу: <адрес>.
Просит установить факт постоянного проживания истцов в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>, признать за истцами право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, включить истцов в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества и взыскать её в пользу истцов.
В судебном заседании истцы ФИО15, ФИО5, заявленные требования поддержали по основаниям и доводам изложенным в исковом заявлении и просят суд их удовлетворить.
В судебном заседании заместитель прокурора Шведко А.В., действующий в интересах истцов, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - администрации муниципального района «Чернышевский район» Кожина Н.Ю., в судебное заседание не прибыла, мнение по заявленным требованиям не высказала.
Представитель ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Н.В. Гуменная, действующий на основании доверенности от 29 сентября 2021 г., будучи надлежащим образом и своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился. В представленном отзыве просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Исковые требования не признала, указав, что компенсация может быть выплачена только в случае, прямо предусмотренном Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». По заявленным исковым требованиям Министерство является ненадлежащим ответчиком. Согласно заявленным требованиям оказание финансовой помощи в размере 50 000 рублей на человека должно происходить за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет резервного фонда Правительства Забайкальского края. Предоставление мер поддержки в виде финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества носит компенсационный характер, такие меры предоставляются лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, не имеющей более имущества первой необходимости, указанные меры призваны оперативно восстановить возможность нормальной жизнедеятельности пострадавших граждан. Доказательств того, что истцы оказались в трудной жизненной ситуации ничем не подтверждены. Один лишь факт постоянного проживания истца на территории, вошедшей в границы зоны чрезвычайной ситуации не является основанием для признания его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Просит в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г.№68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В соответствии с п. 8, 9 ст. 1.1 Закона Забайкальского края «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий Забайкальского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 5 октября 2009 года №248-ЗЗК, порядок деятельности органов управления и сил Забайкальской территориальной подсистемы и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Забайкальского края.
Губернатор Забайкальского края принимает решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Забайкальской территориальной подсистемы, а также устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Понятие места жительства раскрывается в ст.20 ГК РФ, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.
В соответствии со ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства, согласно статье 2 указанного закона понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
В соответствии со ст.264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В судебном заседании установлено, что постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 г. №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», с 18 июня 2021 года введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края в границах муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края.
Чрезвычайную ситуацию классифицировать как чрезвычайную ситуацию регионального характера.
Указано Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края в срок до 15 июля 2021 года разработать нормативный правовой акт, устанавливающий размер и порядок осуществления выплат гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации; в срок до 15 августа 2021 года совместно с Министерством финансов Забайкальского края произвести выплату из резервного фонда Правительства Забайкальского края гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, с учетом проведенной оценки ущерба.
Постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» от 23 июля 2021 года на территории муниципального района «Чернышевский район» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы Администрации муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 №367, определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район».
Согласно п.1.8 указанного постановления жилой двухквартирный <адрес> включен в границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация».
Постановлением Главы Администрации муниципального района «Чернышевский район» от 23.07.2021 №357.1 создана комиссия по оценке причиненного ущерба имуществу граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории муниципального района и утвержден её состав.
Утверждено положение о комиссии по оценке причиненного ущерба имуществу граждан, пострадавших в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории муниципального района.
Решением от 02.11.2021 г. межведомственной комиссии по оценке материального ущерба, причиненного июльским паводком 2021г. истцы не включены в список на оказание единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием постоянной регистрации в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, о чем им было доведено.
Как следует из материалов дела, истец ФИО15 состоит в зарегистрированном браке с ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия «ФИО16» (л.д.52).
От брака имеют дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается копией свидетельства о рождении.
ФИО12 состоит в зарегистрированном браке с ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака ей присвоена фамилия «ФИО17» (л.д.53), от брака имеют дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
В судебном заседании установлено, что также подтверждается материалами дела ФИО15 и ФИО5 фактически проживают в квартире по адресу: <адрес>, совместно с ФИО7, ФИО8, ФИО4
Указанная квартира принадлежала матери супруги истца ФИО1, после смерти которой, ФИО7 в наследство не вступила.
ФИО15 имеет регистрацию по адресу: <адрес> с 2007 года.
В судебном заседании установлено, что вышеуказанный дом принадлежит на основании договора на передачу квартир в собственность граждан ФИО13, личных вещей и предметов первой необходимости у истца ФИО1 в нем не имеется.
Истец ФИО5 зарегистрирован по адресу: <адрес>. В судебном заседании установлено, что ФИО5 по указанному адресу не проживает с 2007 года.
Из актов обследования утраченного имущества первой необходимости в результате паводковых явлений на территории муниципального района «<адрес>» <адрес> следует, что имущество первой необходимости по адресу: <адрес> пострадавших ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО5 утрачено частично.
Согласно справок Чернышевского отдела ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края следует, что пострадавшим ФИО8, ФИО4 финансовая помощь, в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, а также единовременная материальная помощь получены 09.2021 года.
Факт постоянного проживания истцов в жилом помещении по <адрес> также подтверждается: копиями медицинских документов, в том числе медицинских карт, копией заявления о предоставлении транша, датированного ДД.ММ.ГГГГ, квитанциями о доставке пенсии ФИО15 по данному адресу.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
При таких обстоятельствах установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации в июле 2021 года истцы ФИО15, ФИО5, постоянно проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и закрепляет, что в Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40).
Согласно «Порядка оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году», утвержденному постановлением Правительства Забайкальского края №253 от 13 июля 2021 г., под пострадавшими гражданами понимаются граждане Российской Федерации, включенные в списки граждан, нуждающихся в получении финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - списки); под имуществом первой необходимости понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: а) предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; б) предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табурет); в) предметы мебели для сна - кровать (диван); г) предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); д) предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
1) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; 2) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Пострадавшие граждане имеют право на финансовую помощь в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50 тыс. рублей на человека.
Предоставление пострадавшим гражданам выплат осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Забайкальского края следующих условий: 1) постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; 2) утрата пострадавшим гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Проведение оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края, населенные пункты которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации (далее - комиссии).
Формирование списков осуществляется комиссиями в соответствии с разделом 6 Порядка подготовки и представления высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации документов в МЧС России для обоснования предельного объема запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
На основании утвержденных Губернатором Забайкальского края списков Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края осуществляет выплату пострадавшим гражданам.
Финансирование расходов на предоставление выплат осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе резервного фонда Правительства Забайкальского края в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление компенсационных выплат, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.
Установлено, что в результате паводковых явлений на территории муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края истцами было частично утрачено имущество первой необходимости (8 наименований предметов имущества первой необходимости), что подтверждается актом обследования.
При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Исключительных обстоятельств, требующих обращение решения суда к немедленному исполнению, судом не установлено.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Чернышевского района, действующего в интересах ФИО1, ФИО5 удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, для получения финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Признать за ФИО1, ФИО5 право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Обязать Администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить ФИО1, ФИО5 в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году.
Взыскать с Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в пользу ФИО1, ФИО5 финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей на каждого за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В.Мусихин
Мотивированное решение изготовлено: 03 января 2022 года.